Зарегистрировано — 123 827Зрителей: 66 886
Авторов: 56 941
On-line — 4 637Зрителей: 893
Авторов: 3744
Загружено работ — 2 131 145
«Неизвестный Гений»
Новости
Как квадратные кольца прославили китайца-ювелира, который считает себя продолжателем древних традиций: Диксон Юн
Китайские ювелиры давно покорили мировой рынок украшений. Потрясающая детализация, непревзойденное качество, точно переданные образы, смесь западной и восточной культур, редчайшие материалы… Работы китайских мастеров можно увидеть и в роскошных бутиках, и на международных выставках, и в музейных собраниях. Однако Диксон Юн – один из тех китайских ювелиров, кто не только демонстрирует миру свой талант, но и продвигает ценности родной культуры.
Вечная молодость и древние корни
Источников вдохновения у Диксона Юна два, и оба были с ним с самого рождения. Первый – история страны, а второй – тоже история, но уже его собственной семьи. Китайское ювелирное искусство развивается больше пяти тысяч лет, совершенствуя технологии, и, кажется, уже непросто сказать свое слово, оставаясь в рамках традиции – однако ювелир вплетает в свои работы мотивы живописи, архитектуры, каллиграфии, посвящает кольца с резными камнями философам и литераторам, зашифровывает мотивы мифологии в изгибах металла и ритме бриллиантов. Сама по себе китайская культура – древняя, сложная, богатая – способна бесконечно раскрываться перед тем, кто решил посвятить ей жизнь.
Диксон Юн родился в небогатой, но амбициозной семье. В годы Второй мировой войны его мать была вынуждена покинуть родной Гонконг и поселиться в небольшой деревеньке, где не было даже школы. Ее родители с трудом сводили концы с концами, и девочке пришлось научиться… буквально всему – с ранних лет. Ювелир вспоминал, что мать могла своими руками сделать что угодно – расписной фонарик, праздничный декор для дома, одежду и… конечно, украшения. И хотя у нее не было дорогих материалов и нужных инструментов, создание украшений для матери Диксона стало делом жизни. Будущий ювелир проводил долгие часы с ней – прирожденным дизайнером – выбирая камни, придумывая форму, обсуждая тонкости технологии… Подруги матери неплохо разбирались в украшениях и часто обсуждали с ней, «чего хотят женщины» - а Юн все запоминал.
Он получил художественное образование, а финансовые дела в семье тем временем пошли на лад. Отец сумел открыть собственный магазин, да еще какой – там продавались настоящие швейцарские часы! Мать основала свою лавку украшений на одной из главных улиц ее любимого Гонконга. Диксон все еще проводил с ней много времени, помогал и поддерживал, но обнаружил в себе еще и страсть к кинематографу. Так – временно – он сошел с выбранного еще в детстве пути. Писал картины, учился на режиссера (правда, в профессии не преуспел), занимался фотографией, работал в рекламе… Однако в 1995 году мир увидел его собственный ювелирный бренд – Yewn. Правда, живописью он все еще занимается, когда хочет на минутку отвлечься от работы.
Драгоценный квадрат
Пожалуй, самые известные работы Диксона Юна – это кольца квадратной формы. Элементы традиционных орнаментов и каллиграфии, искрящиеся бриллиантами ящерицы, цветы, бабочки уютно устраиваются на пальцах голливудских звезд и первых леди государств – Мишель Обама часто появлялась в украшениях Юна (она, надо сказать, вообще знает толк в драгоценностях и склонна выбирать броские, необычные вещи). Кстати, именно Yewn был первым азиатским брендом, вышедшим на ювелирный рынок США.
Почему квадрат? Самое очевидное – его проще декорировать, и здесь фантазия ювелира может развернуться в полную силу. Чуть менее очевидное, однако отражающее огромную любовь Юна к китайской культуре – традиционная архитектура Китая тяготеет к квадрату, а сама форма четырехугольника – символ земли, женской энергии, космического порядка. И удачи – если это квадратное отверстие в монете. Но самое главное – это комфорт, о котором так часто говорили мамины подруги, не зная, как внимательно слушает их юный Диксон! Будем честны – человеческие пальцы не особенно похожи на цилиндры или конусы. Как бы жутко ни звучало, в сечении – конечно, воображаемом! – пальцы тяготеют скорее к квадрату, чем к кругу. Поэтому богато украшенные, тяжелые кольца гораздо удобнее носить, когда они ближе к физиологической форме пальца.
Материал как традиция
Казалось бы, «высокое» ювелирное искусство предполагает использование исключительно золота и бриллиантов. Стереотип этот так прочен и живуч, что каждый ювелир, использующий дерево, пластик и поделочные камни, немедленно объявляется «бунтарем». Что ж, в список бунтарей можно внести и Диксона Юна, однако в своих экспериментах он вновь неукоснительно следует традициям. Золотые украшения в древнем Китае носили очень редко. Поэтому в коллекциях Yewn можно увидеть дорогое темное дерево, керамику, поделочные камни, особенно нефрит и жадеит.
Миссия бренда
Диксон Юн никогда не скрывал, что своей целью видит не просто создание высокохудожественных украшений. Да, его работы критики признают даже и не драгоценностями, а объектами «современного китайского искусства», и ключевое слово здесь , конечно же, «китайского». Против такого определения он не возражает, ведь художники, сформировавшие то, что мы называем современным искусством, часто обращались к ювелирному делу. Юн мечтает, чтобы каждый, кто даже мельком видит эти изысканные кольца и браслеты, немедленно влюбился не в его талант – а в его страну.
Миссия Yewn – знакомство западного мира с культурой Китая. Каждое украшение, созданное им, рассказывает целую историю, наполнено множеством цитат и отсылок. Он называет коллекции своего бренда «энциклопедией китайской эстетики». Западные мастера, по его словам, могли творить ради красоты – но в работах старых китайских мастеров всегда есть философия, поэзия, скрытый смысл. В украшениях Yewn, впрочем, можно найти намеки и на актуальное китайское искусство.
Надо сказать, тренд на все «в китайском стиле», наметившийся в ювелирном дизайне, не особенно радует Диксона. Себя он видит не ювелиром, работающим в рамках тренда, а мастером, логически продолжающим традиции, которым больше пяти тысячелетий. Мимолетная, капризная мода не имеет никакого значения, если ты творишь для вечности.
Текст: Софья Егорова.