Зарегистрировано — 123 830Зрителей: 66 889
Авторов: 56 941
On-line — 12 207Зрителей: 2374
Авторов: 9833
Загружено работ — 2 131 244
«Неизвестный Гений»
Новости
Батально-исторический жанр на основе реальных событий: Художник Владимир Суркин
Искусство, требующее особого внимания от зрителя. Именно так можно охарактеризовать работы Владимира Суркина. Цель художника – запечатлеть важные сюжеты в картинах классического жанра. Стоит зрителю остановиться на мелких деталях картины, и перед ним тут же встанет новый сюжет.
Писать то, что берет за душу, что прочувствовал сам. Именно такой подход к творчеству признает Владимир Суркин. В качестве исторического примера он приводит «Воскрешение дочери Иаира» – дипломную работу И.Е. Репина. Смерть собственной сестры и страдания родителей навсегда запомнились будущему великому живописцу, и всю гамму эмоций он смог воплотить на своем полотне.
Обучался Владимир своему ремеслу в МГАХИ имени В. И. Сурикова – одном из важнейших художественных учебных заведений Москвы и России в целом. Его любовь и специализация – это батально-исторический жанр. Тут необходимо сказать, что его учителем был Николай Николаевич Соломин – народный художник России, академик, профессор.
На мой вопрос об интересе к военной теме Владимир отвечает, что он связан с его семьей. Интерес к истории передался ему от отца. Художник вспоминает, как вместе они смотрели исторические фильмы.
В истории ему важна та мораль, которую можно из нее извлечь. История и ее изучение должны служить будущим поколениям, чтобы они не попадали в страшные ситуации прошлого, – считает художник.
Тема Гражданской Войны – одна из важнейших тем в творчестве мастера. Именно ей была посвящена дипломная работа «За родную землю» (2017). Важно, что Владимир не ищет справедливости и не встает на сторону ни «красных», ни «белых» – ведь правда у всех своя. В свое время его поразила фраза из мемуаров Бориса Савенкова – «Русские победили русских».
В своих работах художник показывает, что главное здесь не то, «чья взяла». Для него революция и последовавшая за ней война – это трагедия, которая не должна никогда повториться. Это основное послание молодого живописца, лейтмотив его творчества. Недаром в свой триптих между двумя сценами ужасов «красного» и «белого» терроров мастер вставляет картину родной природы, «Тихая моя родина…». Именно тихая – вот он, идеал творца…
Важно, что для художника тема войны – это не тема бравады и предмета гордости. «Исторические живописцы – первые пацифисты, достаточно посмотреть их мемуары», – напоминает он.
В качестве примера Владимир приводит баталиста В.В. Верещагина (помните его известную работу «Апофеоз войны» из Третьяковской галереи) и Л.Н. Толстого, участвующего в Крымской кампании 1850-х гг. «Война — это античеловечно», – не устает повторять Владимир вслед за своими великими предшественниками.
Свою работу с говорящим названием «Невыученные уроки» (2020) Владимир пишет по воспоминаниям немецкого генерал-фельдмаршала Г. Гудериана. Это не просто реальная история, но и посыл будущим завоевателям. Таким образом, одна из главных задач художника – перенести историческую тему на современный лад, чтобы все увидели параллели между прошлым и настоящим.
Таких посвященных войне работ у Владимира много. Причем, раскрывает мастер эту тему по-разному. Мы видим весь цикл жизни и смерти, который так безжалостно ускоряет война в его работах: вот «Молебен перед отправкой на фронт», само сражение в «Долине смерти», затем последствия сражения («За Волгой для нас земли нет». Часто тема войны и смерти переплетена с темой веры, как, например, в «Явлении Богоматери в Сталинграде».
Тему семьи Владимир Суркин раскрывает в своей работе «Старое зеркало» (2019). На ней он изобразил отца и свою старшую дочь, стоящих перед зеркалом. Кажется, что модели не позируют, а на минуту остановились перед старинным зеркалом. Они не просто внимательно всматриваются в свое отражение, а смотрят на фотографии своих близких – бабушек и дедушек. Изображениями этих реально существующих фотокарточек художник дополняет композицию, отобрав самые значимые из них и выстроив видимую связь поколений. Часы на раме зеркала напоминают о неумолимо проходящем времени. Это многовековой символ скоротечности бытия, напоминающий о важности любви и памяти прямо сейчас.
Однако мастер пишет не только тяжелые исторические полотна. Этой непростой теме он противопоставляет свои «детские» вещи. Одна из его позитивных семейных работ – картина «Маша и медведи». Родилась картина как ответ на вызов со стороны коллег, которые предложили ему написать что-то новое, не присущее ему. Владимир изобразил свою дочь, спящую в окружении игрушек. И название получилось говорящее. Теперь работа участвует в конкурсе «Семья – душа России».
«После рождения детей жизнь обрела совсем другой смысл – в ней появился стержень. Это главная ценность в жизни», – говорит Владимир.
Другое направление его творчества – пейзажи («Мостик», «За родную землю»). С этой темой тесно переплетена тема патриотизма. На картинах изображена природа средней полосы России, которая с первого взгляда кажется невзрачной, но именно она вызывает у художника теплые чувства и желание писать. Совсем иная манера художника в работе «Монастырь в Подмайне». Тут совершенно иное все – атмосфера, настроение и палитра. Объясняет мастер это другой географией: пейзаж черногорский, с присущим этой стране колоритом.
Особенно стоит отметить, что при общении с Владимиром картины обретают новый смысл, начинаешь всматриваться в детали и погружаться в сюжет с головой.
Для современного искусства обычно характерны злободневные темы, которые быстро выходят из моды. Философия полотен Владимира Суркина же выстроена вокруг вечных ценностей. Жизни и смерти. Любви. Семьи и детства. Религии и патриотизма. То есть тех смыслов, которые будут актуальны всегда и везде.
Автор: Научный сотрудник, искусствовед, куратор, автор курсов по истории искусств Ирина Корчагина.