Зарегистрировано — 123 810Зрителей: 66 869
Авторов: 56 941
On-line — 25 537Зрителей: 5040
Авторов: 20497
Загружено работ — 2 130 810
«Неизвестный Гений»
Новости
Почему Сальвадор Дали грезил Зигмундом Фрейдом: Встреча, изменившая жизнь художника
Великий испанский художник-сюрреалист Сальвадор Дали долгое время был поклонником психоаналитика Зигмунда Фрейда. Ещё в студенческие годы он провёл обширные исследования аналитических текстов Фрейда о внутренней работе человеческого разума, снах, раскрепощённости и человеческом подсознании. И совсем неудивительно, что создатель причудливых образов много лет мечтал о возможности встретиться с кумиром, и в 1938 году его мечта сбылась.
Краткая биография
Сальвадор (Доминго Фелипе Хасинто Дали и Доменек, маркиз Дали де Пуболь) родился в 1904 году в Фигерасе, Каталония. Его родители заставили поверить мальчика в то, что он является реинкарнацией своего старшего брата, который умер всего за девять месяцев до рождения Сальвадора. Вспыльчивый и непредсказуемый ребёнок, Доминго был склонен к вспышкам гнева в отношениях с семьёй и друзьями, но он рано проявил склонность к искусству, которую его родители стремились поощрять.
Художественный взор Сальвадора был особенно прикован к сельской местности Каталонии, которая продолжала оказывать влияние на его творчество и во взрослом возрасте. Ещё подростком будущий гений сюрреализма поступил в Мадридскую школу изящных искусств, но его мать, к сожалению, умерла год спустя, когда ему было всего шестнадцать лет и эта трагедия разбила ему сердце.
Мятежник в Мадриде
Будучи студентом-искусствоведом Академии Сан-Фернандо в Мадриде, Сальвадор разработал свой фирменный образ денди с длинными волосами и брюками до колен. Он также прочитал книгу Зигмунда Фрейда, которая полностью перевернула его мир. В художественной школе Доминго был бунтующим студентом, которого уже однажды исключили из учебного заведения за то, что он руководил студенческим протестом, а в 1925 году он отказался сдавать устный экзамен по истории искусств, поэтому так и не получил официально степень, заявив: «Я бесконечно умнее этих трёх профессоров, поэтому я отказываюсь вступать с ними в дискуссию, поскольку я слишком хорошо знаю этот предмет».
Одержимость встречей
Сказать, что Дали был поклонником Зигмунда Фрейда, было бы преуменьшением. Ещё со студенческих времён в Мадриде художник часами корпел над психоаналитическими текстами великого психолога и психоаналитика. Именно книга Фрейда «Толкование сновидений», 1889 год, по-настоящему разожгла воображение Сальвадора и привела его к формированию глубоко укоренившегося увлечения странными, навязчивыми образами, почерпнутыми из его собственных снов и фантазий. Художник был настолько одержим Фрейдом, что даже фантазировал о встрече с ним и вёл воображаемые беседы с психоаналитиком. В одном конкретном сне наяву Сальвадор представил, что Зигмунд пришёл с ним домой и остался на всю ночь, цепляясь за занавески номера в отеле Захер, где остановился художник.
До их встречи Сальвадор несколько раз безуспешно пытался встретиться с Фрейдом в Вене. В конце концов, именно благодаря общему другу, австрийскому писателю Стефану Цвейгу, художник наконец смог встретиться со своим героем. Их встреча состоялась в доме Зигмунда в Лондоне девятнадцатого июля 1938 года, где Фрейд жил в изгнании, спасаясь от нацистских преследований в Австрии.
Долгожданная встреча
Сальвадор привёз в дом Фрейда в качестве примера своего художественного мастерства одну из своих самых подробных и замысловатых картин – «Метаморфозы Нарцисса», 1937 год. Несмотря на то, что Дали было всего тридцать четыре года, а Фрейду было за восемьдесят, художник уже был всемирно признанной фигурой в сюрреалистическом движении, и он надеялся, что его искусство и репутация произведут впечатление на восьмидесятилетнего психоаналитика. Сальвадор также привёз с собой статью, которую он написал о паранойе, надеясь, что Зигмунд воспримет его всерьёз как коллегу-академика.
К сожалению, Сальвадор был разочарован своей встречей с Зигмундом, которая прошла не так, как он надеялся. Возможно, после многих лет фантазий об их союзе, он был обречён на разочарование. Художник отметил, что психоаналитик обращался с ним как с научным образцом, глядя на него с объективным удивлением. Рассматривая картину Дали, Фрейд прокомментировал: «В классических картинах я ищу бессознательное, но в ваших картинах я ищу сознательное». Сальвадор не знал, что делать с этим загадочным комментарием, но воспринял это замечание как личное оскорбление. Вернувшись домой, он сделал наброски Зигмунда и написал рядом с одним из них: «Череп Фрейда — это улитка! Его мозг имеет форму спирали и его нужно извлечь иглой!».
Несмотря на разочарование Сальвадора, Зигмунд был весьма впечатлён молодым испанским художником. До встречи с Дали у Фрейда сложилось несколько негативное мнение о сюрреалистах, отчасти из-за спора с поэтом Андре Бретоном, основателем сюрреалистической группы. Более того, личный вкус Зигмунда в искусстве тяготел к консервативному, поэтому авангардные разработки в значительной степени не произвели на него впечатления. Но Зигмунд нашёл творчество Сальвадора удивительно освежающим и открывающим глаза, как он объяснил их общему другу Цвейгу: «До сих пор я был склонен смотреть на сюрреалистов как на эдаких чудаков. Однако этот молодой испанец с его искренними и фанатичными глазами и неоспоримым техническим мастерством заставил меня пересмотреть своё мнение».
Вдохновение и творчество
Сальвадор утверждал, что ряд необычных техник помог ему найти вдохновение для своих сюрреалистических мотивов. Один из них заключался в том, что он засыпал, держа в руках оловянную тарелку и ложку; звук ложки, падающей на тарелку, будил его как раз вовремя, чтобы он мог вспомнить свой сон. Другой метод заключался в стоянии на голове до потери сознания, вызывая полубессознательное состояние, которое повлияло на такие известные работы, как «Постоянство памяти», созданные им, когда ему было всего двадцать семь лет.
Художник также развил свой параноидально-критический стиль, где чувство беспокойства передавалось в его работах с помощью оптических иллюзий, странных умножений и искажённых частей тела или костей, которые символизировали подсознательные фрейдистские значения – классическим примером является его «Метаморфоза Нарцисса».
Жизнь изгоя
Он часто высказывал мнения, направленные на провокацию; когда художник выразил своё увлечение Адольфом Гитлером, Андре Бретон, крайне левый лидер группы сюрреалистов, быстро исключил его из общества. Дальнейший скандал был вызван, когда Дали начал отношения с Еленой Ивановной Дьяконовой, известной как Гала, в то время как она всё ещё была замужем за его другом, поэтом-сюрреалистом Полем Элюаром, но вскоре она ушла от Элюара к Сальвадору, и пара поженилась в 1934 году. Из-за позора Дали избегали его отец и весь их родной город в Каталонии, поэтому художник искал убежища в лачуге изгнанника в испанской рыбацкой деревне Порт-Льигат. К концу десятилетия художник нашёл новые контакты в мире коммерческого дизайна, прославившись сотрудничеством с кутюрье Эльзой Скиапарелли и дизайнером и меценатом Эдвардом Джеймсом, который поручил ему создать диван Mae West Lips.
В конце 1940-х годов Сальвадор вместе с Галой переехал в Соединённые Штаты, живя между Нью-Йорком и Калифорнией, где устраивал роскошные декадентские вечеринки. Работая в разных областях изобразительного искусства и дизайна, он был бесконечно плодовит, сотрудничая с другими в создании одежды, мебели, графики и театральных декораций; одним из его самых известных мотивов является логотип Chupa Chups, который используется до сих пор. Он также увлекался актёрским мастерством, снявшись в ряде телевизионных рекламных роликов.
Яркая, показная жизнь и творчество Дали сделали его очень почитаемой, культовой фигурой в истории искусства. После его смерти аукционные цены на созданные им работы лишь возросли, в очередной раз говоря о том, что Сальвадор был чертовски талантливым гением.