Зарегистрировано — 123 863Зрителей: 66 919
Авторов: 56 944
On-line — 26 525Зрителей: 5247
Авторов: 21278
Загружено работ — 2 131 527
«Неизвестный Гений»
Новости
Чем покоряют философские картины белорусской художницы,«замешанные» на ар-деко, сюрреализме и символизме
Способность чувствовать прекрасное – это щедрый дар, которым природа одарила человека. А художника она одарила вдвойне - дав возможность через свои картины общаться с его современниками и будущими поколениями, открывая свой неповторимый и загадочный внутренний мир. И, как правило, это соприкосновение многих зрителей неизгладимое впечатление, наводит на размышления, вселяет надежду и оптимизм. Именно таким и является философское творчество удивительной белорусской художницы Марты Шматавай, заложившей в его основу «микс» из нескольких художественных стилей и принципы гуманизма.
Марта Шматава (Marta Shmatava) - современная белорусская художница, работающая в фигуративном стиле ар-деко с элементами символизма и сюрреализма вот уже как три десятилетия говорит со своим зрителем на живописном языке ассоциаций, символов, которые адаптированы под восприятие и эмоциональное развитие практически каждого человека. Причем невзирая на национальность, менталитет и общечеловеческие ценности.
Именно поэтому у Марты немало поклонников её творчества по всему миру. Её живописные произведения находятся в частных коллекциях Беларуси, России, Австрии, США, Германия, Франция, Япония, Бельгия, Великобритания, Польша и Нидерланды, а также в собрании Музея Белорусской академии художеств и в коллекции Музея имени белорусского поэта Максима Богдановича.
О художнице
Марта Шматава родилась в феврале 1965 года в городе Минске в семье видного деятеля белорусской культуры, ее отец был ученым и художником. Мир искусства буквально пленил детскую душу девочки, и она с раннего возраста уже знала, кем станет во взрослой жизни.
В 1991 году Марта окончила Белорусскую академию искусств на художественном факультете по рисунку, живописи и искусствоведению, где получила серьёзную подготовку по академическому рисунку и теории искусства. Марта еще студенткой активно участвовала во всевозможных выставках и, что любопытно, почти за два года до окончания вуза, в 1989-м, была принята в Члены Союза художников. И это невзирая на то, что начинать свой творческий путь молодой художнице пришлось в первые годы перестройки, когда соцреализм в живописи полностью изжил себя, и в среде художников начались творческие метания в поисках индивидуальности и собственного стиля.
Марте Шматавай посчастливилось достаточно быстро пройти этот нелегкий этап, и уже вначале 90-х, преисполненная творческих задумок и идей, она стала развивать свой необычный стиль, который достаточно скоро сформировался и стал достаточно уникальным.
Философия творчества
Ни для кого не секрет, что мировоззрение творческого человека окрашивает окружающий мир эмоционально и наполняет его различным смыслом и значениями. Отсюда и стремление белорусской художницы донести до своего зрителя тот мир, который волнует её саму, используя при этом весь свой талант и уникальный авторский стиль, заключенный в синтез нескольких стилей: ар-деко, сюрреализма и символизма. И этот "микс" щедро приправлен таким философским понятием как экзистенциализм. (Если одним словом, то экзистенциализм - это гуманизм).
"Позитивный экзистенциализм — это моя философия, которую я стараюсь донести до аудитории. Мои интересы относятся к уникальности человека, индивида. Я пытаюсь работать в масштабе, близком к реальным размерам человека для того, чтобы создать максимально прочную и наиболее сильную эмоциональную связь с моими зрителями. В своём творчестве я стремлюсь к тому, чтобы создать новую реальность, где внутренний мир человеческой души проецируется на внешний мир и формирует его",- говорит Марта.
И согласно этой философии, в каждой живописной работе художницы Марты Шматавай главный персонаж - это всегда человек. "Мне интересно исследовать неповторимый мир и таинственный внутренний мир человека, его мысли, его фантазии, его переживания, его чувства, которые родственны человеческим, чувство временного жителя этой планеты, но имеющего бессмертное душа",- заявляет она.
Такие взаимоотношения как: человек и время, человек и природа, человек и цивилизация, человек и человек всегда наталкивали Марту не только философские размышления, но и давали творческие идеи. Отсюда и язык символов, который ярко прослеживается и емко дополняет содержание её работ.
"Символика в моем искусстве позволяет закладывать в одну картину несколько смыслов и тем самым многократно увеличивать количество вариантов интерпретации, поскольку я пытаюсь избежать повторений и однотипности. В нашем мире наши души могут пострадать от саморазрушения, одиночество и стресса. Все эти негативные элементы можно и нужно лечить с помощью света и творчества",- уверенна Марта.
Помимо замысловатых сюжетов, несущих в себе философский смысл, зритель также видит удивительную гармонию и символичность цветовой палитры, линий и форм. Так, к примеру, на полотнах Марты цвет – это незаменимый способ создания настроения, и символичного значения. Все оттенки зеленого - цвет весны, жизни, развития; голубого - цвет ясного неба, огромный космос, безбрежные водные просторы; красного — это цвет осени, связанный с гибелью природы, и предсказывающий весной будущее вечного круговорота вещей в природе, это цвет динамизма жизни. И так далее...
Декоративность стиля художницы подчинена и сюрреалистическому замыслу, и строгой закономерности геометрических линий. Следует также отметить, что она весьма интересно строит композиции своих картин. На них нет границы между небом и землей, она условна и изменчива. И здесь также прослеживается философский подтекст: в жизни нет четкой границы между «земным» и «небесным». Земля и небо, черное и белое, ночь и день, реальность и фантазия сосуществуют, сменяя друг друга.
В настоящее время художница Марта Шматава живёт и работает в Минске, а также ведет преподавательскую и общественную деятельность.