Зарегистрировано — 123 776Зрителей: 66 834
Авторов: 56 942
On-line — 13 355Зрителей: 2605
Авторов: 10750
Загружено работ — 2 130 445
«Неизвестный Гений»
Новости
Мавританский стиль: загадочные архитектурные шедевры на русской земле
Мавританский стиль, зародившийся в первом тысячелетии нашей эры в царствах Северной Африки и Пиренейского полуострова, распространившийся в Испании и Португалии, которые в тот период истории были под властью мавров (арабов), значительно позже появился и в России. Загадочный и очень редкостный стиль для русских широт, несмотря на непонимание большинства сограждан, занял особенную ступень в архитектурном облике удивительной красоты особняков, равных которым здесь просто не существует.
История появления мавританского стиля
Когда на протяжении столетий переплетаются две и более культуры, не может не появиться особое направление в архитектуре и искусстве, ведь от взаимного дополнения рождаются совершенно уникальные творения. Именно так и произошло с мавританским стилем, в истории которого было два мощных всплеска, породивших завораживающие своей самобытностью архитектурные изыски.
Этот стиль не был привнесен в Европейские страны в чистом виде, он сформировался на ее просторах под воздействием культурного начала древнейшей берберской цивилизации и традиций множества народов, населявших в VII веке Пиренейский полуостров, который до того времени много веков был подконтрольным царству Испании. С приходом арабов (мавров) на эти земли, сложившаяся общая на всех культура, начала впитывать нотки архитектуры захватчиков, а те в свою очередь переняли уникальнейшую стилистику и оригинальные элементы, привнесенные из традиций разных народов, сосуществующих долгое время на одной территории. Арабское государство на новом витке истории стало активно развиваться, и архитектура в тот период времени не стояла на месте, что послужило толчком зарождения мавританского стиля – самого загадочного и самобытного из всех известных направлений, сформировавшихся в период развития человеческого общества.
Отличительные черты мавританского стиля:
• в архитектуре европейских странах стали появляться строения со сложными многоуровневыми арками, особенной формы куполами, дверными проемами, присущие восточным культурам;
• согласно мавританскому стилю, поменялась и конструкция дворцовых комплексов и замков, теперь их планировка отчетливо напоминала лабиринт;
• строгость испанской планировки наложила свой отпечаток, все строения приобрели четкие геометрические формы и пропорции, явно заметные по идеальному балансу высоты пространства и перспективы;
• вышеперечисленные моменты привнесли впечатляющую эстетику в образ архитектурных сооружений и масштабных комплексов, поддерживающуюся зрительными иллюзиями;
• при этом сохранились щедрые декоративные элементы арабских стран в виде детализированной резьбы по камню, ярких мотивов, цветочных орнаментов и обилию красок, заполняющих пустые пространства фасада зданий.
Авторы Novate.ru хотели бы отметить, что в тот период в Европу пришла мода на создание садово-парковых зон вокруг крупных архитектурных ансамблей с обязательным наличием рукотворных водоемов, которые во все времена спасали арабов от неимоверной жары.
Пик развития мавританской архитектуры припал на ранний период Средних веков. Затем изгнание арабов из испанской земли, принесло новые веяния моды, оставив позади строительство сказочной красоты замков, величественных культовых сооружений и оригинальных общественных зданий. Хотя о нем не забыли, на волне модных увлечений переосмысления средневековой архитектуры в XIX веке, мавританский стиль вернулся в европейские (и не только) страны, только уже с приставкой нео-, который, по сути, и появился на просторах Российской империи во второй половине XIX и начале XX веков.
1. Особняк Арсения Морозова на Воздвиженке (Москва)
Это сейчас особняк Арсения Морозова на Воздвиженке вызывает восхищение и получил статус памятника культурного наследия федерального значения, а когда он только появился в Москве, произвел ошеломляющий эффект, причем в худшем значении этого слова. На рубеже XIX-XX веков диковинное строение, вызвавшее крик отчаяния у матери его владельца, известной предпринимательницы, почетной горожанки и мецената Варвары Морозовой (все помнят легендарную фразу: «Раньше одна я знала, что ты дурак, а теперь вся Москва будет знать!»), великие российские «эстеты» считали образцом безвкусия. Мало того, что на витые колонны, причудливые ракушки, экстравагантные завитки и обилие декора, приезжали посмотреть со всей округи и Москвы, так еще и сам особняк назвали «Домом Дурака» только из-за того, что настоль экзотические элементы видели впервые.
Да это и понятно, ведь мало кому в те времена могли вести разгульный образ жизни, свободно путешествовать по Европе, посещая не только увеселительные мероприятия, но и впитывать все лучшее из других культур, и традиций. Такая возможность была у единиц, и Арсений Морозов оказался в их числе, правда, так и остался непонятым, а его эффектный особняк – непринятым обществом.
Примечательно: Неординарный во всех отношениях счастливый обладатель участка на Воздвиженке (подаренный матерью) решил реализовать свою мечту и построить сказочный дворец на московской улице, в облике которого внедрили бы «все и сразу». Для этого был приглашен архитектор Виктор Мазырин, с которым Арсений познакомился на Всемирной выставке в Антверпене (Бельгия). Вдохновляясь нереальной красотой дворца Пена в португальской Синтре, был создан проект, вызывающий неоднозначную реакцию у зрителей и даже искусствоведов (на разных этапах истории). Но главная цель была достигнута – удалось реализовать свою мечту и удивить столицу настолько, что об этом архитектурном шедевре говорят до сих пор.
2. Ванны Островского в Железноводске
В небольшом курортном городке Железноводск можно встретить сразу две достопримечательности, в очертаниях которых угадывается мавританский стиль с ярко выраженными восточными мотивами. Первыми появились здесь Ванны, построенные по приказу министра государственного имущества России Михаила Островского (родной брат Александра Островского), который много сделал для развития курортов в Кавказском регионе. Мало того, что они в техническом оснащении ни в чем не уступали известным европейским курортам (технический проект разрабатывал горный инженер А. В. Конради), так их внешний вид обязательно привлекал к себе внимание.
К счастью, «крутых московских эстетов» здесь было не так уж много, да и к восточным мотивам народ более привычный, поэтому мавританский стиль восприняли очень даже положительно. Курортный комплекс «Островские ванны» с его экзотическими формами вполне органично вписался в роскошную природу и эстетику города, привнося оригинальные нотки, навеянные манящей атмосферой сказок из «Тысячи и одной ночи», которые воплотил в жизнь петербургский архитектор Павел Юрьевич Сюзор.
Для прибывших на лечение гостей из разных уголков страны мавританский стиль комплекса, ставший визитной карточной города, был больше плюсом, чем минусом. Высокие оконные проемы; эффектная аркада главного входа; шесть серебристых куполов с витиеватыми орнаментами и шпилями, которые венчают полумесяцы; изобилие цветочных орнаментов и в виде арабской вязи; минареты, выполняющие роль вытяжных труб; просто сказочный внутренний дворик с экзотическими растениями, птицами и фонтаном – все это вызывало искренний восторг у посетителей, каких бы взглядов на архитектуру они не придерживались.
3. Дворец эмира Бухарского в Железноводске
Еще одним удивительным сооружением в этом курортном городке стал Дворец эмира Бухарского, строительство которого завершилось в 1912 году. Он должен был стать летней резиденцией бухарского эмира Сеид-Ахад-Богодур-Хана – девятого правителя из узбекской династии Мангытов (правил с 1885 по 1910 гг.), получившего звание генерала от кавалерии Русской армии, титул «высочество» от императора Николая II, почетного члена Крымско-Кавказского горного клуба. Именно по его приказу началось строительство «дачи» на полпути в Ялту, где он любил отдыхать.
Учитывая происхождение эмира, неудивительно, что стиль был выбран именно мавританский, ведь в нем филигранно переплелись восточные мотивы, яркие мусульманские элементы и национальные традиции. К сожалению, сам эмир не дожил до завершения строительства и не смог по достоинству оценить красоту эклектичной резиденции, которая чем-то напоминает мечеть с квадратной башней, увенчанной куполом, собственным минаретом, украшенным резным орнаментом в лучших традициях узбекской культуры с вкраплениями арабской вязи, а вот арками, многоступенчатыми фризами, арабесками и т.д. больше присущими светской архитектуре.
4. Большая хоральная синагога на Лермонтовском проспекте в Санкт-Петербурге
Северная столица также может похвастаться впечатляющим зданием, возведенном в экзотическом для России мавританском стиле. Речь идет о Большой хоральной синагоге на Лермонтовском проспекте, появившейся в эпоху лояльного отношения к евреям царствующего двора. Несмотря на то, что проект несколько раз упрощали, удивительное творение архитекторов Л. И. Бахмана и И. И. Шапошникова пришло на смену разрозненным молельным комнатам, разбросанным по всему Санкт-Петербургу.
Поскольку особых канонических требований к строительству святыни еврейская община не выдвигала, мавританские нотки как нельзя кстати подходили к созданию величественного здания с минимальным бюджетом. Массивный сферический купол, декоративные башенки, высокие оконные проемы, колонны у входной группы, насыщенный терракотовый цвет, фактурный орнамент из основного строительного материала белого цвета – всего этого оказалось достаточно, чтобы сделать запоминающееся здание, которое многие десятилетия служило местом коленопреклонения еврейскому народу и яркой достопримечательностью города на Неве, куда может попасть любой желающий.
5. Самарская хоральная синагога на Садовой улице
Авторы Novate.ru хотели обратить внимание на то, что неомавританский стиль по праву считают стилем синагог, ведь экзотические черты зданий еврейских святынь, появившихся в европейских странах и в России на рубеже XIX - XX веков, говорит о том, что именно он был взят за основу их храмового строительства. Хотя использование мавританского стиля при строительстве еврейских культовых зданий было довольно популярным на Пиренеях еще в эпоху Средневековья.
Не стала исключением и Самарская хоральная синагога, построенная в центре города по проекту местного архитектора Зельмана Клейнермана. В экстерьере здания вполне угадываются все основные черты этого направления, начиная с массивного четырехгранного купола и чередования терракотово-красных и белых полос кирпичной кладки, и заканчивая арочными окнами, башенками, увенчанными куполами, восточными орнаментами и шестиконечными звездами Давида.
6. Краеведческий музей в Иркутске
В Сибири также можно увидеть примечательный образец мавританского стиля в архитектуре. Столь необычные формы приобрел Иркутский областной краеведческий музей, строительство которого началось спустя 4 года после опустошительного пожара (1879 г.), уничтожившего практически весь центр города. Не совсем диковинный для этих мест проект разработал иркутский архитектор Генрих Владимирович Розена, на реализацию которого потратили 8 лет (1883-1891 гг.). В тот период здание предназначалось для Восточно-Сибирского отделения Русского императорского географического общества и средства на его строительство собирались всей страной.
Масштабное каменное здание, вдохновленное неприступными стенами исторических крепостей Востока, башнями, куполами, арочными элементами, решетками, беседками, тонким лепным деком, резными узорами и неизменно терракотово-белой цветовой гаммой, должно было подчеркнуть связь с восточными регионами. Хотя оформление экстерьера не лишено привязанности к местным традициям, которые угадываются в массовом изображении очертаний животных, присущих скифо-сибирскому звериному стилю.
7. Мавританский стиль в дачной архитектуре
Не только дворцы, музеи и культовые объекты обретали удивительные во всех отношениях архитектурные формы. В начале XX века неомавританский стиль стал неожиданно популярен в дачном строительстве, которое в те времена могли себе позволить лишь состоятельные люди (не имеют ничего общего с советскими дачными поселками). Это связано с приевшейся строгостью неоготики и неоклассицизма, заполонившими русские города и пригород в тот период времени. Мавританская экзотика, связанная с поиском оригинального архитектурного направления, наилучшим образом подходила для загородных особняков.
В Сочи, например, даже сейчас можно увидеть два оригинальных сооружения, построенных в неомавританском стиле – это дача профессора Трапезникова на Виноградной горе (1902 г.) и дача артиста Шевелёва в устье реки Бзугу (1903 г.). Оба объекта за время своего существования и смены владельцев претерпели некоторые изменения, но все же резиденция Шевелёва сохранила большую часть великолепного убранства главного зала и узнаваемые элементы экстерьера. Многие годы она была пристанищем для артистов разных рангов, включая известные личности, которые могли запросто провести отпуск в Сочи, не тратясь на съемные квартиры. Такие привилегии были доступны лишь до Октябрьской революции, затем мавританскую дачу национализировали, и она вошла в состав открывшегося в 1922 г. санатория имени Фрунзе.
Источник: https://novate.ru/blogs/030423/65968/