Зарегистрировано — 123 827Зрителей: 66 886
Авторов: 56 941
On-line — 26 004Зрителей: 5160
Авторов: 20844
Загружено работ — 2 131 139
«Неизвестный Гений»
Новости
Как создатель Изенгеймского алтаря разрушал каноны эпохи Возрождения: Маттиас Грюневальд
Родившийся примерно в 1470 году, Маттиас Грюневальд отличался от своих современников тем, что создавал шедевры, напоминающие средневековое искусство Центральной Европы, а не более модный классицизм, господствовавший в эпоху Возрождения. О том, как жил и трудился создатель Изенгеймского алтаря, а также как он разработал свой уникальный стиль – далее в статье.
Спорная биография
Учёные не смогли определить дату или место рождения Маттиаса Грюневальда, потому что в Германии XV века муниципальные записи плохо хранились. Ко всему прочему, споры ведутся и по поводу его фамилии, которая в различных источниках записана либо как Готарт, либо как Найтхардт, но обычно он известен как Грюневальд, прозвище, ошибочно данное ему его биографом XVII века Иоахимом фон Зандрартом.
Именно благодаря Иоахиму сохранилась информация о ранней карьере Маттиаса, который не только работал во Франкфурте в качестве ученика, а и был помощником Альбрехта Дюрера, помогая ему завершить внешнее оформление одного из его великолепных алтарей. Затем он зарекомендовал себя как независимый мастер, владеющий как резьбы по дереву, так и студийной живописью.
Творческий путь
Несмотря на то, что в своё время он был плодовитым художником, большая часть работ Маттиаса, к сожалению, была утеряна или уничтожена на протяжении веков. На данный момент известно всего о десяти его работах. Многие из его шедевров встретили свою судьбу в море, когда их перевозили между странами, или пали жертвами войны. К счастью, его величайший опус, «Изенгеймский алтарь», избежал такой участи. Во время франко-прусских конфликтов XIX века работа постоянно переходила из рук в руки, поскольку каждое государство пыталось заявить о ней как о части своего собственного культурного наследия. К счастью, обе стороны уважали ценность огромного алтаря, поэтому за это время он не получил значительных повреждений. Стоит также обратить внимание на тридцать пять рисунков, которые удалось сохранить и каждый из них посвящён религиозной тематике.
Несмотря на то, что некоторые выдающиеся произведения, такие как «Изенгеймский алтарь», сохранились как символы мастерства художника, Маттиас погрузился в безвестность после своей смерти в 1528 году. В эпоху расцвета Ренессанса стиль Грюневальда не был в моде, и его репутация соответственно пострадала. В течение последующих столетий большая часть его работ оставалась непризнанной, ошибочно приписывалась другим художникам и даже подвергалась резкой критике.
Одним из художников, которому исторически приписывают большую часть работ Грюневальда, является Альбрехт Дюрер, возможно, самый важный немецкий художник эпохи Возрождения. Дюрер прославился в юности как образцовый гравёр, талантливый живописец и уникальный портретист. Как свидетельствует Зандрарт, Грюневальд, возможно, работал на Дюрера в начале своей карьеры, и с тех пор эти два художника часто изучались и рассматривались в свете друг друга.
Даже современные критики сравнивают их работы, и в том же столетии уже существовала путаница, какой художник отвечал за какое произведение искусства. Император Священной Римской империи Рудольф II, например, попытался купить «Изенгеймский алтарь» Грюневальда, полагая, что шедевр был написан Дюрером, чьи работы он страстно коллекционировал.
Вся путаница вокруг творчества Грюневальда и Дюрера весьма странная. Два художника разработали свои собственные стили, которые в некотором смысле были диаметрально противоположны друг другу. В то время как Дюрер охватывал аспекты ренессансного классицизма, Грюневальд избегал любого итальянского влияния, предпочитая развивать стиль позднесредневековой живописи.
Стиль Маттиаса стал характеризоваться его сильным использованием линий и цветов, что придавало каждому произведению драматический, интенсивный и выразительный эффект. Несмотря на то, что во многих отношениях картины Грюневальда столь же реалистичны, как и работы итальянских мастеров, они мало передают гармонию, безмятежность или идеализированную красоту, которые обычно ценятся в искусстве эпохи Возрождения. Специализируясь на религиозном искусстве, Маттиас был полон решимости запечатлеть страдания и муки земной жизни, а также трансцендентную и потустороннюю природу божественного. Поэтому он использовал методы контраста цвета и формы, чтобы вызвать эти идеи.
К концу XIX века стиль Маттиаса был заново открыт различными последователями экспрессионистского и модернистского движений. Горячее неприятие классицизма, симпатия к низшим классам и немецкое наследие также сделали его идеальным идеологическим символом для немецких националистов, которые приняли Грюневальда как своего рода культовую фигуру. Пройдя этим причудливым путём, Маттиас снова стал цениться как влиятельный и исторически значимый художник. В последующие десятилетия появился ряд даней уважения карьере Грюневальда в форме опер, стихов и романов, а его великолепные религиозные труды обеспечили ему место в церковном календаре.
Все сохранившиеся работы Маттиаса посвящены религии и имеют религиозную тематику. В то время не было ничего необычного в том, что большая часть творчества художника состояла из таких работ, потому что церковь была одним из самых могущественных и богатых учреждений в Европе, которое смогло заказать и сохранить самые великолепные произведения искусства от самых лучших художников того времени.
Наряду с набросками святых и рисунками учеников Маттиас написал множество изображений самого Христа, часто сосредоточив внимание на распятии. Грюневальд отказывался романтизировать или санировать свои страдания, оставляя мало места воображению. Вместо небесных, сияющих изображений, часто встречающихся в итальянском искусстве, измученные фигуры Грюневальда и тёмная палитра придают полную силу чувствам боли, безнадёжности и горя.
Изенгеймский алтарь
На создание «Изенгеймского алтаря», признанного величайшим шедевром Маттиаса Грюневальда, ушло четыре года. Огромные панно, написанные для монастыря святого Антония в Изенхайме, изображают распятие Христа. Иисуса окружают несколько последователей и его страдающая мать, одетая в ярко-белое одеяние. Несмотря на то, что Иоанн Креститель не присутствовал при распятии, Грюневальд решил представить его здесь с маленьким ягнёнком, символом жертвоприношения.
Святой Антоний был связан с эрготизмом, болезнью, известной, тогда как Огонь Святого Антония. Его последователи посвятили себя помощи больным. Во времена Маттиаса монахи Изенхайма ухаживали за больными чумой, которая, возможно, и вызвала появление больших и ужасных язв, отмечающих тело Иисуса. Интуитивное изображение страданий Христа Грюневальдом было необычным в европейском искусстве, но эффективно показывало верующим, что, подобно им, даже сын Божий испытывал страдания.
Вместо множества небольших панелей, обычно встречающихся в алтарях эпохи Возрождения, Маттиас создал несколько огромных панелей, которыми можно было управлять для создания различных видов. Алтарный образ может быть сконфигурирован тремя способами: самый известный вид, сформированный закрытием крыльев, показывает сцену распятия; другой вид появляется, когда открываются крылья, и изображает сцены из Евангелий, включая Благовещение и Воскресение; окончательный вид формируется, когда все панели полностью открываются, чтобы показать Иисуса, апостолов и многочисленных святых, в окружении картин святого Антония.
Сложная конструкция «Изенгеймского алтаря» означала, что его можно было изменить в соответствии с событиями церковного календаря. Например, во время праздников в честь Девы Марии открывались крылья, чтобы показать сцены Благовещения и Рождества. В высшей степени универсальный и яркий шедевр, таким образом, занял своё место в каноне искусства эпохи Возрождения.
Маттиас женился и поселился во Франкфурте, но его личная жизнь была далеко несчастной. Его жену поместили в психиатрическую лечебницу из-за «одержимости демонами». Сам же художник, скорее всего, страдал депрессией. Ситуация усугубилась, когда он впал в нищету, покинув Изенхайм до того, как ему заплатили за его великолепный алтарный образ. Многие учёные и историки сходятся во мнении, что Грюневальд был беден и одинок во Франкфурте, тем самым не оставив после себя ни семьи, ни школы, ни мастерской.
Его имя в значительной степени было забыто после его смерти, тем не менее, Грюневальд в конце концов снова приобрёл известность и в настоящее время признан одним из самых значительных художников эпохи Возрождения в Германии. Сознательно прокладывая свой собственный путь и отвергая современные тенденции, он создавал картины, которые удивляли, вдохновляли и преследовали зрителей на протяжении десятилетий, вплоть и по сей день.