Зарегистрировано — 123 847Зрителей: 66 905
Авторов: 56 942
On-line — 26 232Зрителей: 5194
Авторов: 21038
Загружено работ — 2 131 385
«Неизвестный Гений»
Новости
Почему на Руси платили налог на сапоги и в каких случаях запрещалось их надевать
Самой распространенной обувью в деревнях на Руси были лапти и валенки. А вот жители городов всеми средствами старались достать сапоги, причем носили их не только мужчины, но и женщины. Читайте в материале, как на Руси сапоги то запрещали, то разрешали, как относились к ним правители государства, и кому нельзя было надевать такую обувь ни в коем случае.
Как Петр I сапоги не любил и выпускал указы, их запрещающие
Одним из правителей, который не любил сапоги, был Петр I. Более того, он их запретил. Почему так произошло: государь известен своими прогрессивными преобразованиями, в том числе он выпустил немало указов, относящихся к традиционным костюмам горожан. А сапоги являлись неотъемлемой частью образа жителя города. Начиная с 1701 года Петр не только категорически запрещал носить бороды, но и уделял большое внимание правилам ношения одежды и обуви. Так французско-русский парадный костюм предполагал, что на ногах у человека будут башмаки из кожи с пряжками и бантами. Являться ко двору в сапогах было запрещено всем без исключения.
Этим Петр Великий не ограничился. В 1714 году вышел еще один указ, в котором содержался запрет на торговлю русской одеждой и сапогами. Наказание за непослушание было жестоким: нарушителя могли не только наказать кнутом, но и сослать на каторгу и даже отобрать имущество в пользу государства.
Запрет на торговлю сапогами возник не только из-за предпочтений царя в одежде. Дело в том, что в городах мощеные дороги были редкостью. Чаще всего их изготавливали из дерева. А сапоги обычно были подбиты гвоздями, что вело к порче деревянных дорог. Это ясно из указа Петра, где написано, что сапогами со скобами и гвоздями торговать запрещено, и носить их не следует.
Позднее улицы стали делать из камня. И снова указ: тот, кто въезжал в город, должен был привезти с собой дикий камень (тридцать штук для судов, три штуки для подводы). Это помогло выложить некоторые мостовые в Санкт-Петербурге, не сразу, конечно. В основном дороги были все же деревянными, легко портящимися.
1722 год ознаменовался выходом еще одного сурового указа, в котором была прописана обязанность уплачивать подать за право носить русские сапоги и бороды. Любители старой моды должны были раскошелиться на пятьдесят рублей в год. И еще: если человек приходил с челобитной, и при этом был в сапогах, а лицо его украшала растительность, то его ждал отказ. И даже если он уплатил пошлину за год, челобитную не принимали, а нарушителя задерживали, не обращая внимания на причину его прихода. На бородачей в русской одежде, которые встречались на улице, гражданам следовало донести в обязательном порядке.
Как Екатерина Великая велела солдатам надеть сапоги, а Павел I - снять
Военные тоже испытали на себе запреты в отношении сапог. Петр I решил, что солдаты должны выглядеть на шведский манер. Знаменитые сапоги с раструбами не тронули, но они использовались только для парадной формы. Что касается военных действий, то русские солдаты шли в поход не в них, а в башмаках. Такую обувь украшали медные пряжки, а еще гвардейцы должны были надевать красные чулки. Остальные военнослужащие носили чулки зеленого цвета. Вряд ли это было удобно, учитывая, что климат во всех регионах разный.
Армия переобулась снова в сапоги только в конце царствования Екатерины Великой. Прислушавшись к князю Потемкину, который негодовал по поводу отмены прочных и достаточно теплых сапог, она решила вернуть этот атрибут в качестве элемента военной формы. Военные вздохнули с облегчением, но не тут-то было. Это продолжалось недолго: Павел I отменил сапоги снова. Ему очень нравилась элегантная форма по прусскому образцу, где обувь представляла собой стильные лакированные башмаки и штиблеты по типу сапожек. Наверное, это красиво, но какое практическое применение могло иметь это новшество? Кстати, великий полководец Суворов очень критиковал эту форму, отмечая, что в ней солдаты могут «сгноить» ноги, и что это недопустимая глупость, подходящая только для выступления на парадах. Действительно, облаченные в узкие штаны и штиблеты, солдаты мучились, стирая ноги до крови.
При этом носить форму следовало обязательно. Нарушителя ждали суровые наказания, даже ссылка в Сибирь, его также могли лишить состояния и привилегий. По прошествии времени Александр I разрешил офицерам носить сапоги, а сапоговидные штиблеты были заменены на модели с брючными застежками.
Во время правления Николая I солдаты носили очень короткие сапоги, натягивая сверху шаровары, а также штиблеты с пуговицами. Когда к власти пришел Александр III, любивший удобство во всем, в том числе и в одежде, он разрешил заправлять шаровары в сапоги (высокие). Правда, во время военных действий солдаты чаще всего носили ботинки, наматывая портянки от ступней до колен. В таком виде проще было переносить многодневные походы.
Статус юродивого – никаких сапог!
Была категория людей, которым не следовало носить обувь в принципе. Речь идет об юродивых. Законодательного запрета не было, но так называемый «статус» требовал соблюдать определенные правила. Приметой юродивых была нагота, это олицетворяло его служение Богу. Подтверждая религиозный подвиг такие люди намеренно истязали себя, в частности, отрицая обувь и одежду даже в самое холодное время года. По описаниям, которые дал протопоп Аввакум, говоря о страданиях юродивого Федора, тот постоянно замерзал на морозе, был босым. Из одежды на нем была рваная старая рубаха, а об обуви и речи не шло. Его ноги раздувались от холода и стучали по мостовой, словно ледышки.
Юродивые во имя Христа были аскетами, и их цель, заключалась в преодолении в себе корня всех грехов – гордости и достижения высокой степени смирения. Потому они отрицали общепринятые нормы и стиль жизни, сознательно принимая звание безумца, который готов терпеть унижения, презрение и конечно же, физические лишения. Потому на их ногах не было обуви, способной защитить от холода и повреждений. Хотя носить сапоги таким людям по сути никто не запрещал.