16+
Лайт-версия сайта

Новости

Чем прославился художник-новатор Средневековья, запечатлевший знаменитых современников и оставшийся таинственной личностью



Автором самого старого портрета в миниатюре считается французский художник Жан Фуке, который жил и творил в XV веке. Он же, возможно, создал первый в истории автопортрет – но все же более вероятно, что до него это сделал Ван Эйк (не подписавший то самое произведение, что и породило сомнения в том, кто же на нем изображен). Увы, о жизни мастера по имени Жан Фуке известно крайне мало, но ясно одно – речь идет о выдающемся художнике своего времени, новаторе масштаба гениев итальянского Раннего Возрождения с собственным узнаваемым стилем.



Кем был Жан Фуке, художник из Тура


С атрибуцией произведений того времени дело обстоит сложно, документов, которые однозначно определяли бы работы как принадлежащие кисти Жана Фуке, нет. Специалисты исходят из техники, стиля, которые позволяют объединить миниатюры и большие произведения в состав наследия Фуке или, по крайней мере, в число работ, созданных в его мастерской. О биографии же художника повествуют только полтора десятка документов того времени – часто чисто бюрократических или хозяйственных – и лишь на их основе можно строить догадки о жизни мастера.

 

 

Одно из ранних произведений Фуке. Источник: commons.wikimedia.org

 

Одно из ранних произведений Фуке. Источник: commons.wikimedia.org



Он родился, по-видимому, в городе Туре, примерно в 1420 году. Где Фуке обучался живописи – неизвестно; существовавшие в тот период времени мастерские поблизости, включая Париж, сильно отличались по стилю от того, что демонстрировал в своих произведениях молодой художник. Возможно, его учителем был живущий на западе Франции неизвестный мастер, названный впоследствии «Жувенель». Известно, что в начале 1440-х годов Фуке отправился в Италию изучать традиции Возрождения. До него из французских художников, по-видимому, этого не делал никто.

Гравюра с несохранившегося оригинала портрета папы Евгения IV. Источник: commons.wikimedia.org

 

Гравюра с несохранившегося оригинала портрета папы Евгения IV. Источник: commons.wikimedia.org



В Италии славу Фуке принес портрет папы Евгения IV, до настоящего времени, к сожалению, в оригинале не сохранившийся. Скорее всего, француз общался и даже работал с художником кватроченто Фра Анджелико – влияние последнего хорошо заметно в работах Фуке. Позже художник вернулся в Тур, где творил в своей мастерской, объединив опыт итальянского путешествия, влияние фламандцев, наследие готического стиля и выработав в связи с этим собственный подход к работе.

 

Иллюстрирование манускриптов


Собственно, главным направлением творчества Жана Фуке было иллюстрирование рукописей в технике иллюминирования – яркой, выразительной, превращавшей книгу в произведение изобразительного искусства. Изготовление рисунков, оформление страниц в книге тогда выполнялось вручную, как и написание самого текста. Фуке занимался созданием миниатюр для часословов – сборников молитв. Самым выдающимся таким произведением мастера из Тура стал Часослов Этьена Шевалье, иллюстрации жизни Христа и Богородицы. До настоящего времени сохранилось 47 изображений, которые хранятся в разных музеях Европы и Америки.

Миниатюры Фуке в рукописях.

 

Миниатюры Фуке в рукописях.



Для простого зрителя, рассматривающего миниатюры Фуке, – это светлые, яркие, подробные произведения, наполненные множеством деталей; в лица персонажей поневоле вглядываешься, пейзаж как будто дополняет сюжет, а все вместе производит впечатление большей глубины замысла, чем в состоянии уловить глаз. Жан Фуке очень тщательно подходил к работе, продумывал композицию, выстраивая ее по правилу золотого сечения и вписывая персонажей в одну или несколько условных окружностей.

Портреты короля - Карла VII - и шута - Гонеллы

 

Портреты короля - Карла VII - и шута - Гонеллы



Стиль Фуке объединял использование ярких насыщенных цветов готики, итальянских принципов создания перспективы, в том числе и «воздушной» – когда объем приобретает небо на картине, от фламандцев он перенял натуралистичность и реалистичность. Новая школа, начало которой положил Жан Фуке, объединила тосканский стиль и опыт Ван Эйка в нечто самобытное и весьма высоко оцененное современниками.

 

Другие известные произведения Фуке


Заказчиками Фуке становились знатные особы, больше того – задолго до того, как официально получить звание придворного королевского художника, он создал много произведений для правящей семьи. Помимо миниатюр, Фуке писал и большие полотна, оставив после себя изображения высокопоставленных современников (прежде всего – Карла VII, завершившего Столетнюю войну с англичанами благодаря Жанне д’Арк).

Богородицу в правой части Меленского диптиха художник, как считается, писал с любовницы короля Карла - Аньес Сорель. Источник: commons.wikimedia.org

 

Богородицу в правой части Меленского диптиха художник, как считается, писал с любовницы короля Карла - Аньес Сорель. Источник: commons.wikimedia.org



Сохранился, кроме того, «Портрет Гонеллы, придворного шута Феррары» и ряд других портретов, вписанных в религиозные сюжеты. Диптих из Мелена, созданный по заказу королевского казначея Этьена Шевалье, содержит на левой створке изображение самого вельможи, коленопреклоненным, как диктовала традиция, и обращенным к святому Стефану (чье имя по-французски звучит как Этьен). На правой стороне диптиха – Богородица с Младенцем. Две части произведения были разделены после начала реконструкции Меленского собора в 1775 году, проданы и сейчас находятся в музеях Берлина и Антверпена соответственно.

Наброски, сделанные рукой Фуке

 

Наброски, сделанные рукой Фуке



Остались рисунки, наброски работы Фуке – портреты. Это огромная ценность для европейской культуры – не только потому, что произведений такого формата, созданных в XV веке, сохранилось совсем немного. Каждый из набросков – больше, чем просто изображение человека, это отображение его индивидуальности, характера, по рисункам угадывается и психологический портрет каждого. За эту способность Фуке перенести на холст, на бумагу, на пергамент какую-то личную историю, не ограничиваясь требованием к сходству, художника и ценили.

Жан Фуке стал одним из самых выдающихся художников своего времени

 

Жан Фуке стал одним из самых выдающихся художников своего времени



Королевским живописцем Людовика XI он стал официально с 1475 года, получив солидную пенсию. Умер Жан Фуке примерно в 1481 году – отчего, при каких обстоятельствах – неизвестно. Вероятно, в мастерской продолжали работать его сыновья. Еще некоторое время произведения Фуке помнили, а им сами восхищались, но уже в течение столетия он оказался забыт. «Вспомнили» о Фуке приверженцы немецкого романтизма в XIX веке, вновь открывшие для Европы все средневековое и готическое.

 

Источник: https://kulturologia.ru/blogs/200722/53781/




Комментарии:

Нет комментариев
Оставлять сообщения могут только зарегистрированные пользователи

Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта

242
"СОСТОЯНИЕ ДУШИ" ждём вас на премьеру, друзья!

Присоединяйтесь 




Наш рупор

 
Оставьте своё объявление, воспользовавшись услугой "Наш рупор"

Присоединяйтесь 







© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft