Зарегистрировано — 123 774Зрителей: 66 832
Авторов: 56 942
On-line — 11 124Зрителей: 2167
Авторов: 8957
Загружено работ — 2 130 417
«Неизвестный Гений»
Новости
Как Сталин контролировал и руководил искусством в Советском Союзе, или Как появился социалистический реализм
Практически как и все аспекты жизни в Советском Союзе, искусство находилось под жёстким контролем. Официально санкционированный стиль, социалистический реализм, превозносил достоинства коммунизма и Коммунистической партии. Советское искусство также сыграло важную роль в создании культа личности Иосифа Сталина, поскольку он укрепил своё положение лидера Советского Союза.
Искусство во времена Ленина
Большевистская партия Владимира Ленина, позже переименованная в Коммунистическую партию Советского Союза, захватила власть в России 25 октября 1917 года. В ходе этой Октябрьской революции они свергли Временное правительство России, которое само пришло на смену монархии царя Николая II. Первые дни большевистской России были свидетелями чего-то вроде волны художественной свободы. Страна была втянута в гражданскую войну между большевиками и контрреволюционными силами, известными как белое движение.
Втянутые в то, что фактически было борьбой не на жизнь, а на смерть, большевики не имели ни причин, ни возможностей отслеживать или контролировать художественные тенденции и события. Таким образом, в этот период появилось много новых направлений авангардного искусства, таких как районизм, русский футуризм и конструктивизм.
На самом деле государство было счастливо использовать таланты этих художников для продвижения их дела. Примером может служить книга Эль Лисицкого «Клином красным бей белых», 1919 год. На этом пропагандистском плакате, являющемся примером конструктивизма, нарисован красный клин, изображающий большевиков, прорывающихся сквозь своих белых противников.
В этот период Ленин изложил свои мысли о том, какой цели служит искусство. Он считал важным, чтобы искусство больше не было прерогативой высших классов и буржуазии, заявив, что искусство принадлежит народу. Оно должно оставить свои глубочайшие корни в самой гуще трудящихся масс. Ленин утверждал, что искусство должно также служить воспитанию и просвещению пролетарских масс, которых революция якобы освободила: «Оно должно пробуждать в них художников и развивать их».
Взгляды Ленина были подтверждены Анатолием Луначарским, который был назначен главой вновь образованного Народного комиссариата просвещения (нАркомпроса) в 1917 году. Он утверждал, что искусство должно быть сосредоточено на изображении нового советского человека, предполагаемого идеального. Благодаря этому граждане Советского Союза получили бы образование о ценностях социализма и сами стали бы совершенными.
Рождение социалистического реализма
Иосиф Сталин стал Генеральным секретарём Коммунистической партии в 1922 году и основывался на более ранних идеях Ленина и Луначарского. После борьбы за лидерство после смерти Ленина в 1924 году, когда он вытеснил Льва Троцкого, Льва Каменева, Николая Бухарина и Григория Зиновьева, он стал неоспоримым лидером Советского Союза.
Сталин считал, что искусство должно использоваться для создания положительного образа жизни в Советском Союзе для его жителей. Оно должно быть реалистичным и обладать таким же визуальным стилем. Писатель и мыслитель-марксист Максим Горький, любимец Сталина, сконденсировал эти нити в нечто, идентифицируемое как социалистический реализм. Горький опубликовал статью на эту тему в 1933 году и изложил четыре основных направления социалистического реализма на съезде Коммунистической партии в 1934 году.
Искусство должно быть актуальным для рабочих и понятным для них, оно должно представлять сцены повседневной жизни, его представления должны быть реалистичными, и оно должно быть пристрастным и поддерживать цели государства и партии. Горький провозгласил, что искусство, изображающее негативное отношение к состоянию партии, должно быть незаконным. Таким образом, Сталин и Горький эффективно мобилизовали советское искусство как форму государственной пропаганды. Вскоре эта новая форма искусства станет ещё одним аспектом холодной войны.
Культ личности
Социалистический реализм сыграл важную роль в создании культа личности Сталина. Опираясь на патерналистские традиции русской культуры, советское искусство изображало Иосифа как своего рода национального отца. Во многом так же, как царь Николай II был известен как «Маленький отец», избранный Богом для управления нацией, так и Сталина называли Вождём, термин, означающий лидер или проводник.
Картина Василия Ефанова 1936 года «Незабываемая встреча» отражает этот образ Сталина как доброжелательного отца. В этой композиции щедрый Иосиф дарит цветы представительнице инженерно-технического персонала, работающего в тяжёлой промышленности. Ефанов создал картину на основе более ранней встречи, свидетелем которой он был, между Сталиным и жёнами командиров Красной Армии.
Наряду с этим образом «отца» Сталин изображался как наследник Ленина, избранный и верный преемник человека, который построил Советский Союз. Были приложены огромные усилия, чтобы поместить Иосифа как можно ближе к Ленину, идеологически и физически, в художественно-исторической летописи. Обратите внимание на две картины ниже. Оба озаглавлены «Первое выступление» (речь Владимира Ленина на заседании Петросовета в Смольном 25 октября 1917 года). На этой картине Ленин обращается к членам Петроградского совета в день Октябрьской революции. Он героически стоит в окружении рабочих и солдат, свергнув Временное правительство и создав рабочее государство.
В версии картины выше, созданной в 1927 году, люди, стоящие справа от Ленина, включают Троцкого, Каменева и Рыкова, все из которых были ведущими коммунистами на протяжении всего периода. Они также были соперниками Сталина в борьбе за место Ленина. Ниже представлена исправленная версия этой картины, созданная в 1935 году. Мужчины были удалены, и на их месте появился Сталин, что подразумевает, что он всегда был истинным наследником Ленина. В период с 1936 по 1940 год все трое этих людей были убиты в ходе Великой Сталинской чистки. Их смерть и удаление из исторических записей нейтрализовали любой вызов легитимности Сталина.
Идеализирование и восхваление советской жизни
Помимо идеализированного образа самого Сталина, советское искусство также стремилось создать привлекательный образ жизни на заводах и фермах Советского Союза. При Иосифе в промышленности и сельском хозяйстве были установлены производственные цели в рамках более крупных общегосударственных планов индустриализации и развития, известных как Пятилетние планы. Второй из этих планов, начатый в 1935 году, ознаменовался возникновением Стахановского движения. Это движение было социалистическим соревнованием, поощрявшим рабочих к превышению поставленных целей с обещанием наград. Движение получило своё название от Алексея Стаханова, шахтёра, который был заинтересован в разработке новых методов увеличения добычи. Уголь традиционно добывали вручную, используя железные кирки. В августе 1935 года Стаханов с помощью электродрели и вспомогательных работников добыл сто две тонны угля менее чем за шесть часов. Это было в четырнадцать раз больше поставленной им цели.
Его чествовали, он стал чем-то вроде знаменитости в Советском Союзе и за рубежом. По словам его дочери Виолетты, он был вознаграждён новой квартирой и лошадью с повозкой. Газеты и плакаты выставляли его в качестве примера для подражания рабочим по всей стране. Коммунистическая партия использовала изображения, подобные приведённому выше изображению Стаханова, в качестве символов стахановского движения, которое вскоре распространилось из горнодобывающей промышленности в другие отрасли по всей стране. Коллектив Стаханова является образцом реалистичного, почти искреннего характера многих картин в жанре социалистического реализма. Рабочие изображены героически, но в то же время обыденно. Несмотря на свои достижения и мастерство, они носят простую, утилитарную одежду своей профессии. За ними виднеется красный флаг, а также электродрель - символ советской промышленности и технологий.
Аналогичным образом, крестьяне-фермеры, работающие в государственных колхозах, изображались как хорошо вознаграждённые. Работа Аркадия Пластова 1937 года «Колхозный праздник» типична для этого типа изображения. Здесь сельские жители празднуют успешный урожай. Столы ломятся от изобилия свежих продуктов. Люди хорошо накормлены и одеты в яркую, чистую одежду. Портрет Сталина смотрит сверху вниз, как жители деревни отдыхают на солнце.
В действительности условия часто были совершенно иными. Всего пять лет назад Советский Союз пережил ужасный голод, в результате которого, по оценкам, погибло около трёх с половиной миллионов человек. Голод, по крайней мере частично, был вызван решительным стремлением Сталина к коллективному хозяйству, которому крестьянство оказало ожесточенное сопротивление. Особенно тяжёлая ситуация сложилась в Украинской Советской Социалистической Республике. Сегодня современное украинское государство считает голод преднамеренным геноцидом, направленным против своего народа.
Советское искусство во время и после ВОВ
Немецкое вторжение 22 июня 1941 года изначально было катастрофой для Советского Союза. Поскольку страна была не готова к войне и подписала десятилетний пакт о ненападении с Германией в 1939 году, Сталин отказывался верить, что его предали. Немецкие войска быстро продвинулись от исходных пунктов в Польше и к ноябрю наступали на Москву. Перед лицом этой военной катастрофы социалистическое реалистическое искусство и пропаганда были мобилизованы, чтобы сплотить нацию за государство и против немецких захватчиков.
Плакаты, подобные приведённым выше, поощряли единство между различными слоями населения Москвы. Солдат Красной Армии стоит рядом с вооружёнными рабочими из города, в том числе женщиной, перед стенами Кремля. По мере продвижения немцев была проведена масштабная оборонительная операция для защиты Москвы. Двести пятьдесят тысяч женщин и подростков работали над рытьём противотанковых траншей и укреплений вокруг города. Заводы, производившие товары мирного времени, такие как автомобили, были спешно переоборудованы для производства оружия и взрывчатых веществ. Была создана вооружённая сила из гражданских лиц, известная как Народное ополчение с шестнадцатью дивизиями в Москве.
СССР сильно пострадал во время Великой Отечественной войны. По оценкам, во время войны погибло от восемнадцати до двадцати шести миллионов человек, как военных, так и гражданских лиц. Это была, безусловно, величайшая фигура любой из воюющих наций. Ленинград и Сталинград, второй и третий города страны после Москвы, остались в руинах после осад и сражений, длившихся несколько лет. Кроме того, в то время как СССР отвоевал всю территорию, которая была оккупирована немцами, существовали опасения по поводу целостности населения страны. Сотрудничество с немцами было широко распространено на оккупированных территориях, особенно в Украине, и, по оценкам, около миллиона советских мужчин вступили в немецкую армию или СС.
В конце войны, в контексте коллективного сочетания страданий и радости, советское искусство представило Сталина как фигуру, за которой должна объединиться вся страна. Он был представлен как движущая сила и провидец победы, а также человек, который будет руководить страной по мере её восстановления и обновления. Картина Федора Шурпина «Утро нашей Родины» 1948 года является прекрасным примером этих тем. На картине изображён зрелый и выдающийся Сталин с седеющими волосами, закалённый испытаниями войны. За Сталиным стоят его жизненные достижения. Над заводами поднимается дым, опоры трансмиссии свидетельствуют об успехе его электрификации страны, а тракторы вспахивают поля. Иосиф смотрит вдаль, мимо зрителя. Соответственно, образ, созданный художником не только прославляет индустриализацию, электрификацию и коллективизацию, но и намекает на дальнейшее развитие страны, обещая ещё более светлое будущее для советского народа.
После того как Советский Союз взял под контроль Восточную и Центральную Европу после войны, советское искусство использовалось в попытке продемонстрировать населению преимущества коммунизма, чтобы заручиться их поддержкой или, по крайней мере, смириться с режимами, установленными Москвой.
«Борьба за мир» Жюля Перахима, 1950 год, является чрезвычайно ярким примером социалистического реализма, принятого в государстве Восточного блока, в данном случае в Румынии. На картине изображено мировое коммунистическое движение, марширующее вперёд из серых облаков войны в светлое будущее под пристальным взглядом Сталина. В этой картине прослеживаются ключевые темы социалистического реализма, такие как прославление рабочего, важность образования и благородство социалистических вооружённых сил. Примечательно, что некоторые из фигур одеты в явно румынскую одежду. Эта тема повторяется в большей части пропаганды в Восточном блоке, поскольку власти стремились придать своим режимам атмосферу подлинности и связи с долгой национальной историей.
Социалистический реализм после Сталина
Иосиф умрёт в 1953 году, а Советский Союз и Восточный блок вступят в период, известный как десталинизация, вызванный осуждением Никитой Хрущевым культа личности Сталина в феврале 1956 года. С тех пор образы Иосифа стали гораздо реже встречаться в советском искусстве. Социалистический реализм продолжит оставаться официальным художественным стилем в СССР до 1980-х годов, сохраняя те же знакомые идеалы прогресса, образования и славы рабочего.
Государственный контроль над искусством в Советском Союзе продолжал оставаться строгим, хотя государства-сателлиты получили большую свободу действий с середины 1960-х годов. В 1974 году группа художественных диссидентов организовала неофициальную художественную выставку в подмосковном поле. Мероприятие было сорвано, а произведения искусства уничтожены водомётами и бульдозерами. Это событие стало известно как «Бульдозерная выставка». К середине 1980-х годов официальные правила в Советском Союзе были смягчены в рамках политики гласности и перестройки Михаила Горбачёва. Художники получили гораздо больше творческой свободы в искусстве, которое они могли создавать и демонстрировать.
Комментарии:
Нет комментариевПрисоединяйтесь