Зарегистрировано — 123 827Зрителей: 66 886
Авторов: 56 941
On-line — 25 996Зрителей: 5160
Авторов: 20836
Загружено работ — 2 131 139
«Неизвестный Гений»
Новости
Как бедный потомок Наполеона и «лучший нос» своего времени основал великую парфюмерную империю, а спустя 30 лет разрушил её: Франсуа Коти
В первой трети ХХ столетия мир парфюмерии принадлежал французу Франсуа Коти, потомку Наполеона Бонапарта, талантливому парфюмеру и ловкому предпринимателю, благодаря которому парфюмерная промышленность стала именно такой, какой мы ее знаем сегодня. Именно ему, рожденному в бедности, не получившему даже формального образования, обладателю одного из наиболее чутких носов своего времени, принадлежало великое множество ноу-хау и великая парфюмерная империя, покорившая весь мир... Это его имя и по сей день остается синонимом роскоши, ставшей доступной миллионам женщин.
Жозеф Мари Франсуа Спотюрно, известный миру как Франсуа Коти — один из самых значимых парфюмеров XX века, основатель марки Coty, крупный предприниматель, издатель, журналист и политический деятель. Потомок известных персон Франции: генеалогическое древо его рода насчитывала одиннадцать союзов между семействами Буонапарте и Спотурно на протяжении нескольких веков. В частности его отец Жан-Батист Спотурно состоял в прямом родстве с Изабеллой Бонапарт, тетушкой французского императора.
Коммерческая жилка предпринимателя и острое перо журналиста стали чрезвычайно судьбоносными аспектами для Франсуа Коти. Причём если одно помогло создать свою империю, то второе – ее же и разрушило.
Как все начиналось
В 1874 году в городе Аяччо на острове Корсика, в семье Жана-Батиста Спотурно и Мари Коти родился мальчик Жозеф Мари Франсуа. Ему не исполнилось и семи лет, как он остался круглым сиротой. Мать скоропостижно умерла, а отец пропал без вести после случая неповиновения на военной службе. До 13-летнего возраста Франсуа растила его прабабушка, по отцовой линии, а после ее смерти – бабушка Анна Мария Белоне Спотурно, жившая в Марселе.
В семье родственников не было денег на то, чтобы дать Франсуа хорошее образование, и ему еще подростком пришлось зарабатывать на жизнь самому. Анна Мария, была женщиной весьма предприимчивой, её коммерческая жилка передалась и внуку, который успешно продавал морякам и туристам разные сувениры с французским колоритом, затем приторговывал всякой всячиной на рынке Марселя. А когда подрос ему посчастливилось устроиться продавцом в галантерейную лавку, а заодно и внештатным репортером местного издания, для которого сочинял истории о портовом городе и его окрестностях. Именно с того времени Франсуа стал мечтать только об одном: перебраться в Париж - город больших возможностей.
Что,впрочем, и случилось некоторое время спустя, когда Франсуа вернулся домой после прохождения военной службы. Именно о нём вспомнил бывший его командир по службе Эммануэль Арен, нуждавшийся в личном секретаре, когда занял кресло чиновника в правительстве Франции. Ему очень импонировал подтянутый и исполнительный юноша, отличавшийся честолюбием и оптимизмом. Таким образом, 24-летний Франсуа в 1898 году, получив должность секретаря, оказался в городе своей мечты.
Так, с легкой руки Эммануэля Арена, Франсуа изменил не только свою жизнь, но и имя. Именно тот посоветовал молодому человеку взять фамилию его матери - Коти (Coty), более благозвучную и не вызывающую косые взгляды надменных парижан. Разумеется, Франсуа также немало пришлось учиться, чтобы соответствовать занимаемой должности. Он много читал, изучал естественные науки, был чрезвычайно любознателен, он как губка впитывал всю нужную для него информацию, ко всему подходил с точки зрения человека, желавшего сделать хорошую карьеру.
И Коти совершенно не смущал, тот факт, что ему приходилось работать на Арена за "стол и небольшой оклад атташе". Гораздо большее значение для будущего парфюмерного магната имели возможности, которые давала ему его должность. Ибо через посредство Арена молодому человеку приходилось встречаться и общаться не только с богемой Парижа но и с сенаторами, министрами, политиками и членами правительства.
Гламурная и роскошная парижская жизнь очень быстро затянула Франсуа Коти в свой водоворот и дала ему нужные связи. Так на одном из светских приёмов его познакомят с Коко Шанель, крепкая дружба с которой продлится не одно десятилетие.
«Наполеон парфюмерии»
Так, добившись за четыре года максимума на занимаемой должности, Коти, неожиданно даже сам для себя, совершил переворот в своей жизни. А случилось это, когда судьба свела его с Раймоном Гоёри, открывшим для него мир парфюмерии. Так, однажды по просьбе всё того же Арена, Франсуа Коти оказался в парфюмерной лаборатории Раймона Гоёри, где впервые заинтересовался ароматами духов. В процессе общения с Гоёри будущий парфюмер неожиданно смог идентифицировать по запаху почти весь состав предложенной ему композиции. Ошеломлённый Раймон с изумлением заявил, что у молодого человека совершенный нюх. Именно таким образом выяснилось, что Франсуа был «носом» — человеком, обладающим невероятно чувствительным обонянием, и способностью вычислять составляющие ароматы многокомпонентных композиций.
С этого дня Коти часто захаживал к парфюмеру. А через некоторое время и вовсе уговорил Раймона дать ему попробовать смешать свой собственный одеколон. Композиция получилась весьма удачной - легкая, свежая, с нотками цитруса и нежная, словно дымка. Этот одеколон получил название "Cologne Coty".
Воодушевленный первым успехом, Франсуа Коти с удовольствием начал постигать все тайны парфюмерного искусства. Для этого ему даже пришлось оставить Париж и перебраться в Грасс, чтобы стать учеником Антуана Шири. В столицу наш герой вернулся через два года, вооруженный не только глубокими познаниями в области химии, но и дружескими связями среди парфюмеров.
Вначале Коти организовал свою первую лабораторию, прямо в маленькой квартирке, где жил со своей женой, дворянкой по происхождению Ивонн де Барон. К слову сказать, он и свою супругу впервые повстречал в той же парфюмерной лаборатории Раймона, где создал свой первый аромат. Теперь, вооруженный знаниями, новоиспеченный парфюмер загорелся новой бизнес-идей, которая оказалась весьма проста и революционна одновременно. Коти рассуждал: зачем тратить огромные деньги на натуральные компоненты, когда некоторые составляющие можно получить путем синтеза? Простыми словами: заменить натуральные компоненты на синтетические. Так в 1904 году в небольшой квартире на свет появились первые духи Франсуа Коти, созданные по его технологии, — La Rose Jacqueminot (Роза Жакмино), которые и сподвигли мастера на создание собственной парфюмерной империи.
Однако парфюмерный мир не сразу встретил новоиспеченного мастера с распростертыми объятиями. Коти предлагал свой новаторский парфюм многим магазинам – но, отовсюду получал отказ. Вот и здесь пришла на выручку нашему герою врожденная прозорливость. Он, как бы невзначай, уронил флакон на пол в универмаге, отказавшемся продавать его духи. Флакон разбился вдребезги, а через мгновение по всему парфюмерному отделу распространился чудесный аромат духов Коти. Посетительницы тут же стали требовать у продавцов именно этот парфюм. Так Аромат La Rose Jacqueminot стал популярным в одно мгновение. А магазин, получив хорошую выручку, согласился стать дистрибьютором этой марки духов, принесшей предприимчивому парфюмеру его первый миллион.
Уже через год Коти открывает свой первый магазин в столице, и буквально весь модный Париж выстраивается в очередь за его духами. В этом же году парфюмера ожидает еще один успех, в продаже появляется его новый аромат - L'Origan, принесший создателю всемирную известность. По совету своей жены, новая звезда парфюмерного мира стал упаковывать флакончики со своими духами в элегантные шелковые мешочки, чтобы сделать их более привлекательными для покупательниц. Именно тогда Коти понял, что парфюмы должны не только хорошо пахнуть, но и эффектно выглядеть.
В 1908 году Франсуа Коти знакомится художником по стеклу, ювелиром и лучшим дизайнером того времени Рене Лаликом и тут же налаживает с ним партнёрские отношения. В дальнейшем эти два великих мастера долго и плодотворно сотрудничали. Лалик «одевал» все знаменитые духи Коти — Cyclamen, Ambre Antique, Styx, Chypre, L’Origan, Le Muguet, — а позже именно Лалик разработал дизайн для нового магазина Коти на 5-й Авеню в Нью-Йорке.
Ноу-хау великого парфюмера-экспериментатора
И уже в скором времени женщины боготворили Коти, он стал дамским парфюмером. Все, что бы он не создавал, тут же признавалось эталоном изысканности и хорошего вкуса. И что любопытно, Франсуа Коти первым из парфюмеров осознал, что духи, всегда считавшиеся достоянием элиты, должны быть доступными для широких масс. Поэтому, наряду с дорогими парфюмами в шикарных дизайнерских флаконах, он стал выпускать более доступные в цене: флаконы поменьше, дизайн попроще, а содержимое такого же высокого качества. А еще Коти широко использовал синтетические компоненты, тем самым снижая стоимость духов, что делало их ещё более общедоступными.
Нужно также отметить, что в погоне за прибылью Коти был очень изобретателен. К слову, некоторые его новаторские идеи живут и по сей день. Именно он в свое время придумал всем известные «пробники», чтобы покупатели имели возможность сначала ощутить аромат духов, а потом уже их купить. Парфюмерный магнат, всецело постигший законы рынка, говорил: «Дайте женщине продукт отличного качества, заверните его в простую, но элегантную упаковку, назначьте разумную цену, и вы получите бизнес такого масштаба, какого мир ещё не видел».
А чтобы вы смогли осмыслить масштабы империи, которую Коти создал буквально за несколько лет, наведем такие цифры: в 1908-м Коти открыл фабрику в пригороде Парижа Сюрене, которая уже в скором времени представляла собой огромный комплекс из множества лабораторий и производственных помещений, в которых 9 000 сотрудников изготавливали до 100 000 флаконов духов в день. Потрясающе. Не правда ли?
Однако на этом творческая натура Франсуа Коти не успокоилась - в 1917 году в свет вышли легендарные духи Chypre (Шипр), наполненные ароматом кипрского мха, древесными нотами пачули, цветов, ладана и цитрусовых. Они то стали отправной точкой для создания семейства «шипровых» духов. Именно этот аромат был востребован широкими массами покупателей. В 1921-м Коти открыл филиал в Нью-Йорке, чуть позже такие же филиалы появились в Великобритании, Румынии и даже в России. Так бренд Коти, на счету которого уже было около 130 ароматов, вышел на мировой рынок. И к этому времени владелец империи Франсуа Коти стал одним из самых богатых людей на планете.
Крах империи Коти
Но эпоха наибольшего расцвета стала также предвестником заката парфюмерной империи знаменитого француза. Начиная с 1929 года над ней начали сгущаться тучи. Большие амбиции влекли за собой и колоссальные расходы. В 1920-е годы парфюмерный магнат активно участвовал в социальной и политической жизни страны, а особенно Корсики. Коти спонсировал развитие инфраструктур, строительство жилья на острове, различные выставки и спортивные соревнования. Он также стал владельцем двух периодических издательств - для представителей элиты и для рабочего класса. Львиную долю своих средств Коти направлял на поддержку фашистских организаций. Все это постепенно истощило его платежеспособность, особенно пошатнувшуюся после биржевого кризиса в США, и Коти в одночасье оказался на грани банкротства.
Последней каплей стал громкий бракоразводный процесс с женой Ивонн де Барон, которая больше не намерена была терпеть постоянные измены своего супруга. И после долгих судебных разбирательств женщина отсудила большую часть состояния бывшего мужа. Из-за своей слабости к женскому полу Франсуа Коти оказался легкой мишенью для своих политических оппонентов и репортеров-газетчиков, которые не стеснялись в подробностях, описывая похождения любвеобильного магната. Впрочем, он и сам не прятал своих любовниц, появляясь с ними на различных светских мероприятиях. От некоторых Коти дажн имел детей.
Оставшись без огромной доли своего состояния, у неутомимого Коти, не осталось сил, чтобы подняться и начать сначала. Он умер в 1934 году от пневмонии, одинокий и практически разоренный. Поразительно, как оказались схожи судьбы великого императора и его потомка.