Зарегистрировано — 123 830Зрителей: 66 889
Авторов: 56 941
On-line — 11 052Зрителей: 2151
Авторов: 8901
Загружено работ — 2 131 227
«Неизвестный Гений»
Новости
Почему передвижник Константин Савицкий разрезал на части первый вариант картины «На войну»
Не случайно художника-передвижника Константина Савицкого современники называли "печальником горя народного". Типичный представитель передвижничества, замечательный мастер жанровой живописи своими творениями и сейчас затрагивает глубинные струны души каждого, кто хоть однажды соприкоснулся с его творчеством. Сегодня речь пойдет об известном его полотне «На войну», которое является достоянием Русского музея в Санкт-Петербурге.
Константин Аполлонович Савицкий (1844-1905) — русский жанровый живописец-реалист, замечательный художник-передвижник, подаривший потомкам через свои произведения частичку истории России позапрошлого века. На его холстах зачастую изображены сюжеты из жизни простого народа, его беды и маленькие радости.
История создания. 2 версии картины «На войну»
На холсте отображены события, происходящие во времена русско-турецкой войны 1877—1878 годов. Это - значительнейшее произведение русской реалистической школы живописи, в котором изображены проводы на войну призывников. Нужно также отметить, что это полотно имеет и другие названия: «Отправка новобранцев на войну» и «Проводы на войну». Сюжетной основой монументальной картины послужила сцена расставания солдат, уходящих на фронт, со своими семьями.
Любопытно, что этот сюжет художник затрагивал дважды. Первая версия, написанная в 1880 году, была представлена на 8-й выставке «передвижников». Её появление было встречено рядом критических замечаний, но были и положительные отзывы в которых отмечалось что, «несмотря на многие недостатки, и в этой картине было много правды и чувства». Однако Савицкий решил переписать полотно, а первую свою версию, как выяснилось через много лет, порезал на части.
В мае 1887 года Константин Аполлонович сообщал: «Я весь, от пят и до самого чуба на голове, погружён в картину свою. Только и думаю, как бы скорей увидать её совсем установившейся. И ем, и пью, и сплю всё с мыслью о ней». Наконец, в феврале 1888 года, когда работа над картиной была завершена, художник заявил: «Картина кончена! Доведена настолько, что решил выставить; я сам до того присмотрелся к ней, что самолично решить этого не мог. Завтра тащу своё детище на выставку».
Так, спустя восемь лет на 16-й выставке «передвижников», открывшейся в 1888 году в Петербурге, художник представлял уже второй, окончательный вариант картины «На войну», который на этот раз создавался по заказу императора Александра III. В этой версии художник убрал и смягчил ряд присутствовавших в первом варианте картины эпизодов, свидетельствовавших о бесправии солдат и рукоприкладстве военного начальства.
На этот раз картина была встречена гораздо благосклонней. Ее хвалили и критики, и коллеги- художники, в частности Илья Репин отмечал, что «картина очень хорошо вышла». Однако по окончанию выставки Савицкий не поспешил расстаться со своим детищем, он продолжил свою работу над картиной, откладывая её передачу заказчику. Лишь через полгода картина попала в руки законного владельца и была размещена в Зимнем дворце, где находилась вплоть до 1897 года. Затем её передали в созданный в то время Русский музей, где она и находится и по сей день.
Там же были собраны 13 живописных и 66 графических произведений, связанных с работой художника над этой темой.
Несколько слов о сюжетной линии картины
Савицкий изобразил на масштабном полотне, представляющем собой многофигурную композицию. события времён Русско-турецкой войны 1877—1878 годов. И хотя здесь не показаны военные действия, но горечь родных и близких, расстающихся с солдатами — призывниками запаса, уходящими на войну, затрагивает за живое каждого зрителя.
В основу сюжетной линии художник заложил антимилитаристское настроение. Война – это большое горе, раскрывающее переживания всех героев, изображенных на полотне. Можно увидеть, что люди делятся на несколько групп, в каждой из которых выражено свое настроение. А в целом ощущается одно чувство – отчаяние.
Тонко подмеченные автором особенности настроения и характеров людей, присутствующих на перроне, впечатляют зрителя реалистичностью жизненной ситуации. Печально склоненные спины матерей, заплаканные лица жен и сестер; напускное веселье танцующих молодых новобранцев, тревожное напряжение пожилых солдат, которым довелось многое увидеть в своей жизни, в том числе и посмотреть смерти в лицо на поле брани - все они переплелись в единый ком, состоящий из плоти и крови, из страха перед будущим и отчаянием.
На платформе уже стоит состав, идущий навстречу неизвестности... А жандармы, стоящие рядом, своим грозным видом словно подтверждают, что расставание с родными неизбежно.
Несмотря на то, что на одном полотне изображены разные и по характеру, и по настроению группы людей, картина смотрится единой композицией, которая объединяет всех присутствующих, тем самым увеличивая в разы тяжелое, мрачное настроение. Отсюда и невероятное чувство некой духовной связи персонажей, которых объединяет одна большая беда – война.