Зарегистрировано — 123 809Зрителей: 66 868
Авторов: 56 941
On-line — 25 554Зрителей: 5041
Авторов: 20513
Загружено работ — 2 130 804
«Неизвестный Гений»
Новости
Почему русского гения-импрессиониста, которым восхищалась Европа, забыли на Родине: Константин Горбатов
Картины ярчайшего представителя русского импрессионизма Константина Горбатова во многих западных каталогах русской живописи по ценности следуют за произведениями самого Ивана Айвазовского. Однако о великом маринисте в России знает каждый, а о Горбатове – лишь искусствоведы, да и те любители живописи, кто видел его произведения в провинциальных отечественных музеях. И мы сегодня постараемся устранить этот пробел и познакомить вас с творчеством известного всему миру волжского импрессиониста, имя которого незаслуженно было забыто на Родине.
Зачастую бывает так, что за художника говорят сами его картины, причем красноречивее и объективнее, нежели его биографы. В случае с Константином Горбатовым они действительно "говорили" громко, еще при его жизни, причем на разных языках. В эмиграции в 20-30-х годах прошлого века Горбатов был одним из самых преуспевающих русских импрессионистов, а автограф «K.GORBATOFF» означал знак качества. Его картины нарасхват раскупались коллекционерами, а репродукции в больших объемах тиражировались на открытках, календарях и в журналах.
Еще при жизни художника регулярно устраивались персональные выставки в ведущих галереях Европы - в Дрездене, Берлине, Гамбурге, Кёльне, Мюнхене, Вене, Риме, Копенгагене, Лондоне, Гааге… Экспозициям волжского мастера сопутствовал немалый успех, так как художественный язык творений живописца был понятен и приятен всем: русские эмигранты любили соотечественника за его красочные русские пейзажи, так напоминающие им покинутую когда-то Родину; иностранцы же ценили реалистичность живописи русского автора, показанную через призму импрессионизма. Особенно восторженно принималась поклонниками пейзажи с изображением русской зимы. К слову сказать, и в наше время ничего не изменилось... Картины импрессиониста по-прежнему заставляют одних - ностальгировать, других - восторгаться...
Немного из биографии художника
Судьба русского художника-эмигранта Константина Ивановича Горбатова насыщена не меньшими контрастами, нежели и его удивительная живопись. «Жизнь для меня — это краски, без красок нет жизни», — говорил он, и это убедительно подтверждает его творчество.
Константин Горбатов (1876-1945) родился в бедной мещанской семье в городе Ставрополе Самарской губернии. Как в любом из уездных провинциальных городов центральной России, здесь были старые храмы, покосившиеся дома с усадьбами, деревянные тротуары. Но самой главной была река Волга, впоследствии воспетая Горбатовым в большом цикле картин.
Маленький Костя с малолетства любил рисовать, в юности азы живописи постигал в Самаре в мастерской местного художника Ф.Е. Бурова, который дал также путевку в жизнь и его товарищу Кузьме Петрову-Водкину, ставшему впоследствии известным художником. А с 1896 по 1903 год, живя в Риге и учась в политехникуме, Константин продолжал свое художественное образование у Д. Кларка.
Перебравшись в Санкт-Петербург в 1903-м, Горбатов сначала учился в знаменитом Училище рисования Штиглица, а потом в Академии художеств на архитектурном отделении. Однако непреодолимая страсть к живописи взяла верх, и спустя год, начинающий художник уже учился на живописном отделении под руководством А.А. Киселева и П.Н. Дубовского.
В 1912 году 35-летний Константин Горбатов едет в Рим пансионером от Академии художеств, где изучает мировое искусство и развивает свое творчество. Позже по приглашению Максима Горького перебирается на Капри, где проводит несколько лет в колонии художников. Знаменитый писатель в то время собрал вокруг себя на Капри молодых перспективных живописцев из России: Горелова, Бродского, Фалилеева, Вещилова и др. Особая дружба в тот период связывала Горького и его земляка-волжанина Горбатова.
Накануне революции, объездив всю Европу и получив массу впечатлений, Горбатов возвращается в Россию и неустанно пишет ее природу, виды северных городов: Пскова, Новгорода, а также маленьких волжских городишек и самой Волги-матушки. О рабочем настрое художника, его чутком сердце писал в то время и И.Э. Грабарь: "С детства привыкший к стоящим на приколе стареньким рыбацким лодкам с залатанными парусами, к тяжело груженным баржам, к запаху илистой воды и свежей рыбы, к расплавленному солнцу, беспощадно льющему свои лучи на зеленые, красные крыши прибрежных домов - художник неделями пропадал на берегах рек, прислушивался, присматривался, писал этюды, писал много, с наслаждением. А еще больше он любил задворки провинциальных северных городов к концу зимы, когда снег становился серым, ноздрястым, когда появлялись первые лужи и начинали оживать березки".
Именно в это время окончательно выработался авторский стиль и узнаваемая манера Горбатова. А живописная красота картин обеспечивала невероятный успех у публики. Его картины в тот период легко распродавались с выставок. Однако круг поклонников и покупателей распался сразу же после грянувшей в России революции, которая вынудила Константина Горбатова с его женой навсегда покинуть Россию в 1922 году.
Сначала супруги жили в Италии, и в свою традиционную русскую тематику художник теперь начал водить виды солнечных уголков Капри, Венеции, а позже - мотивы, навеянные от путешествий в Англию, Палестину, Египет. В 1926 году Горбатовы переселились в Берлин, где художник вошел в группу русских эмигрантов-живописцев: Л. Пастернака, В. Фалилеева, И. Мясоедова, С. Колесникова.
Надо заметить, в довоенное время картины художника имели большой успех и приносили хороший заработок. На фоне общей нищенской жизни российских эмигрантов он выглядел довольно преуспевающим. Они с женой даже снимали хорошую квартиру, обставленную ампирной мебелью. Но все изменилось вначале 1930-х годов, когда к власти пришли нацисты. В Германии в искусстве стал главенствующим стиль Третьего рейха, который напрочь вытеснил тему русской провинции. И, так как художник с женой жили по загранпаспортам советских граждан, у них начались большие проблемы. А с началом Второй мировой супругам Горбатовым и вовсе, как неблагонадежным, приходилось дважды в месяц ходить отмечаться в комендатуру. Позже, полученные новые временные паспорта супругам продлевало шведское посольство каждых четыре месяца.
Нужно отметить, что свою потаённую Россию Горбатов продолжал подпольно изображать и в гитлеровские времена. Для Константина Ивановича последней радостью в жизни был приход в покоренный Берлин советской армии. Но тяжкие годы войны, жизнь впроголодь, нервное истощение дали о себе знать - всего на две недели пережил он окончание войны и умер в Берлине 24 мая 1945 года. Супруга художника Ольга Александровна не смогла пережить смерти мужа, и 17 июня 1945 года, надев черное шелковое платье, встала на подоконник кухни. В крюке над окном была закреплена веревка с петлей... Женщина, не задумываясь, шагнула в вечность вслед за человеком, с которым пережила и радости и горести...
Позже по счастливому стечению обстоятельств квартирка Горбатовых досталось советскому капитану-танкисту, который и передал в комендатуру картины и архив документов, оставшихся после прежних хозяев. В них нашли и завещание Константина Ивановича Горбатова: "Пишу письмо в трагическую минуту, когда смерть грозит каждому живущему в Берлине. После войны прошу все мои картины отправить в Академию Художеств в Ленинград..."
Воля художника была выполнена. В 1960 году архив и сохранившиеся произведения Константина Горбатова, вывезенные ранее в СССР, были переданы на хранение музею «Новый Иерусалим» в Истре. Сегодня его работы хранятся во многих частных собраниях не только России, но и Германии, Италии и США. Также часть его наследия находится в стенах древнего монастыря, раскинувшегося под сенью белокаменного златоглавого собора.