Зарегистрировано — 123 863Зрителей: 66 919
Авторов: 56 944
On-line — 26 508Зрителей: 5247
Авторов: 21261
Загружено работ — 2 131 545
«Неизвестный Гений»
Новости
Кем была женщина, которая открыла алхимию: дочь Платона, сестра Моисея или Мария Магдалина
Как растопить шоколад, нагреть детское питание в те времена, когда не было микроволновок? Не только домашнее хозяйство, но фармацевтика и даже промышленность не могут обойтись без, казалось бы, совершенно элементарной вещи, сегодня знакомой каждому. Раньше это изобретение и область его применения ограничивались мистической наукой под названием алхимия. Началась она с одного простого открытия, которым пользуется в современном мире каждая хозяйка. Авторство долгие годы приписывали некому Зосиме Алхимику из Панополиса. Но матерью алхимии была на самом деле женщина...
Загадочная Мария
Если верить классической литературе на эту тему, то открытия авторы приписывают женщине, по имени Мария Иудейка, которая жила в Египте в 3 веке. Эта ошибка возникла именно благодаря алхимику из Панополиса по имени Зосима. Многие считали его изобретателем, но на самом деле он лишь цитировал древние тексты. В 4 веке он написал ряд трудов под общим названием Cheirokmeta («Вещи, сделанные вручную»). Многие тексты этих работ существуют лишь на греческом языке, есть отдельные фрагменты, переведённые на арабский и сирийский языки.
Ошибка возникла из-за того, что Зосима, составляя подлинную антологию исторических практиков алхимии (она до 19 века считалась частью науки), цитирует Марию в числе других древних мудрецов. Он приводил слова таких людей, как Демокрит, Моисей, Останес, Гермес, Исида, Химес, Агатодемон, Пибехий, Ямвлих и другие. Зосима приписывает изобретение Марии, игнорируя то, например, что оно уже было описано сотни лет назад врачом Гиппократом и философом Теофрастом. Фигура этой загадочной женщины окружена непроглядной завесой тайны. Очень сложно отыскать какие-либо подтверждающие биографические тексты.
Короткие сведения говорят, что Мария родилась в Александрии. В те времена это был знаменитый портовый город Египта. Остальные сведения ограничиваются лишь письменными трудами. Известно, что она написала несколько книг, но, к величайшему сожалению, все они были уничтожены пожаром в Александрийской библиотеке. Те, что остались, были сожжены впоследствии из-за причисления алхимии к колдовскому искусству. Сохранились лишь отдельные цитаты, собранные другими авторами. Только благодаря этому есть хоть какие-то данные о проведённых исследованиях и экспериментах.
Одним из таких авторов был византийский Георгий (Преподобный) Синкл. Он служил секретарём патриарха Православной Церкви Тарасия. Синкл писал, что Мария была учителем знаменитого греко-фракийского философа Демокрита, когда тот жил в Мемфисе. Здесь огромная несостыковка во времени. Демокрит и правда жил в Египте целых пять лет, но загвоздка в том, что это было на целых шесть веков раньше, чем описывает Георгий.
Другой автор арабского происхождения по имени Аль-Надим в своей энциклопедии Китаб аль-Фихрист тоже упоминает Марию. Он пишет, что она знала как приготовить caput mortuum. Это отходы, полученные в результате процесса химической дистилляции. Остаток нигредо, первой фазы превращения материи в золото (две другие назывались альбедо и рубедо), перед её переходом в более высокое золотосодержащее состояние. Следует добавить, что исторически пигментом на основе окиси железа называли также тот, с помощью которого получали тёмно-красноватые цвета, например венецианский красный или кардинальный пурпур.
Дочь Платона, сестра Моисея или Мария Магдалина?
Арабы считали Марию дочерью Платона. Другие были уверены, что она не кто иная, как Мариамь — сестра Моисея и Аарона. Некоторые даже смели утверждать, что эта женщина является библейской Марией Магдалиной. Некий отшельник Мориан, который тоже был алхимиком и по слухам даже владел легендарным философским камнем, жил в Иерусалиме в 7 веке, называл её «Марией-пророчицей». Так он писал в своём труде «Liber de Compositione Alchimiae». Он был уверен, что она есть та самая Мариамь, описанная в книге Ветхого Завета Исход.
Некий французский автор под псевдонимом Фулканелли (некоторые считают, что за этим именем скрывается целый коллектив) называет Марию «учителем философов». Британский учёный историк Шервуд Тейлор, который был директором Музея науки в Лондоне в 1950-х годах, считает её первооткрывателем на поприще алхимической практики.
Из всего вышенаписанного становится понятно, что ничего не понятно. Мария — личность с совершенно неясным происхождением. Сведения о ней настолько противоречивы и скудны, что разобраться во всём этом крайне сложно. Это заставляет усомниться в самом существовании мифической матери алхимии. Наиболее убедительным доказательством является «Диалог Марии и Ароса о Магистериуме Гермеса», также известная как «Выдержки». Эти записи были сделаны неизвестным христианским философом. Он не был автором, а лишь переписал древние тексты. Благодаря этим текстам известно, каковы были основные операции алхимии, при лейкозе (отбеливании) — путём дробления, а при ксантозе (пожелтении) — путём прокаливания. Кроме того, в работе описывается использование кислых солей и включены рецепты изготовления золота, опус магнум, в том числе с использованием мандрагоры.
Этот метафорический диалог происходит между двумя персонажами еврейской литературы. Здесь появляются Гермес, божественная вода, четыре элемента Природы. Нет здесь никакого философского камня. Зато описана весьма интересным образом интерпретация минералов. Эксперты полагают, что автором или авторами этих любопытных записей была группа еврейских учёных-алхимиков, использовавших псевдоним Мария. Это было сделано из-за обычая приписывать астрологические и алхимические темы персонажам из Библии. В любом случае это свидетельствует о значительной древности текста.
Аксиома Марии
Несмотря на все эти сведения, на основе этого произведения Марии приписываются загадочные алхимические заповеди. Например, союз противоположностей, то бишь объедините мужское и женское, и вы найдете то, что ищете. Есть аксиома, которая носит её имя: «Единая становится двумя, два становятся тремя, а из третьего получается один как четвёртый». Эти метафоры психологи расшифровывают как объяснения о женском начале, земле, недрах земли и зле. Всё это связано нечётными числами христианской догматики.
Сам Карл Юнг прибегал к Аксиоме Марии, чтобы символизировать процесс индивидуализации. Он писал, что одно было бы бессознательной тотальностью. Второе - это конфликт противоположностей. Третье — трансцендентная функция, описываемая как «психическая функция, возникающая из напряжения между сознательным и бессознательным и поддерживающая их союз». Четвёртое - это преобразованное состояние сознания, относительно полное и умиротворённое. Таким образом, эту аксиому можно интерпретировать как алхимическую аналогию процесса индивидуализации от многих к одному, от недифференцированного бессознательного к индивидуальному сознанию.
То есть одной водяной баней (о которой речь пойдёт позже) дело не ограничилось. Самым выдающимся свойством Марии была изобретательность. Ей принадлежат некоторые из самых важных инструментов для практики алхимии. Например, Зосима впервые описывает трибикос и транскрибирует описание, оставленное самой Марией. Это был трёхрожковый перегонный куб, состоящий из глиняного горшка, из которого перегоняемая жидкость вытекала через три медных патрубка в три другие сосуда, а мантера служила для конденсации пара.
Ещё одно из изобретённых устройств — керотакис. Оно служит для обработки одних металлов парами других благодаря тому, что его контейнер запечатан под вакуумом. Он был важнее трибикоса в том смысле, что был фундаментальным инструментом в алхимической практике и, по сути, использовался для трансмутации. Также Мария использовала мышьяк, ртуть и серу, чтобы воспроизвести естественный процесс подземного происхождения золота. В результате получался сплав внешне похожий на золото. На самом деле, конечно золотом это не было. Это был сплав, окрашенный пигментом на основе сульфида свинца и меди. Мария, конечно, и представить себе не могла, что много столетий спустя некий немец по имени Франц фон Сокслет воспользуется той же концепцией для изобретения одноимённого экстрактора.
Самое полезное
Все эти сложные приборы и процессы меркнут в сравнении с самым популярным и успешным изобретением Марии. Им стала... водяная баня! На самом деле описывалось это действо и раньше, но в истории осталось как изобретение Марии. До того как это изобретение перекочевало на все кухни мира, оно использовалось для дистилляции летучих или ароматических веществ. Сейчас метод основывается на нагревании одного сосуда внутри другого, наполненного водой. Тогда же использовали песок и золу. Песок мог выдержать температуры более высокие, чем вода и дольше держал тепло. Быстрое остывание сосуда могло нарушить весь процесс.
Историки считают, что неважно была ли на самом деле Мария или это условное имя нескольких учёных авторов. Женщины-алхимики правда существовали в истории. Есть такие известные имена, как мадам де Пфуль и две её дочери. Они работали на Федерико II в 18 веке. Есть Мартина Бертереам, жена алхимика Жана дю Шатерло, с которым она написала несколько минералогических трактатов. Есть Ирэн Хиллер-Эрлангер, которая также была поэтессой и одной из фавориток вышеупомянутого Фулканелли. Ещё Грейс Милдмей, практик медицинской алхимии, Эмилия Ланьер, Джейн Лид, Люси Хатчинсон и многие-многие другие. О них известно гораздо больше и споров об их существовании нет. Только именно Мария вызывает гораздо большее любопытство из-за ореола таинственности с оттенком мистики.