Зарегистрировано — 123 840Зрителей: 66 898
Авторов: 56 942
On-line — 23 428Зрителей: 4627
Авторов: 18801
Загружено работ — 2 131 314
«Неизвестный Гений»
Новости
Как любовь к Пикассо довела до психбольницы художницу Маар, и Что она рисовала на своих мрачных картинах
Пикассо и Маар были любовниками, поэтому Дору часто считают женщиной, вдохновившей Пабло на серию работ «Weeping Woman». Их напряжённые отношения часто затмевали Маар как художника. Она экспериментировала с различными материалами, исследовала разные стили и создавала работы, связанные с рекламой или социальной пропагандой. Сегодня она наиболее известна своим сверхъестественным, причудливым и сказочным вкладом в сюрреализм.
Ранняя жизнь и карьера Доры Маар
Дора родилась в 1907 году во Франции. Её мать была француженкой, а отец — хорватом. Несмотря на то, что художница известна под именем Дора Маар, первоначально её звали Генриетта Теодора Маркович. Поскольку отец Маар работал архитектором в Буэнос-Айресе, она провела своё детство в Аргентине. В 1926 году она отправилась в Париж изучать искусство в Центральном союзе декоративных искусств, Школе фотографии и Академии Джулиана.
Дора начала работать фотографом в начале 1930-х годов, деля фотолабораторию с французским фотографом венгерского происхождения Брассаи и была приглашена в студию к сценографу Пьеру Кеферу. В этой студии Дора и Пьер создавали портреты, рекламные объявления и работы для индустрии моды. Коммерческие проекты, созданные Маар на ранних этапах её карьеры, часто пересекают грань между визуально инновационной рекламой и сюрреалистическими образами.
Отношения Доры Маар с Пабло Пикассо
Дора была должным образом представлена Пабло в 1936 году. Поэт Поль Элюар познакомил её с художником в кафе «Deux Magots». Когда они встретились, её карьера шла в гору, в отличие от Пикассо, который всё ещё оправлялся от художественно непродуктивного периода. Он уже несколько месяцев не создавал ни картин, ни скульптур, описывая этот этап как худшее время в своей жизни. Очевидно, их первая встреча была такой же напряжённой, как и их отношения.
Тем не менее художник был сражён наповал её красотой, манерами и артистичным поведением. Во время их встречи Дора была в чёрных перчатках, украшенных маленькими розовыми цветочками. Она сняла перчатки, положила руку на стол и провела ножом по столу между пальцами. Иногда она промахивалась, в результате чего её руки, а также перчатки покрывались кровью. Очарованный происходящим, Пабло сохранил перчатки и выставил их на всеобщее обозрение в своей квартире. В скором времени они стали любовниками, и Дора заняла почётное место его главной вдохновительницы.
Она была не только музой художника, но и расширила его политические познания и научила технике клише-верр, которая включает в себя как фотографию, так и гравюру. Дора также задокументировала процесс создания Пабло его легендарной «Герники». Именно Пикассо побудил её снова заняться живописью, и к 1940 году в документе Доры значилось, что она фотограф и художник.
Люди, которые были свидетелями их отношений, утверждали, что Пабло нравилось унижать Дору. В 1940-х годах пара становилась всё более и более отчуждённой. Когда Пикассо ушёл от Доры к художнице Франсуазе Жило, у Маар случился нервный срыв. Её отправили в психиатрическую больницу и подвергли электрошоковой терапии. Поль Элюар, который первым представил их друг другу, всё ещё был близким другом Доры, и он попросил перевести её в клинику знаменитого психоаналитика Жака Лакана. В своей клинике Лакан лечил Маар в течение двух лет.
Дора и сюрреалистическое движение
В начале 1930-х годов она присоединилась к кружку сюрреалистов. У неё были тесные отношения с Андре Бретоном и Полем Элюаром, обоими основателями сюрреалистического движения. Её левые политические взгляды были представлены в движении. Она подписала по меньшей мере пять манифестов, сфотографировала многих художников-сюрреалистов и выставлялась вместе с ними на групповых выставках. Поскольку не так много художников было приглашено для участия в выставках сюрреалистов, тем более среди женщин-художников, участие Маар показывает, что её творчество было оценено по достоинству членами группы.
Ко всему прочему, созданные её фотографии часто воспроизводились в публикациях. Её работа под названием «Portrait d’Ubu» стала культовым изображением сюрреалистического движения. Дора никогда не раскрывала, что изображено на снимке, но предполагается, что это фотография зародыша броненосца. В 1936 году она была представлена на выставке сюрреалистических объектов в Галерее Чарльза Рэттона в Париже и на Международной выставке сюрреалистов в Лондоне.
Обе её работы «Portrait d’Ubu» и «Улица д'Асторг, 29» были распространены в виде сюрреалистических открыток. Исследование подсознания, отказ от рационального мышления и интеграция мечты и фантазии в реальность были центральными темами сюрреалистического движения. Дора использовала манекены, чётко сконструированные фотомонтажи и сказочные визуальные эффекты для создания сюрреалистических образов. Её работы изображают такие темы, как сон, бессознательное и эротизм.
«Улица д'Асторг, 29» кажется страшным видением из тревожного кошмара. В то время как вид человека, сидящего на скамейке в коридоре, не является чем-то необычным, похожая на манекен и деформированная фигура в искажённом пространстве производит сверхъестественный эффект, часто встречающийся на сюрреалистических изображениях.
Тревожная и сверхъестественная работа Доры под названием «Симулятор» имеет аналогичный эффект и ставит перед зрителем больше вопросов, чем ответов. Это произведение представляет собой монтаж из двух фотографий, которые были повёрнуты и перевёрнуты. На заднем плане изображена внутренняя часть Версальской оранжереи, перевёрнутая вверх дном, а так же мальчик с выгнутой спиной, который благодаря такому эффекту кажется одержимым самим Дьяволом.
Фотография и картины
Уличная фотография представляет собой большую часть её творчества. Большинство этих фотографий она сделала в Париже, где жила в 1930-е годы, но некоторые из них она также создала во время своей поездки в Барселону и Лондон. В тридцатые годы Дора была политически активна в нескольких группах, и это можно увидеть на многих её уличных фотографиях.
Из-за экономического кризиса 1929 года социальные условия были нестабильными не только в США, но и в Европе. Маар задокументировала эти обстоятельства, и на её снимках часто изображены обездоленные люди, живущие на задворках общества. Она фотографировала бедных, бездомных, сирот, безработных и пожилых людей.
Несмотря на политические аспекты её уличной фотографии, работы также раскрывают сюрреалистические наклонности Маар. Фотографируя манекены, безжизненных кукол, а также жуткие или абсурдные сцены, Дора ловко сочетала в своих работах различного рода темы, в том числе сюрреализм с социальной пропагандой и документацией. Она также использовала фрагменты своей уличной фотографии для создания сюрреалистических фотомонтажей. Но, к сожалению, большая часть её фотографических работ не были оценены по достоинству.
Последующий годы Дора посвятила себя рисованию в разных стилях, но так и не вернулась к общественной жизни. Несмотря на всё это, она оставила после себя огромное наследие, а её выдающееся работы до сих пор пользуются огромной популярностью как среди критиков, так и ценителей подобного искусства.