16+
Лайт-версия сайта

Новости

Почему называли самым эксцентричным романтиком неоклассицизма Уильяма Блейка, или Тайны фантастической реальности



Имя Уильяма Блейка чаще всего звучит в поэтических кругах. Мало кто знает, что он был ещё и художником романтизма. При этом другие романтики считали его работы весьма эксцентричными. Говорят, что произведения и стихи этого гения были вдохновлены пророческими видениями и встречами с призраками. Искусство его представляло собой необъятный и необыкновенный мир, который он видел в своём воображении, снах и видениях. Эта фантастическая реальность была чрезвычайно далека от той убогой жизни в полной нищете, которую вёл Блейк. В чём же таится главный секрет его уникального творчества?



Рождение гения

 

В детстве Уильям Блейк часто прогуливал школу, предпочитая проводить дни, делая наброски греческих произведений искусства и читая стихи. Он родился в семье среднего класса, и у него было относительно спокойное и нормальное детство в Сохо. Однако примерно в восьмилетнем возрасте у Уильяма начались видения. Он стал рассказывать своей семье, что он видит ангелов, которые летают за окном его спальни и сидят на ветках деревьев. Также он стал проявлять пророческие таланты, чем ещё сильнее пугал своих родителей. Они быстро поняли, что у впечатлительного мальчика настоящий художественный дар и он очень тонко чувствует искусство. Уильяма записали в Академию Генри Пар.

Портрет Уильяма Блейка на фронтисписе, выгравированный Луиджи Скьявонетти для книги Роберта Блера «Могила», 1808 год.

 

Портрет Уильяма Блейка на фронтисписе, выгравированный Луиджи Скьявонетти для книги Роберта Блера «Могила», 1808 год.



Блейк блестяще учился, но через четыре года из академии пришлось уйти. Родители до последнего из кожи вон лезли, чтобы оплатить для сына чрезвычайно дорогостоящее обучение, но в конце концов это стало невозможно. Юноша пошёл в ученики к известному гравёру Джеймсу Базиру. Работы последнего оказали огромное влияние на иллюстрации Уильяма, особенно на его эскизы готических зданий, которые он делал с натуры. Блейк много времени посвящал изучению произведений искусства периода Средневековья и эпохи Возрождения. Особенно его привлекали работы Микеланджело, Рафаэля и Альбрехта Дюрера.

Портрет Джеймса Базира, учителя Уильяма Блейка.

 

Портрет Джеймса Базира, учителя Уильяма Блейка.



Позже талантливый молодой художник поступил в Королевскую академию. Однако он не проучился там долго, так как нашёл художественные принципы президента Академии удушающими и лишёнными воображения. После этого была работа гравёром и стойкое влечение возродить в обществе интерес к античному искусству. Для Блейка оно было частью утерянной традиции, связывающей духовность и искусство. Картины его были созданы в той же манере, что и у древних греков. Он тоже руководствовался видениями и мифологией. Несмотря на все свои духовные откровения, Уильям никогда не следовал какой-либо официальной доктрине и никогда не посещал церковные службы.

Автопортрет Уильяма Блейка, 1808 год.

 

Автопортрет Уильяма Блейка, 1808 год.



В 1782 году Уильям Блейк встретил Кэтрин Буше. После непродолжительного ухаживания они поженились. У пары не было детей, а потому всё свободное время они посвящали друг другу и искусству. Блейк учил свою жену читать, писать и рисовать. В конечном итоге она сама стала довольно компетентным художником, часто помогая Блейку с его работами.

Доход от работы гравёра был невысок. Когда у Уильяма умер отец, то на унаследованные деньги он смог открыть, наконец, свою собственную мастерскую. Несколько лет спустя он выпустил брошюру с поэтическими иллюстрациями под названием «Нет естественной религии», которая стала первым примером его техники «иллюминированной печати». Этот метод позволил ему объединить текст и изображения в гравюре, что позволило ему передать просвещённые стихи наряду с дальновидными произведениями искусства.

Версия 1794 года Таблицы 2 из книги Уильяма Блейка «Нет естественной религии» (1788 г.).

 

Версия 1794 года Таблицы 2 из книги Уильяма Блейка «Нет естественной религии» (1788 г.).



Страница из оригинального издания «Поэтических зарисовок» Уильяма Блейка 1783 года.

 

Страница из оригинального издания «Поэтических зарисовок» Уильяма Блейка 1783 года.


Зрелый период



Далее последовала серия «Большие цветные гравюры». В ней Блейк изобразил персонажей из Священных Писаний, а также произведений Мильтона и Шекспира. Блейк часто общался на различных культурных собраниях, вступая в острые дебаты о своей философии, о своём искусстве и текущих тенденциях. Духовные и политические взгляды Уильяма Блейка считались довольно радикальными, у него не было ни малейшего желания соответствовать каким-то общественным нормам. На одном из таких мероприятий художник встретил Томаса Баттса. Он был его самым преданным поклонником, купив множество картин и став основным спонсором творчества.

Работа гравёра перестала тем временем приносить доход, а заказов на картины не было. Несмотря на всю свою известность в художественных кругах, Блейка считали аутсайдером, ведь он не посещал Королевскую академию. Кроме того картины художника считали очень странными и непонятными, а Блейк называл за это публику «незрячей».

Иллюстрации Уильяма Блейка изображали реальность такой, какой он её воспринимал. Он считал, что реальность в любом случае является продуктом воображения и, что она будет сильно отличаться от одного человека к другому. Блейк регулярно заявлял, что его посещали архангелы и различные божественные фигуры, такие как Дева Мария. Это привело к тому, что Уильяма считали сумасшедшим. Все его очевидные таланты не могли позволить ему достичь тех же высот, что и окружающим его людям, у которых не было его великолепных художественных способностей.

«Бог, судящий Адама», Уильям Блейк, 1795 год.

 

«Бог, судящий Адама», Уильям Блейк, 1795 год.



Поздний период творчества



Уильям Блейк в какой-то период жизни приобрёл множество классических художественных гравюр со всего мира. Очень жаль, что в трудные времена всю коллекцию пришлось продать. Всё ненадолго изменилось, когда он встретил человека, который стал ещё одним значительным покровителем его произведений, Джона Линнелла. Последний познакомил Блейка с целой группой художников, которые были поклонниками картин Уильяма. У них были те же философские взгляды на жизнь и вселенную. Блейк внезапно обнаружил, что перешёл от стадии относительной безвестности к почитанию на уровне пророка и лидера.

Портрет Уильяма Блейка работы Джона Линнела, 1825 год.

 

Портрет Уильяма Блейка работы Джона Линнела, 1825 год.



Портрет Уильяма Блейка, Томас Филлипс, 1807 год.

 

Портрет Уильяма Блейка, Томас Филлипс, 1807 год.


Наследие



К сожалению и картины, и поэзия Уильяма Блейка были в значительной степени забыты и игнорировались целым поколением после его смерти. Потом Александр Гилкрист начал исследовать жизнь Блейка и выпустил о нём биографическую книгу. Это вызвало возрождение интереса к его творчеству и многие работы Уильяма получили заслуженное признание.

Титульный лист книги «Жизни Гилкриста» (1880 г.), которая содержит серию иллюстраций, воспроизводящих произведения поэтов и художников. Эта страница содержит эпиграмму и иллюстрацию Уильяма Блейка.

 

Титульный лист книги «Жизни Гилкриста» (1880 г.), которая содержит серию иллюстраций, воспроизводящих произведения поэтов и художников. Эта страница содержит эпиграмму и иллюстрацию Уильяма Блейка.



Картины Уильяма Блейка были созданы, чтобы представить проблеск вечности, божественного духовного мира, как его воспринимает провидец. Для его последователей искусство Уильяма Блейка изображало тот подлинный снимок реальности, которая простиралась далеко за пределы холста, но стала видимой в его воображении. При жизни его считали совершенным безумцем, а его произведения бредом. Людям трудно было понять этого художника, у которого были столь глубокие связи с духовным миром. Свои пророческие видения он воплощал в своём искусстве.

Страница 67 записной книжки Уильяма Блейка с изображением автопортрета в окружении рукописного текста, 1810 год.

 

Страница 67 записной книжки Уильяма Блейка с изображением автопортрета в окружении рукописного текста, 1810 год.



Поэзия Блейка оставила впечатляющее наследие и оказала влияние на многих известных литераторов. Его слова и образы повлияли на целое поколение 1960-х годов, поскольку его работы были заново открыты и переосмыслены через призму психоделического десятилетия. Используя свободу творчества и духовное воображение, Блейк создал такие произведения искусства, которые и сегодня оказывают влияние на поп-культуру.

Портрет Уильяма Блейка работы Томаса Филлипса, 1807 год.

 

Портрет Уильяма Блейка работы Томаса Филлипса, 1807 год.



На протяжении всей своей жизни Уильям Блейк проявлял интерес к событиям политической и социальной направленности. Это часто символически отображалось в его работах. Его взгляды включали размышления о церкви, которая, по его мнению, действовала как ограничивающая и угнетающая сила для творчества и воображения. Однако он не был антихристианином или атеистом. Просто как истинный христианин, а не просто религиозный человек, Блейк прекрасно осознавал и делал чёткое различие между гневным и ревнивым Богом Ветхого Завета и абсолютно любящим Богом Нового Завета.

Уильям Блейк в «Молодости и возрасте», Джордж Ричмонд, около 19 века.

 

Уильям Блейк в «Молодости и возрасте», Джордж Ричмонд, около 19 века.



Произведения Уильяма Блейка отражали его политические взгляды на различные темы. Например, его ненависть к рабству, что видно в его работе на эту тему. Эта картина создавалась им в надежде шокировать потенциальную аудиторию, подвергая их суровой правде работорговли. Уильям также был ярым поборником прав женщин. Его обеспокоенность тем, что многих из них принуждали к браку, видна в работе «Видения дочерей Альбиона» (1793 г.), где он изображал женщин порабощёнными своими клятвами.

Иллюстрация Уильяма Блейка «Раб, заживо повешенный за рёбра на виселице», 1796 год.

 

Иллюстрация Уильяма Блейка «Раб, заживо повешенный за рёбра на виселице», 1796 год.



Фронтиспис серии «Видения дочерей Альбиона» Уильяма Блейка, 1793 год.

 

Фронтиспис серии «Видения дочерей Альбиона» Уильяма Блейка, 1793 год.



Конечно, наибольшее влияние на творчество Уильяма Блейка оказали его ночные галлюцинации и посещения призраков. Эти видения преследовали его с самого раннего возраста. Он говорил, что эти духовные сущности передавали ему сообщения, которые они хотели, чтобы он включил в свои работы. Однако художник говорил, что видел не только ангельские и божественные видения. Однажды он сказал, что видел сатану, стоящего на лестнице внутри его дома.

Коллега поэт-романтик Уильям Вордсворт говорил, что он считал Блейка полным безумцем. При этом его безумие было гораздо более интригующим, чем сравнительно нормальные, но скучные произведения таких писателей, как Вальтер Скотт и лорд Байрон. Другие товарищи отзывались о Блейке куда более комплиментарно. Его характеризовали как любящую и скромную душу, которую в значительной степени игнорировали и забывали. Исключением были лишь несколько ярых последователей, которые, несмотря на отсутствие у Блейка богатства, смотрели на искусство его глазами.

Портрет Уильяма Блейка работы Джона Линнелла, 1820 год.

 

Портрет Уильяма Блейка работы Джона Линнелла, 1820 год.



Уильям Блейк считал искусство классицизма языческим по своему символизму. Библию художник видел основой истинного искусства и самым значительным поэтическим произведением из когда-либо написанных. Главный покровитель Блейка Томас Баттс поручил художнику в течение 10 лет создавать различные иллюстрации к Священным Писаниям, которые в основном были сосредоточены на изображении сцен из Ветхого Завета.

Притча о мудрых и глупых девах Уильяма Блейка, около 1826 года.

 

Притча о мудрых и глупых девах Уильяма Блейка, около 1826 года.



При жизни Уильям Блейк считался довольно эксцентричным персонажем. К сожалению, это означало, что большинство людей упускало из виду его невероятные таланты. Сегодня его считают по праву одним из самых уникальных мыслителей своего времени, несмотря на его странные представления о призраках и ангелах. Блейк трудился вплоть до самой своей смерти, работая над тем, что сейчас считается одним из самых важных его произведений, «Божественной комедией» Данте (1824). За несколько часов до кончины он всё ещё рисовал ангелов, используя свою жену в качестве модели. Умер он в бедности и безвестности, абсолютно неоценённым.

Источник: https://kulturologia.ru/blogs/141122/54739/




Комментарии:

Нет комментариев
Оставлять сообщения могут только зарегистрированные пользователи

Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта

Мюзикл "Тени" Новые треки

Присоединяйтесь 




Наш рупор

 
В небе вороны будут кружить
Всё вокруг погрузится во тьму
А для тех кто останется жить
Этот мир превратится в тюрьму


Присоединяйтесь 







© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft