Зарегистрировано — 123 810Зрителей: 66 869
Авторов: 56 941
On-line — 25 513Зрителей: 5038
Авторов: 20475
Загружено работ — 2 130 815
«Неизвестный Гений»
Новости
Зарисовки из русской жизни начала XX века на полотнах импрессиониста, которые на аукционах оцениваются в сотни тысяч дол: Сергей Виноградов
Имя русского художника-импрессиониста Сергея Виноградова до недавнего времени было малоизвестно современной публике, хотя в свое время он был довольно популярной личностью. Живописец дружил с Коровиным и Серовым, близко был знаком с Игорем Грабарем и Сергеем Дягилевым, рыбачил с Федором Шаляпиным, частенько гостил у семьи Мамонтовых, играл в карты с самим Львом Толстым. Ученик Василия Поленова, педагог, соучредитель Союза русских художников - Сергей Виноградов для многих сегодня стал настоящим открытием. Некоторые страницы биографии и галерея его талантливых работ - в нашей публикации.
Сергей Арсеньевич Виноградов (1869—1938) — русский художник, график и живописец, действительный член Академии художеств, мастер пейзажной и интерьерной живописи, эстет. При жизни он был постоянным участником международных выставок в ведущих галереях Европы, а на сегодняшний день многие из его произведений украшают экспозиции центральных государственных музеев.
Импрессионистские творения Виноградова также нередкие "гости" на аукционных арт-торгах. К примеру, полотно «На балконе», представленное в анонсе нашей публикации, совсем недавно было выставлено на аукцион в Лондоне торговым домом MacDougall's со стартовой стоимостью - эстимейтом - 220-400 тысяч фунтов стерлингов.
А ведь, что любопытно, словосочетание «русский импрессионизм» совсем недавно появилось на слуху у любителей отечественной живописи. О существовании русского импрессионизма до недавнего времени рассуждали и спорили лишь искусствоведы.
Одни из них утверждали, что Коровин, Серов, Герасимов и Пименов непосредственно связаны с этим стилем искусства, другие же категорически отрицали их причастность. Но, как бы там ни было, открывшийся в Москве в 2016 году Музей русского импрессионизма все же собрал произведения этих художников под одной крышей, закрепив за их творчеством определение - «русский импрессионизм». К слову сказать, немало работ и Сергея Виноградова стали достоянием этого музея.
Немного о художнике
Будущий художник родился в небольшой деревне в Костромской губернии в многодетной семье священника. Его детство прошло среди простых людей в живописной местности, расположенной на берегу речки, окруженной лесами и рощами, славящейся церковной архитектурой и народными умельцами. Впоследствии Сергей Арсеньевич будет изображать на своих полотнах и крестьянский быт, и религиозные сюжеты, а главной его страстью станут русские пейзажи.
Мальчишкой Сергей часами мог наблюдать за работой жившего по соседству иконописца и сам любил очень рисовать. Родители, видя талант у сына, в 11-летнем возрасте отправили его в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где в то время преподавали именитые живописцы и члены Товарищества передвижных художественных выставок - Владимир Маковский, Илларион Прянишников, Василий Поленов.
Именитые преподаватели давали юным талантам не только свободу творчества, но и возможность зарабатывать, устраивая публичные выставки-продажи студенческих работ. После чего преподавательский совет поощрял своих учеников кистями, красками и даже деньгами. Василий Поленов систематически водил студентов в дом Павла Третьякова, который в то время коллекционировал живопись, где те вживую могли видеть работы Коро, Делакруа, Энгра, Курбе и других великих живописцев.
В 20 лет Сергей Виноградов, выйдя из стен училища, получил звание классного художника и поступил в Петербургскую академию художеств. Но вскорости заболел тифом, и учебу пришлось оставить. А когда выздоровел, ему в провинции предложили должность преподавателя рисунка в ремесленном училище с освобождением от воинской службы. Там Виноградов проработал восемь лет. Причем он не только преподавал, но и много писал, уделяя особое внимание жанровым сценам из деревенской жизни. Будучи седьмым сыном священника, Сергей Арсеньевич с детства был знаком с крестьянской жизнью и нелегким трудом. Он высоко ценил красоту простых людей, и это нашло яркое отражение в раннем его творчестве.
По возвращении в Москву Виноградов стал преподавать в Строгановском училище, где сблизился с Константином Коровиным. Друзья часто ездили на этюды на пленэр, а иногда и порыбачить. Тогда к ним присоединялись Валентин Серов и Федор Шаляпин. Ездил Сергей Арсеньевич и в Европу за впечатлениями. В 1902 году художник отправился за вдохновением в творческую командировку и на Русский Север, откуда привез знаменитую серию работ «Северная деревня», где отчетливо виден переход Виноградова к импрессионизму.
Глубокий кризис, который на рубеже веков переживали русский академизм и передвижничество, заставил многих художников искать новые пути. Сергей Виноградов при поддержке Коровина и других единомышленников, проведя в Москве «Выставку работ 36 художников», основал «Союз русских художников» — куда вошли живописцы, которым нравилось создавать произведения национально-самобытного характера. В 43 года он стал академиком Академии художеств, а в 47 лет ее действительным членом.
Именно с того времени основным направлением в творчестве художника и становится импрессионизм, а центральной темой - дворянская усадьба. Десять лет подряд он гостил в имении, принадлежащем Всеволоду Мамонтову. Здесь были написаны его лучшие жанровые картины, пейзажи и интерьеры, насквозь пропитанные лиризмом и воспевающие уклад жизни, безвозвратно уходящий в прошлое.
До первой мировой художник много путешествовал по Европе, увлекался работами импрессионистов, он также активно участвовал в европейских выставках Союза русских художников. К слову, сказать, это был самый успешный период в жизни Сергея Арсеньевича: его картины раскупали еще до открытия выставок, он обрел наконец-то личное счастье. В 1915 году Виноградов путешествовал по Крыму со своей ученицей Ириной Войцеховской, которая вскоре станет его женой.
Революция и эмиграция
Всё изменилось после революции 1917-го года, события которой поначалу воодушевили Сергея Виноградова. Он даже попытался вжиться в новую действительность, приняв участие в оформлении московского Кремля к первой годовщине революции. Но, совсем скоро энтузиазм сменился разочарованием. Творчеству многих в те годы, к сожалению, не нашлось места в советской действительности. И, чтобы помочь бедствующим художникам, таким как и он сам, Виноградов взялся за организацию масштабной выставки-продажи русского современного искусства в США.
Два года ушло на то, чтобы в декабре 1923 года работы почти ста художников отправились через океан. Среди сопровождавших ценный груз были Архипов, Грабарь, Кустодиев, Григорьев, Серебрякова, Юон и сам Виноградов. Выставка хотя и вызвала фурор в американском обществе, но продать удалось лишь десятую её часть. Для многих участников выставки именно тогда открылись возможности для эмиграции. Так и Виноградов назад в СССР уже не вернулся. Осенью 1924 года он с женой поселился в Риге. Как помним с истории Прибалтика вступила в состав союза лишь в 1940-м, но до этих дней художник уже не дожил...
Он там открыл собственную школу и стал писать пейзажи, на которые его вдохновляла местная живописная природа. Часами работал на пленэре, причем писал без предварительных этюдов, а сразу наносил краски на холст и всё переживал, что мало успевает. «Хотелось бы иметь две пары рук и два сердца, чтобы успеть запечатлеть все, что волнует».
Здесь, в Латвии, художник быстро добился признания и уважения, здесь он провел последние тринадцать лет своей жизни. Им были созданы сотни работ, нашедших место, как в различных музеях мира, так и в частных коллекциях.
Параллельно с живописью он печатал воспоминания о встречах с деятелями российской культуры: от Толстого и Шаляпина до Поленова и Левитана. Проводил выставки своих учеников и персональные выставки. В местной прессе писали: «…Виноградов поразительный художник, к чему бы он ни прикоснулся, все вдруг начинает трепетать и светиться. По этим холстам разлита ласковая и восхитительная радость, в этом мире хочется жить».
В январе 1938 года, после похорон друга-художника, художник слег с воспалением легких. А за день до своей смерти, он скажет: «А ведь я умру, хоть еще так хотелось бы поработать».
Как видим, судьба Сергея Виноградова сложилась удачнее, чем у многих других русских художников рубежа XIX и XX веков. Он прожил счастливую плодотворную жизнь, получил признание, повидал мир и оставил после себя множество благодарных учеников. А вот после смерти был практически забыт. Советские искусствоведы о Виноградове вспоминали редко. Интерес к художнику возродился в перестроечные годы, когда его картины стали «всплывать» на русских торгах Christie’s и Sotheby’s и уходить с молотка за внушительные суммы.