Зарегистрировано — 123 848Зрителей: 66 906
Авторов: 56 942
On-line — 26 002Зрителей: 5158
Авторов: 20844
Загружено работ — 2 131 400
«Неизвестный Гений»
Новости
Что связывало художника Буше с королём Людовиком XV и его знаменитой любовницей мадам де Помпадур
Франсуа Буше прославился благодаря своим пасторальным изображениям сельской местности, в то время как его эротические темы, сочные тела и пастельные оттенки идеально воплотились в модный по тем временам стиль рококо. Французский художник пользовался большим уважением при королевском дворе. Он создавал работы для влиятельных исторических личностей, таких как Людовик XV и маркиза де Помпадур. Однако в последние годы карьеры его искусство подвергалось суровой критике, тем не менее, оно до сих пор считается одним из самых важных вкладов в живопись рококо XVIII века.
Жизнь и карьера художника
Франсуа родился в 1703 году в семье Николя Буше, дизайнера кружев. Художник обучался у своего отца. В начале 1720-х годов он также учился у одного из ведущих исторических живописцев и декораторов своего времени Франсуа Лемуана. Буше получил Римскую премию (стипендия) в 1723 году, которая позволяла студентам Королевской академии живописи и скульптуры в Париже провести от трёх до пяти лет обучения в Риме. Таким образом они могли усовершенствовать своё ремесло, что считалось весьма престижным достижением по тем временам.
Чрезвычайно успешная карьера Франсуа началась, когда в 1731 году он был принят в Королевскую академию живописи и скульптуры как художник-историк, а в 1735 году получил свой первый королевский заказ на украшения в Версале. Буше продолжал работать в суде. Он также начал создавать дизайн гобеленов для фабрики Бове. В скором времени он стал директором французской гобеленовой мануфактуры Gobelins. Десять лет спустя художник был назначен директором Королевской академии и получил почётное звание первого художника короля, также называемого премьер-министром страны.
Франсуа умер в Париже в 1770 году, когда ему было шестьдесят шесть лет. После смерти коллекция Буше была продана с аукциона на распродаже недвижимости почти за сто тысяч ливров. Это была непомерно высокая сумма по сравнению со средним доходом. Даже для самых богатых пяти процентов французских семей средний годовой доход в 1781 году составлял около четырёх тысяч ливров.
Французский стиль рококо
Стиль рококо возник во Франции в начале восемнадцатого века. Его также часто называют периодом позднего барокко. Поначалу рококо имело уничижительный оттенок. Роскошный и чрезмерно орнаментальный стиль часто считался безвкусным. Оба стиля использовали сложные формы, но рококо характеризовался более лёгким, нежным, игривым, интимным и асимметричным внешним видом с замысловатыми изгибами и украшениями. Несмотря на то, что этот стиль зародился во Франции, вскоре он стал очень популярным во многих европейских странах, таких как Германия, Австрия, Россия, Испания и северная Италия. Этот стиль часто ассоциируется с Людовиком XV и Буше, который был одним из самых важных представителей этого движения.
Беззаботные сюжеты, игривый стиль и часто эротический характер работ Франсуа прекрасно отражали стиль живописи периода рококо. Франсуа также был увлечённым коллекционером раковин. Он хотел, чтобы его раковины были проданы за 6692 ливра на его посмертной распродаже имущества. Неудивительно, что его раковины также нашли отражение в его картинах в стиле рококо, поскольку французское слово rocaille буквально означало камень или разбитую раковину. Когда Буше вернулся в Париж из своей поездки в Рим в 1731 году, коллекционирование раковин стало модным хобби, поэтому художник тоже начал их коллекционировать.
При дворе короля
Франсуа известен своими пасторальными сюжетами. Его переосмысление темы стало не только самым оригинальным вкладом в живопись в стиле рококо, но и стало визитной карточкой движения. Декоративные и беззаботные картины художника представляли преобладающий стиль, пока во второй половине восемнадцатого века не появился неоклассицизм. Между тем, его пасторальные картины демонстрировали идеализированные и беззаботные изображения сельской жизни, часто с эротическим подтекстом. Общими темами были молодые влюблённые, овцы, пастухи и эстетически приятные пейзажи. Эти образы были вдохновлены операми Шарля Симона Фавара и Жана Моне, для которых художник создавал декорации.
Стиль рококо часто ассоциируется с королём Людовиком XV и его влиятельной любовницей мадам де Помпадур. Поскольку Франсуа получал различные королевские заказы и был назначен первым художником короля, неудивительно, что стиль художника стал характерным для королевского двора в 1740-1750-х годах. Украшения, созданные Буше для Людовика XV, включали работы в Версале, замке Бельвю, Шуази и дворце Фонтенбло. Самыми оригинальными работами художника для короля были два изображения на тему охоты под названием «Охота на тигра» и «Охота на крокодила», которые он написал для личных апартаментов Людовика XV в Версале.
Франсуа был одним из любимых художников маркизы де Помпадур. Он написал несколько её портретов, а также давал ей уроки. Несмотря на то, что Буше написал не так уж много портретов, его впечатляющее изображение мадам Помпадур, созданное в 1756 году, считается одним из его шедевров. Французский художник также известен своими мифологическими изображениями, в том числе различными иллюстрациями богини Венеры или Купидона, ранящего Психею и Юпитера, в облике Дианы и Каллисто. Мифологические сюжеты дали Франсуа возможность показать сцены с эротической атмосферой, но его изображения мифов имели и практическую подоплеку.
Во времена Буше богатые любители искусства, скорее всего, платили за приятные изображения мифологических сюжетов. Нравоучительные картины на библейские или древние сюжеты были менее популярны, что нашло отражение в работах художника. Две работы под названием «Восход солнца» и «Заход солнца», которые Франсуа написал для мадам де Помпадур, были высоко оценены несколькими его современниками. Современные искусствоведы часто называют их шедеврами, но в то время эти работы также подвергались резкой критике. Критик Ла Фонт де Сент-Йенн обиделся на то, что наяды на изображении, нимфы текущей воды в греческой мифологии, не уделяли достаточного внимания Аполлону. Он также считал, что зрительницы женского пола не должны иметь возможности видеть эти работы.
Жёсткая критика и наследие
В последние годы своей карьеры Франсуа столкнулся с большим количеством критики. С появлением более структурированного и симметричного неоклассицизма игривые и легкомысленные работы художника в стиле рококо начали терять свою привлекательность. Другими причинами падения его репутации были повторяющийся и искусственный характер его работ, перепроизводство и его цветовая палитра. Дени Дидро, который был самым известным критиком Буше, довольно забавно написал, что у художника нет никаких других цветов, кроме белого и красного: и он не рисует ни одной обнажённой женщины без того, чтобы её зад не был так же накрашен, как и её лицо.
Один из портретов одалиски Франсуа также был осужден Дидро. Термин «одалиска» использовался для обозначения наложницы в гареме, и этот субъект был изображён на многих исторических изображениях искусства. Дени утверждал, что Франсуа Буше использовал для этого образа свою собственную жену. Несмотря на нелестную и многочисленную критику, Буше продолжал демонстрировать свои беззаботные и игривые сцены в Салоне.