Зарегистрировано — 123 850Зрителей: 66 908
Авторов: 56 942
On-line — 6 909Зрителей: 1340
Авторов: 5569
Загружено работ — 2 131 430
«Неизвестный Гений»
Новости
Рисовала как Пикассо, любила «людоеда» Риверу до Фриды, позировала Модильяни: Русская муза Парижа Маревна
Она была не просто русской музой Парижа…. Маревна, Мария Воробьева-Стебельская была непосредственной участницей времени великих перемен в искусстве. Ей восхищались, с ней дружили, её любили Амедео Модильяни, Пабло Пикассо, Марк Шагал, Хаим Сутин, Анри Матисс, Диего Ривера. Бесшабашная молодость и обеспеченная старость – этого ли недостаточно, чтобы на склоне лет предаваться ностальгическим воспоминаниям и писать книги о Монпарнасе и его персонажах. Жаль, что только одна из книг Маревны - «Моя жизнь с художниками «Улья»» - была издана в России и то обидно маленьким тиражом.
Сегодня имена многих талантливых людей, оставшихся в истории искусства, которые покинули Россию в начале XX века, забыты. Одна из них - Мария Воробьева-Стебельская (Маревна), на Родине недооцененная. Вспомнили о ней на Родине, пожалуй, только после того, как в 2011 году на выставке ГМИИ им. А. С. Пушкина разгорелась дискуссия по поводу подлинности «Портрета Маревны» кисти Модильяни. Ведущие специалисты мира тогда доказали бесспорность авторства и сегодня этого полотна, который оценивается сегодня на рынке искусства в 9 млн долларов.
Кто такая Маревна и как всё начиналось
История это мажет показаться просто фантастической – незаконнорождённая девочка из Чувашии оказалась в гуще событий истории искусства начала 20-го столетия. Её рождение – плод любви провинциальной актрисы и польского аристократа Бронислава Стебельского. Мать, спасая собственную репутацию, отказалась от девочки сразу после рождения. А отец уехал с новорожденной малышкой в Грузию. В Тифлисе он работал лесничим. В 1907 – 1908 году Мария посещала Тифлисскую школу изящных искусств, а в 1910, когда её было 17, поступила в Строгановской училище в Москве. Правда, совсем скоро она очутилась в Италии, где познакомилась с Максимом Горьким. Она жила у него на Капри, и он-то и наградил её сказочным псевдонимом «Маревна».
В 20 она приезжает в Париж, чтобы учиться живописи и с головой погружается в атмосферу богемного Монпарнаса с его нищими мастерскими будущих основоположников современного искусства. Париж – это начало её невероятных приключений. Маревна ещё и не догадывается, что ей доведётся пережить 2 мировых войны и несчастную любовь.
Бесконечные романы и работа до изнеможения
В мужском внимании Маревна никогда не испытывала недостатка. К тому же всё её мужчины были художниками, чьи имена сегодня известны на весь мир: Пикассо, Модильяни, Сутин, Кислинг, Ривера... Позже сама Маревна вспоминала: «Всем своим телом и душой я нетерпеливо и с любопытством ждала встречи с мужчиной, который внушил бы мне доверие и сделал меня женщиной, а не рабой. …Ни в одном из окружающих меня мужчин — и видит Бог, было их немало — я не узнавала «мужчину моей жизни». С кем-то она дружила, с кем-то позволяла себе близкие отношения, и даже страстная любовь была родом с Монпарнаса – пристанища талантов и гениев.
Богемная атмосфера Монпарнаса поглотила её полностью. В одном из своих романов она описывала, как накурившийся гашиша Модильяни снял с себя всю одежу и кричал: «Смотрите на великолепный образец Возрождения». Впрочем, и сама Маревна позволяла себя экстравагантные выходки. На вечеринке она могла облачиться в мужской костюм, вымазать лицо чёрной краской, а в кармане брюк прятать банан. Она признавалась, что больше всего боялась показаться ханжой. Как-то на балу в Парижской академии искусств, она стала свидетелем настоящей оргии. От стыда Маревна расплакалась, что страх того, что она может потерять расположение друзей, заставил её остаться.
Она во всём шла до края – развлекалась без устали и работала до голодных обмороков. Именно Маревна – первая женщина, которая писала картины в стиле кубизма Пикасо. И именно она, вдохновившись пуантилизмом Сёра, создала новый стиль - «дименсионализм», ставший синтезом двух этих техник. И всё же она была в первую очередь женщиной, и её жизнь наполняла череда бесконечных романов, пока она не встретила свою настоящую, ставшую роковой, любовь.
Роковая любовь Маревны
Диего Ривера, тот самый мексиканский художник, который сделал знаменитой и несчастной Фриду Кало, оказавшись в Париже, просто не мог пройти мимо очаровательной миниатюрной Маревны. Хотя в то время он был связан узами брака с русской художницей Ангелиной Беловой. Ведь не зря его называли «людоедом» - женщин он покорял безжалостно и страстно.
В своих воспоминаниях Маревна писала, что не заметить гиганта Диего было просто невозможно: «Он не был красив, но внешне напоминал высокого сарацина, был настоящим колоссом. Наша встреча случилась на вечере в кафе «Cupole». Ривера втолкнул меня в отдельную комнату и приготовил питье, добавив в бокал шампанского капли нашей крови: индейский обычай, по его словам, который должен связать нас для вечности. Мы опустошили кубок, глядя в глаза друг другу: было это шуткой или настоящим колдовством?»
С этой встречи началась история любовного треугольника. Ангелина Белова была беременна и скоро родила Ревере сына. Мальчик прожил чуть больше года. Но Диего был слишком увлечён своей новой возлюбленной, чтобы переживать по этому поводу. Правда, как только Маревна забеременела, он охладел к ней. Свой дело сделала и ревность Диего, подогреваемая историями о бывших любовниках Маревны. Да ещё и Пикассо постоянно заставлял его ревновать, когда поглаживал беременных живот Маревны со словами «это моё». В последствии дочь Диего так и не признал.
Чтобы содержать дочь, помимо живописи Маревна занялась декоративно-прикладным искусством. Художница стала сотрудничать с одним из ключевых иммигрантских модных домов того времени — «Ирфе», основанным Ириной и Феликсом Юсуповыми. Она же делала эскизы для Поля Пуаре. Маревна делала расписные шали, плела декоративные пояса, занималась ручным ткачеством, и участвовала в выставках. В 1925 году на международной выставке декоративно-прикладного искусства в Париже работы художницы выставляли в павильоне СССР.
Дочь Марика стала моделью для многих известных портретов матери, а став киноактрисой, взяла фамилию отца.
Признание
В 1929 году прошла первая персональная выставка Маревны. В 1936 года переезжает на Лазурный берег, и там в галерее агента Модильяни Леопольда Зборовски проходит ещё одна выставка художницы. В 1942 году Маревна представляет свои картины в галерее Лондона, а через 6 лет перебирается туда жить.
В России её имя было забыто вплоть до 2004 года, когда в Третьяковке состоялась выставка, а на полках книжных магазинов появились её мемуары. Её первая книга «Жизнь в двух мирах» вышла еще в 1962 году, «Моя жизнь с художниками «Улья»» была опубликована в 1974 году, после были изданы «Воспоминания кочевницы». В 1984 году, в возрасте 92 лет, Маревна скончалась.