16+
Лайт-версия сайта

Новости

Что такое «Листомания», или Как гениальный пианист-сердцеед головы девушкам кружил и стал европейской иконой музыки



Буйные толпы и падающие в обморок фанаты, визжащие от восторга. И нет, это не концерт K-Pop или Beatles, как подумали многие. Это была самая настоящая Листомания. Все это безумие было ради одного человека: Ференца Листа. Пока пианист-виртуоз колесил по Европе, женщины от Парижа до Берлина и Вены сходили с ума по молодому сердцееду. К тридцати годам он стал иконой эпохи романтической музыки. О том, как молодой музыкант достиг такой популярности – далее в статье.



Предыстория


Листомания.  Фото: budapestfreeevents.com.

 

Листомания. Фото: budapestfreeevents.com.

 

Ференц Лист - венгерский пианист-виртуоз и композитор. Среди его многочисленных заметных сочинений двенадцать симфонических поэм, два (завершённых) фортепианных концерта, несколько священных хоровых произведений и большое разнообразие сольных фортепианных пьес. Совершенно справедливо Ференца Листа называют первой музыкальной звездой в мире. Гламурный пианист объехал с гастролями всю Европу. Куда бы он ни шёл, Ференц вызывал восторг как у мужчин, так и у женщин.

У него была привычка заставлять поклонниц совершать какие-то безумные поступки. Женщины, как сообщается, дрались из-за носовых платков, которые использовал Лист, или превращали его сломанные струны пианино в браслеты. Поклонницы буквально сходили по нему с ума. Они наклеивали изображение Ференца на свои броши и камеи, крали пряди срезанных волос, остатки недопитого им кофе и даже окурки сигар, оставленные музыкантом. В концертных залах царило столпотворение, вызывая самый настоящий ажиотаж. И в скором времени эту одержимость окрестили «Листоманией».

Краткая биография


Слева направо: Портрет Ференца Листа, Ари Шеффер.  Мари де Флавиньи, графиня дАгуль.

 

Слева направо: Портрет Ференца Листа, Ари Шеффер. Мари де Флавиньи, графиня дАгуль.



Отец Листа, Адам Лист, был чиновником на службе у принца Николаса Эстерхази, чей дворец в Айзенштадте часто посещали многие знаменитые музыканты. Адам Лист был талантливым музыкантом-любителем, игравшим на виолончели в придворных концертах. К тому времени, когда Ференцу исполнилось пять лет, он уже увлёкся игрой на фортепиано, и вскоре отец стал давать ему уроки. Он начал проявлять интерес как к церковной, так и к цыганской музыке. Он превратился в религиозного ребёнка, в частности благодаря влиянию своего отца, который в юности провёл два года в ордене францисканцев.

Слева направо: Ференц Лист.  Козима Лист (сестра композитора).

 

Слева направо: Ференц Лист. Козима Лист (сестра композитора).



Ференц пристрастился к написанию музыки в восемь лет. Когда ему было всего девять лет, он впервые выступил в качестве концертного пианиста в Шопроне и Позсони (ныне Братислава, Словакия). Его игра так впечатлила местных венгерских магнатов, что они выделили деньги на оплату его музыкального образования в течение следующих шести лет. Адам получил отпуск со своего поста и отвёз сына в Вену, где он брал уроки игры на фортепиано у Карла Черни, композитора и пианиста, который был учеником Людвига ван Бетховена, и изучал композицию у Антонио Сальери, музыкального руководителя при венском дворе. Он дал несколько концертов в Вене с большим успехом. Легенда о том, что Бетховен присутствовал на одном из концертов Листа и поцеловал вундеркинда в лоб, считается апокрифической, но Ференц определённо встречался с Бетховеном.

Портрет Бетховена с партитурой Missa Solemnis («Торжественная месса») кисти Карла Штилера, 1820 год.  Фото: wikipedia.org.

 

Портрет Бетховена с партитурой Missa Solemnis («Торжественная месса») кисти Карла Штилера, 1820 год. Фото: wikipedia.org.



Лист переехал со своей семьёй в Париж в 1823 году, по пути давая концерты в Германии. Ему было отказано в приёме в Парижскую консерваторию, потому что он был иностранцем. Вместо этого он учился у Антонина Рейха, теоретика, который был учеником брата Йозефа Гайдна Михаэля, и Фердинандо Паэра, директора Итальянского театра в Париже и композитора лёгких опер. Парижский дебют Листа 7 марта 1824 года был сенсационным.

Вскоре последовали другие концерты, а также поездка в Лондон в июне. В следующем году он снова совершил турне по Англии, играя для Георга IV в Виндзорском замке, а также посетив Манчестер, где впервые была исполнена его новая грандиозная увертюра. Эта пьеса была использована в качестве увертюры к одноактной опере «Дон Санче», которая была исполнена в Парижской опере в октябре 1825 года. В 1826 году он совершил турне по Франции и Швейцарии, а в следующем году снова вернулся в Англию. Будучи нервно истощенным, Лист выразил желание стать священником. Отец повёз его в Булонь принимать морские ванны, чтобы поправить здоровье, именно там Адам умер от брюшного тифа. Ференц вернулся в Париж и послал за своей матерью, чтобы она присоединилась к нему. Она вернулась в австрийскую провинцию Штирия во время его гастролей.

Антонио Сальери.  Фото: twitter.com.

 

Антонио Сальери. Фото: twitter.com.



Теперь Ференц занимался преподаванием фортепиано, а в 1828 году влюбился в одну из своих учениц. Когда её отец настоял на разрыве этой привязанности, Лист снова тяжело заболел. Считалось, что он был так близок к смерти, что его некролог появился в парижской газете. После болезни он пережил длительный период депрессии и сомнений по поводу своей карьеры. Больше года он не прикасался к пианино, и только стараниями матери его отговорили от вступления в священство. Он испытывал сильный религиозный пессимизм. В этот период Ференц испытывал активную неприязнь к карьере виртуоза. Он восполнил свой прежний недостаток образования, много читая, и вступил в контакт со многими ведущими творцами того времени, включая Альфонса де Ламартина, Виктора Гюго и Генриха Гейне. После Июльской революции 1830 года, приведшей к отречению французского короля Карла X и коронации Луи-Филиппа, он набросал Революционную симфонию.

Автограф Ференца Листа.  Фото: snappygoat.com.

 

Автограф Ференца Листа. Фото: snappygoat.com.



Между 1830 и 1832 годами он познакомился с тремя людьми, которым суждено было оказать большое влияние на его творческую жизнь. В конце 1830 года он впервые встретился с Гектором Берлиозом и услышал первое исполнение его фантастической симфонии. От Берлиоза он унаследовал командование романтическим оркестром. Ференц совершил, казалось бы, невозможный подвиг - переписал фантастическую симфонию Берлиоза для фортепиано в 1833 году. Также он помог Берлиозу, переписав другие его произведения и сыграв их на концерте. В марте 1831 года он впервые услышал игру Никколо Паганини. И вновь заинтересовавшись виртуозной техникой, решил перенести некоторые фантастические скрипичные эффекты Паганини на фортепиано, написав фантазию на тему своей «Кампанеллы». В это время он также познакомился с Фредериком Шопеном, чей поэтический стиль музыки оказал глубокое влияние на Листа.

Источник: https://kulturologia.ru/blogs/050222/52364/




Комментарии:

Нет комментариев
Оставлять сообщения могут только зарегистрированные пользователи

Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта

56
"Стихи без рифмы - про врагов" конкурсная

Присоединяйтесь 




Наш рупор







© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft