Зарегистрировано — 123 830Зрителей: 66 889
Авторов: 56 941
On-line — 11 060Зрителей: 2151
Авторов: 8909
Загружено работ — 2 131 229
«Неизвестный Гений»
Новости
Как выглядела Венеция в XVIII веке: Город каналов и гондол глазами мастера городских пейзажей Каналетто
В XVIII веке Венецианская республика, ведущая европейская держава со времён Средневековья, утратила часть своей силы и славы. Город медленно приходил в упадок, пока в 1797 году республика не пала под натиском войск французского правителя Наполеона Бонапарта. Однако, в то время как его политическая власть уменьшалась, социальная и культурная жизнь города процветала. Это грандиозное событие удалось запечатлеть одному художнику. Благодаря Каналетто современному зрителю выпала уникальная возможность увидеть оживлённую атмосферу Венеции XVIII века.
Краткая биография
Джованни Антонио Каналь родился в 1697 году недалеко от церкви Сан-Лио в районе моста Риальто. Человек, который сейчас наиболее известен как Каналетто, был сыном популярного театрального художника Бернардо Каналя и пошёл по стопам своего отца. В первые годы своей артистической карьеры Антонио и его брат отвечали за роспись декораций для опер Фортунато Челлери и Антонио Вивальди.
В 1719 году Антонио и его отец отправились в Рим, чтобы создать декорации для двух опер, написанных Алессандро Скарлатти. Эта поездка сыграла решающую роль в творческой карьере Антонио, поскольку он увидел работы некоторых из первых художников-ведута: Джованни Паоло Панини и Каспара ван Виттеля (Гаспар). По возвращении в Венецию Антонио изменил художественный взгляд и начал рисовать то, чем он сейчас больше всего известен: картины ведута.
Ведута
В XVIII веке северная живописная традиция оказала большое влияние на венецианских художников. Живопись городского пейзажа, вдохновлённая голландскими художниками XVII века, процветала в Венеции. Этот жанр также известен как ведута (вид). Художники ведута тщательно изображали отличительные городские элементы и достопримечательности, сделав их сразу узнаваемыми. Они должны были овладеть строгими правилами перспективы, чтобы создать целостное изображение. Ведутисты требовали постановки памятников города так, как если бы они были частью театральной декорации. Используя свет и тени, они подчёркивали определённые элементы, иногда преувеличивая пропорции конкретных зданий. Живопись в жанре ведута и сценография развивались в XVIII веке, оказывая колоссальное влияние друг на друга.
Каналетто создавал свои картины в жанре ведута в виде миниатюрных театральных постановок, изображающих комические или драматические сцены повседневной венецианской жизни. В «Каприччио», открывающем вид на внутренний двор Дворца дожей и Скала деи Гиганти, сцена разворачивается в выдающемся месте венецианской жизни: дворце дожей, где находится городская власть. Высший орган власти Республики, венецианский дож, обладал законодательной, исполнительной и судебной властью. Внутренний двор Дворца дожей, знаменитый своей гигантской лестницей, или Скала деи Гиганти по-итальянски, окружён двумя колоссальными статуями Марса и Нептуна, и это было сердце политической жизни Венеции. На этой картине изображены как выдающиеся венецианские личности, так и простые люди, собравшиеся во внутреннем дворе, олицетворяющие живое изображение города. Даже если это начиналось как традиционный жанр голландской живописи, Венеция быстро стала столицей ведутской живописи. Помимо Каналетто, самыми известными представителями ведутистов были Бернардо Беллотто, Франческо Гварди и голландский художник Ян Вермеер.
Венеция
В XVIII веке Венеция была на переднем крае европейского художественного производства. В городе проживало несколько влиятельных творческих личностей, таких как композитор эпохи барокко Антонио Вивальди, художник эпохи рококо Джованни Баттиста Тьеполо и скульптор эпохи рококо Антонио Коррадини, а также певцы, такие как Фаринелли, выступали на венецианских оперных сценах.
Художественная сцена была не единственной привлекательностью Венеции. Карнавал, самый знаменитый праздник города, длился несколько месяцев. Кроме того, другие события обеспечили венецианцам нескончаемые празднества. И казалось, что политического и экономического падения Венецианской Республики никогда не произойдёт.
С его бурной активностью и моральной свободой знаменитая La Serenissima привлекала туристов со всего континента. XVIII век в Европе также был веком путешествий. С середины XVII века художники и благовоспитанные молодые люди принимали участие в грандиозных турах: поездках по старому континенту, чтобы открыть для себя его культурные чудеса и улучшить своё образование. Италия с её выдающимся классическим наследием была ключевой остановкой в этом путешествии. Венеция, космополитичный и яркий город, особенно привлекала посетителей.
Британские аристократы были главными клиентами Каналетто. Они оценили созерцание достопримечательностей города и мест проведения его самых популярных и традиционных праздников. Его картины напоминали им о времени, проведённом в Венеции. Среди них был Джозеф Смит, британский консул в Венеции, страстный коллекционер произведений искусства и торговец. Смит заказал у Каналетто множество картин в жанре ведута и продавал их туристам, а часть привёз в Англию. Благодаря чистым водам Венецианской лагуны и замечательной архитектуре города работы Каналетто сразу же понравились туристам, которые искали сувениры, чтобы привезти их с собой из Венеции.
В 1740-х годах британские туристы исчезли из Венеции из-за войны за австрийское наследство. Венецианская Республика и Англия находились по разные стороны баррикад. Смит посоветовал Каналетто поехать в Лондон, и художник сделал это в 1746 году, пробыв там несколько лет. Находясь в Англии, Каналетто нарисовал множество пейзажей разных районов Лондона, включая Вестминстерский мост, который всё ещё строился.
Творчество и сюжеты
Каналетто создал сотни картин и рисунков, изображающих различные виды Венеции. Среди его любимых сюжетов были виды на чистые воды Большого канала и площадь Сан-Марко, сердце Венеции. Поскольку художник часто рисовал один и тот же вид несколько раз, теперь легко сравнить их и заметить изменения в его технике.
На более старом изображении площади Сан-Марко, датируемом примерно 1723 годом, тёмные участки облачного неба и тени зданий придают сцене более драматичный вид. Что в свою очередь довольно реалистично и близко к тому, как выглядело это место во времена Каналетто. Навесы находятся не в лучшем состоянии – некоторые перекошены, а другие порваны. Тротуар площади выглядит грязным, что является нормальным состоянием для города XVIII века.
Другое изображение площади Сан-Марко, написанное около 1730 года, гораздо больше похоже на идеализированный вид Венеции. Цвета кажутся ярче, а мельчайшие детали создают идеальную иллюстрацию города. Все навесы выровнены, а элегантные тротуары хорошо видны. Такой вид, безусловно, больше нравился британским туристам, которые искали сувенир, чтобы привезти его домой. Кроме того, в то время как Каналетто раньше писал на больших холстах, он начал использовать холсты меньшего размера, чтобы удовлетворить вкус британской публики.
Публика особенно восхищалась мельчайшими деталями, изображенными в ведутах Каналетто. До изобретения фотографии воспроизвести точные формы, перспективы и размеры городского пейзажа было непросто. Художники должны были овладеть техникой перспективы. Особое устройство камера-обскура помогло им точно нарисовать очертания городских памятников.
По мере развития устройства для повышения точности добавлялись линзы и зеркала. Помимо прочего, художники использовали камеру-обскура в качестве вспомогательного средства для рисования. У Каналетто была портативная камера-обскура, и он пользовался ею во время своих прогулок по городу. Но он хорошо знал о недостатках использования такого инструмента. Помимо использования данного устройства, художнику в первую очередь нужно было проявить свой талант. Джованни также делал эскизы на месте и использовал их в дополнение к рисункам, которые он создавал с помощью камеры-обскура, для создания своих картин.
Наследие
Городские пейзажи Каналетто не всегда были строго реалистичными. Художник, не колеблясь, менял перспективу или размеры зданий, чтобы лучше соответствовать композиции картины. В своём «Campo Santi Giovanni e Paolo» Каналетто подчеркнул величие готической церкви, добавив некоторые театральные эффекты. Крошечные фигурки проходят мимо, придавая памятнику полный масштаб. Джованни также увеличил размеры купола, в то время как резкие очертания теней зданий, хотя и не реалистичные, усилили драматическое воздействие сцены.
«Bacino di San Marco» - ещё один пример воспринимаемой реальности Каналетто. Перспектива показывает, что художник смотрит вниз, туда, где пересекаются канал Джудекка и Гранд-канал, вероятно, со стороны Пунта-делла-Догана. Тем не менее, церковь Сан-Джорджо Маджоре обращена не в ту сторону. Он изменил её ориентацию так, чтобы церковь была обращена к нему. Художник сопоставил несколько видов одного и того же места, расширив поле зрения над бассейном Сан-Марко.
В своих работах Каналетто интерпретировал реальность, давая зрителю своё видение Венеции XVIII века. Смотреть на его работы – всё равно что видеть La Serenissima глазами художника. Обладая способностью передавать яркую атмосферу города с помощью оттенков цветов и света в мельчайших деталях, Каналетто, безусловно, был самым известным венецианским ведутистом. Вместе со своим племянником Бернардо Беллотто и Франческо Гуарди ведутисты представили живые изображения города, который когда-то был центром культурной жизни Европы.