Зарегистрировано — 123 799Зрителей: 66 858
Авторов: 56 941
On-line — 10 419Зрителей: 2030
Авторов: 8389
Загружено работ — 2 130 695
«Неизвестный Гений»
Новости
Как крепостной «Пиковой дамы» нарисовал Невский проспект и прославился на всю страну: Василий Садовников
Незнакомый Петербург прошлого – тихий, уютный, отчего-то солнечный, виды Невского и интерьеры богатых домов… Акварели и литографии Василия Садовникова не бросаются в глаза, хотя очаровывают множеством деталей и безукоризненным рисунком. Но сама его жизнь, на первый взгляд такая же спокойная, поражает. Крепостной «Пиковой дамы», самоучка, ставший всенародно любимым художником в середине XIX века…
Василий Садовников родился в 1800 году - и родился он в семье крепостных. Однако ему посчастливилось быть в услужении у самой княгини Голицыной и, благодаря рано проявившимся художественным способностям, привлечь внимание ее высокопоставленного сына. Хозяйка была женщиной суровой, но справедливой, знакомство с ней было честью для каждого. Именно ее исследователи считают прообразом старой графини в пушкинской «Пиковой даме». Голицына занимала исключительное положение в Петербурге, и не только богатство и знатность были тому причиной. Сам ее жесткий характер и острый ум приводили окружающих в благоговейный трепет.
Даже московский генерал-губернатор Д.В.Голицын, человек, без сомнения, облеченный немалой властью, едва не дрожал в ее присутствии и не позволял себе сказать лишнего слова. Ни одно из решений матушки он не осмеливался оспаривать. Но не покровительствовать молодому талантливому крепостному – не мог. Генерал-губернатор любил искусство и считал себя обязанным поддерживать одаренных людей. Подобных взглядов в то время придерживались многие состоятельные люди, что сыграло в судьбе Василия Садовникова решающую роль.
Старший брат Василия Садовникова, Петр, к тому времени уже проявил себя в творчестве – он стал довольно успешным архитектором. Он был учеником знаменитого русского архитектора и худоника-графика А.Н.Воронихина и, вероятно, обучал брата (в дальнейшем же Петр достиг звания академика архитектуры). Также есть мнение, что братья Садовниковы осваивали живопись под началом неизвестного профессионального живописца, потому что даже в начале своей карьеры были известны как хорошие рисовальщики. Кроме того, братья Садовниковы были в числе домашней челяди Голицыных в Петербурге, а значит, с юных лет впитывали величественную красоту этого города.
Василий Садовников поначалу снискал успех как художник-самоучка. В 1830 году «Литературная газета» анонсировала выпуск литографий, посвященных Невскому проспекту. В числе художников, работавших над ней, есть и Василий Садовников. Работая над литографиями, он познакомился со многими художниками и граверами разного происхождения, с которыми в дальнейшем поддерживал дружеские и профессиональные отношения.
В 1838 году он получил вольную – уже после смерти своей хозяйки. К тому времени он давно уже был счастливым мужем и отцом. Вместе с ним вольную получила его жена Маргарита и трое детей – Татьяна, Анна и Сергей. Сергей пошел по стопам отца и дяди, но в каком-то смысле даже их превзошел – он все же добился официального поступления в Академию художеств, работал как архитектор и уже на излете XIX века получил звание академика.
Дальнейшее обучение Садовникова – вопрос весьма запутанный. Его жизнь была связана с Академией художеств, но, по-видимому, он не был ее студентом. По самой распространенной версии, он уже в зрелые годы сумел попасть в Академию художеств вольнослушателем, в ученичество к живописцу М.Н.Воробьеву. Класс Воробьева для вольноприходящих считался в те годы очень перспективным, к тому же он хорошо владел литографией, которая могла стать вполне подходящим ремеслом для художника, имевшего незавидное происхождение. Однако в прошении о присуждении звания художника, которое Садовников подал в Академию в том же 1838 году, он указывает, что "занимался перспективною живописью сам собою".
Для получения звания художника Садовников представил самую свою знаменитую работу - "Панораму Невского проспекта», шестнадцатиметровую акварель, которая в дальнейшем была переведена на литографский камень и выпущена издателем Прево. Над литографированием панорамы работало несколько граверов, учитывая ее колоссальные размеры. Издание работ Садовникова позволило ему стать любимцем не только знати, но и городского сословия. Его литографии украшали комнаты купеческих и мещанских домов.
Точность исполнения работы просто поражала. Садовников работал как документалист, многие его рисунки кажутся скорее раскрашенными фотографиями, так точен был его глаз и уверенна рука. В то же самое время рисунки Садовникова были лишены сухости – наоборот, он населял виды Петербурга множеством людей разных сословий, занятых своими делами. Также художник достиг поразительного уровня в изображении интерьеров и бытовых сцен.
Даже сейчас продолжаются споры о жанровой принадлежности творений Садовникова, работавшего, по сути, на стыке пейзажной и жанровой живописи.
Едва ли не всю свою жизнь, все свои творческие силы Садовников посвятил Петербургу, но было в его сердце место и для других уголков России. Он много путешествовал – и во всех своих поездках не переставал рисовать – сотни рисунков и набросков с краткими пометками о погоде, настроении, мыслях… В Тамбове он с интересом зарисовывал интерьеры крестьянских изб.
В 1852 году бывший крепостной стал академиком Академии художеств. Его слава стала всероссийской, его имя звучало в кругах, близких императорским, он рисовал интерьеры Зимнего дворца...
В те годы в его творчестве наступил какой-то переломный момент. Ювелирная точность сменилась смелым рисунком, стертые, приглушенные оттенки – яркой цветовой гаммой. Но это все еще был тот самый Петербург Пушкина и Гоголя.
Василий Садовников прожил почти восемьдесят лет. Его жизнь была тихой, наполненной радостным созидательным трудом – и в то же время могла бы послужить сюжетом для увлекательного фильма. Работы Садовникова хранятся в Эрмитаже, в музее Академии художеств и еще нескольких музеях по всей России – маленькие порталы в Россию ушедших времен.
Текст: Софья Егорова.