16+
Лайт-версия сайта

Новости

Что рисовали наши древние предки сотни тысяч лет назад, или О чем рассказывают доисторические наскальные рисунки



Доисторические наскальные рисунки и резьба являются одними из самых захватывающих произведений искусства в мире. Они представляют собой стилизованных животных и людей, отпечатки рук и геометрические символы, выгравированные на камне или окрашенные натуральными пигментами, такими как охра и древесный уголь. И совсем неудивительно, что подобного рода творчество частенько поддаётся различного рода интерпретациям от охоты и шаманизма до духовно-религиозных ритуалов.



Наскальные рисунки Альтамиры, Испания


Наскальные рисунки с изображенеим бизонов, пещера Альтамира.  Фото: en.wikipedia.org.

 

Наскальные рисунки с изображенеим бизонов, пещера Альтамира. Фото: en.wikipedia.org.

 

Наскальные рисунки в Альтамире, Испания, были первыми в мире, признанными доисторическими произведениями искусства, но потребовались годы, чтобы этот факт стал общепринятым. Первыми исследователями Альтамиры были археологи-любители, в том числе испанский дворянин Марселино Санс де Саутуола и его дочь Мария. На самом деле, именно благодаря наблюдательности двенадцатилетней Марии, была обнаружена серия больших из вполне себе реалистично нарисованных бизонов на потолке пещеры.

Пещера Альтамира и наскальное искусство периода палеолита на севере Испании.

 

Пещера Альтамира и наскальное искусство периода палеолита на севере Испании.



Впоследствии было найдено много других реалистичных рисунков и гравюр с животными. У дона Саутуолы хватило дальновидности, чтобы правильно связать эти грандиозные и сложные наскальные рисунки с мелкомасштабными доисторическими объектами (единственное доисторическое искусство, известное в то время). Однако эксперты изначально не пришли к единому мнению. В то время археология была очень новой областью изучения и ещё не достигла того уровня, когда доисторические люди считались способными создавать какие-либо сложные произведения искусства. Только когда подобные места начали обнаруживаться позже в девятнадцатом веке, в первую очередь во Франции, эксперты, наконец, признали Альтамиру подлинным артефактом ледникового периода.

Ласко, Франция


Иногда Ласко называют «Сикстинская капелла первобытной живописи».  Фото: google.com.

 

Иногда Ласко называют «Сикстинская капелла первобытной живописи». Фото: google.com.



Обнаруженные в 1940 году несколькими детьми и их собакой, пещеры Ласко на протяжении многих десятилетий были родиной европейского наскального искусства. Французский священник и любитель доисторических времён аббат Анри Брей назвал её «Сикстинской капеллой доисторических времён».

Несмотря на то, что в 1994 году была обнаружена пещера Шове (также во Франции) с её потрясающими изображениями животных, датируемыми более чем 30 000-летней давностью, наскальные рисунки в Ласко по-прежнему являются одними из самых известных в мире благодаря реалистичным и динамичным изображениям таких животных, как лошади, бизоны, мамонты и олени, запечатлённых на волнистых стенах пещеры.

Слева направо: Лошадь из Ласко, точная копия в Брненском музее Антропос.  Наскальный рисунок гигантского оленя в пещере Ласко.

 

Слева направо: Лошадь из Ласко, точная копия в Брненском музее Антропос. Наскальный рисунок гигантского оленя в пещере Ласко.



Существует также загадочная фигура гибрида человека и животного, иногда называемая «птичьим человеком». Его коннотации остаются неуловимыми, но могут относиться к религиозным верованиям, ритуалам или шаманизму.

В отличие от Альтамиры, пещеры Ласко с самого начала привлекли положительное внимание общественности, несмотря на то, что были обнаружены в разгар Второй мировой войны. К сожалению, несколько десятилетий интенсивного потока посетителей поставили под угрозу изображения, которые идеально сохранялись на протяжении стольких тысячелетий, будучи защищёнными от воздействия человека и окружающей среды внутри пещер. Вот почему, как и многие другие популярные места наскального искусства, пещеры Ласко сейчас закрыты для посетителей в целях их собственной защиты.

Пещерные камни Аполлона-11, Намибия


Один из камней Аполлона-11.  Фото: bing.com.

 

Один из камней Аполлона-11. Фото: bing.com.



Наскальная живопись изобилует в Африке, по меньшей мере сто тысяч памятников были обнаружены с доисторических времён до девятнадцатого века. Но к сожалению практически все они были не до конца изучены. Несмотря на это, было сделано несколько замечательных находок. Одной из них являются пещерные камни «Аполлон-11». Эти картины находятся на множестве гранитных плит, отделённых от любой постоянной поверхности скалы. Всего есть семь маленьких плит, и вместе они представляют шесть животных, нарисованных углем, охрой и белым пигментом. Есть зебра и носорог рядом с неопознанным четвероногим в двух частях и ещё три камня со слабыми и неопределёнными изображениями. Их возраст составляет примерно двадцать пять тысяч лет.

Пещерные камни Аполлона-11, Намибия.  Фото: pbs.twimg.com.

 

Пещерные камни Аполлона-11, Намибия. Фото: pbs.twimg.com.



Другие ключевые африканские находки включают пещеру Бломбос и наскальные рисунки Дракенсбурга, оба в Южной Африке. В Бломбосе нет сохранившихся наскальных рисунков, но здесь есть свидетельства изготовления красок и пигментов, а также мастерская раннего художника, которой примерно сто тысяч лет. Между тем, сайт Дракенсбурга содержит бесчисленные изображения людей и животных, сделанные народами Сан на протяжении тысячелетий, пока они не были вынуждены покинуть свои исконные земли относительно недавно. Такие проекты, как Фонд африканского наскального искусства и проект изображения африканского наскального искусства в Британском музее, в настоящее время работают над записью и сохранением этих древних памятников.

Национальный парк Какаду и другие места наскального искусства, Австралия


Наскальные рисунки Какаду.  Фото: parksaustralia.gov.au.

 

Наскальные рисунки Какаду. Фото: parksaustralia.gov.au.



Люди жили в районе, который сейчас является национальным парком Какаду, около Арнем-Лэнд на северном побережье Австралии, примерно шестидесят тысяч лет назад. Сохранившиеся там рисунки были созданы более двадцати пяти тысяч лет назад, но последняя картина перед тем, как этот район стал национальным парком, была сделана в 1972 году художником-аборигеном по имени Найомболми.

В разные периоды существовали разные стили и сюжеты. Обладая такой невероятно долгой историей искусства, Какаду представляет несколько фантастических свидетельств тысячелетнего изменения климата в этом районе — на картинах появляются животные, ныне вымершие в этом районе. Подобное явление наблюдалось в таких местах, как Сахара, где растения и животные в наскальных рисунках являются реликвиями того времени, когда местность была пышной и зелёной, а вовсе не пустыней.

Некоторые наскальные рисунки Гвион-Гвион в районе Кимберли в Австралии.  Фото: npr.brightspotcdn.com.

 

Некоторые наскальные рисунки Гвион-Гвион в районе Кимберли в Австралии. Фото: npr.brightspotcdn.com.



Наскальные рисунки особенно многочисленны в Австралии; по одной из оценок, существует около 150 000-250 000 возможных мест по всей стране, особенно в регионах Кимберли и Арнем-Лэнд. Сегодня это остаётся важным компонентом религии коренных народов, поскольку они связаны с основополагающей концепцией аборигенов, известной как «Сновидение». Эти древние картины по-прежнему обладают огромной духовной силой и значением для современных коренных народов.

 

Наскальные рисунки Нижнего Пекоса в Техасе и Мексике


Крупный план фигуры животного, возможно, представляющего оленя.  Фото: texasbeyondhistory.net.

 

Крупный план фигуры животного, возможно, представляющего оленя. Фото: texasbeyondhistory.net.



Несмотря на то, что наскальные рисунки Нижнего каньона Пекос на границе Техаса и Мексики довольно молоды по доисторическим меркам (самым старым образцам четыре тысячи лет), в них присутствуют все элементы лучшего наскального искусства в мире. Особый интерес представляют многочисленные фигуры «антропоморфов» - термин, который исследователи дали сильно стилизованным человекоподобным формам, встречающимся повсюду в пещерах Пекос.

Слева направо: Крупный план красных линейных пиктограмм.  Пиктограммы в стиле народов Пекоса в каньоне Гремучей змеи.

 

Слева направо: Крупный план красных линейных пиктограмм. Пиктограммы в стиле народов Пекоса в каньоне Гремучей змеи.



Они изображены с замысловатыми головными уборами, атлатлями и другими атрибутами. По мнению учёных и историков, эти антропоморфы скорее всего изображают шаманов и события из шаманских трансов. Также были найдены изображения животных и геометрических символов, и их образы были предварительно связаны с мифами и обычаями коренных культур близлежащих районов, включая ритуалы с использованием галлюциногенного вещества мескалина, полученного из кактуса пейота. Однако нет никаких окончательных доказательств того, что наскальные рисунки, приписываемые народу Пекоса, придерживались тех же верований, что и более поздние группы, поскольку связи между наскальным искусством и современными традициями коренных народов здесь не так сильны, как те, которые иногда встречаются в Австралии.

Куэва-де-лас-Манос или Пещера рук, Аргентина


Сцена охоты, Куэва-де-лас-Манос (Пещера рук), Аргентина.  Фото: argentinamakenahubbard.weebly.com.

 

Сцена охоты, Куэва-де-лас-Манос (Пещера рук), Аргентина. Фото: argentinamakenahubbard.weebly.com.



Отпечатки ладоней или тыльной стороны кистей, окружённые облаком цветной краски, нанесённой с помощью выдувных трубок, являются общей чертой наскального искусства, встречающегося во множестве мест и периодов времени. Они часто появляются рядом с другими изображениями животных или геометрических фигур по всему миру. Но существует одно место, которое больше всего славится ими: Куэва-де-лас-Манос (Пещера рук) в Патагонии, Аргентина, содержащая около 830 отпечатков ладоней и тыльных сторон кистей вместе с изображениями людей, лам, сцен охоты и многого другого в пещере в драматической обстановке каньона. Картины были датированы периодом 9000-летней давности. Изображения Куэва-де-лас-Манос с красочными отпечатками рук, покрывающими каждую поверхность, динамичны, завораживающи и довольно трогательны.

Сулавеси и Борнео, Индонезия


Доисторические отпечатки рук в пещере Петтакере, Индонезия.  Фото: images.chr.bg.

 

Доисторические отпечатки рук в пещере Петтакере, Индонезия. Фото: images.chr.bg.



В 2014 году было обнаружено, что наскальные рисунки в пещерах Марос-Пангкеп на индонезийском острове Сулавеси были созданы примерно сорок-сорок пять тысяч лет назад. Изображающие формы животных и отпечатки ладоней, эти картины стали претендентами на звание старейших наскальных рисунков в мире.

В 2018 году на Борнео были найдены рисунки людей и животных примерно одинакового возраста, а в 2021 году в пещере Леанг Тедонгнге, опять же в Сулавеси, была обнаружена картина с изображением местной индонезийской бородавчатой свиньи. В настоящее время некоторые считают её старейшей известной изобразительной картиной в мире. Эти находки двадцать первого века стали первыми, которые заставили учёных серьёзно задуматься о том, что первое искусство человечества необязательно родилось в пещерах Западной Европы.

Источник: https://kulturologia.ru/blogs/031222/54867/




Комментарии:

07 апреля ’2023   20:54
В обще,интересно! Надо же, в пещере потолок разрисовали!? Это значит лесА (типа строительных/малярных) те древние художники использовали!? И уровень художественного мастерства, превосходит средневековый, а значит и мозги у тех из палеолита (Верхнего), получше работали, чем через тридцать с лишним тысяч лет, в средневековьи.


Оставлять сообщения могут только зарегистрированные пользователи

Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта

56
"Ночь у реки", "Про Новый Год" и другие

Присоединяйтесь 




Наш рупор

 
Заходим, одеваем наушники, получаем удовольствие от качества звука и голосуем
https://www.neizvestniy-geniy.ru/cat/music/pesnya_goda/2612421.html?author


Присоединяйтесь 







© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft