Зарегистрировано — 123 847Зрителей: 66 905
Авторов: 56 942
On-line — 26 251Зрителей: 5196
Авторов: 21055
Загружено работ — 2 131 373
«Неизвестный Гений»
Новости
Какую одежду было запрещено стирать на Руси и почему
На Руси люди всегда жили, придерживаясь определенных традиций и правил. Это касалось и быта, в том числе и гигиены. Существовали правила, которые старались не нарушать. Например, стирка одежды тоже была строго регламентирована. Читайте в материале, как в старину ухаживали за одеждой: как приводили в порядок вещи новорожденных и новобранцев, какую одежду стирали регулярно, а какую не трогали никогда и почему так происходило.
Странные правила: запрет на стирку пеленок, женского белья и одежды новобранца
Правила стирки распространялись даже на одежду новорожденных, то есть на пеленки. Исследователи отмечают что эти детские принадлежности не следовало стирать и сушить в первые сорок дней после появления на свет малыша. Никогда не стирали (и не стирают и сегодня) крестильную рубаху, ведь на этой вещи остаются следы святой воды. Рубаху нужно высушить и спрятать в надежное место.
Достаточно суровыми были ограничения для женщин фертильного возраста. Им нельзя было стирать свое белье вместе с вещами остальных членов семьи женского пола. Это правило было создано для того, чтобы кровь, которая появляется во время критических дней, не попадала в воду и не смешивалась с другой, принадлежавшей иной даме. Потому что этой субстанции приписывались магические, колдовские свойства.
Не стирали также одежду новобранцев. Те вещи, которые он носил до момента призыва, нужно было спрятать в тайном месте, ни в коем случае не стирая. Это помогало оградить воина от болезней, ранений и прочих неприятностей на службе. Доставали одежду только тогда, когда мужчина возвращался домой.
Нарядная дорогая одежда, которую не стирали, но при этом передавали по наследству
Некоторые исследователи, в частности, Татьяна Непанская, отмечают, что не стирали не всю одежду новобранцев, а только ту праздничную рубаху, которая у него была. А так как люди жили не слишком богато, то такой предмет одежды обычно существовал в единственном экземпляре. Это касалось не только мужчин. Женщины тоже не могли похвастаться обилием дорогих нарядов. Чтобы сшить красивую, праздничную одежду, покупали ткани на фабриках, и это стоило достаточно дорого. Не все могли позволить себе такое «баловство». А ведь так хотелось выбрать красивую парчу или шелк, а также репс (так называется плотная ткань с блеском и с рубчиком на поверхности) или штоф (это ткань из шелка или шерсти с красивым рисунком).
Именно поэтому, когда людям удавалось купить такой праздничный наряд, его всегда очень бережно хранили и старались держать в целости и сохранности, чтобы передать по наследству. Одежду для праздника не стирали, особенно вещи из капризных тканей, штофа и репса. Это делалось потому, что в старые времена, ясное дело, никто не слышал о химчистках, а если дорогую вещь постирать руками, то можно просто испортить ее без возможности восстановления, а это недопустимо. А купить новые ткани и сшить новый наряд было очень накладно и не все это могли на это пойти.
Самым нарядным был женский летник. Его шили из яркой ткани, уделяя особое внимание рукавам, которые делали из самых дорогих вариантов. Края рукавов и переднюю часть летника расшивали узорами их самых дорогих тканей, нередко для украшения подола использовали мех.
Какие процедур заменяли стирку одежды, которую нельзя было стирать традиционным способом
Понятно, что праздничную одежду берегли, как зеницу ока, и о стирке тут и речи не шло. Кажется, что это ужасно, но ситуация немного сглаживалась тем, что такого рода одежду надевали очень редко, и время носки было недолгим. Например, исследователи Коровушкин и Томилов пишут, что праздничный наряд рекомендовалось носить только днем, а когда наступал вечер, его снимали, аккуратно убирали и переодевались в повседневную одежду, которую можно было стирать без всяких ограничений.
Такие правила, естественно, позволяли носить одежду очень долго, и, кроме того, давали возможность обходиться без стирки. Конечно, сегодня представить такое очень сложно, практически невозможно. Но, ради справедливости, надо уточнить: праздничные наряды все же обрабатывали особым образом. Если почитать книгу Николая Чурилова о славянских праздниках, то в ней можно найти такие данные: праздничную одежду регулярно доставали из мест хранения (а это чаще всего были деревянные сундуки), перетряхивали, аккуратно чистили при помощи специальных щеточек, смотрели, чтобы не было моли, зашивали, штопали, реставрировали, и, естественно, проветривали. Ее вывешивали на улицу в погожие деньки. Все эти действия были призваны заменить обычную стирку. Так что представлять себе, что наши предки ходили в грязной, неухоженной одежде, совершенно неправильно.
Кстати, щеток для чистки праздничной одежды было великое множество. Отличным подарком для модницы был набор щеточек из серебра. Но это для тех, у кого есть достаток. Остальные ограничивались аксессуарами из дерева. Чистили на сухую, разве что допускалось немного намочить щеточку. Процесс чистки проводили над тазом с кипятком, получалось некая имитация современного отпаривания. От загрязнения одежду защищали при помощи съемных воротничков и манжет. Подолы длинных платьев оснащали каймой, чтобы ткань не собирала грязь с пола. Чтобы не было неприятного запаха пота, использовали вкладыши-подмышники. Если нужно было присутствовать за столом, старались есть чрезвычайно аккуратно, чтобы ни одна капля не попала на одежду.
Если все же на дорогой наряд было поставлено пятно, то хозяйки прибегали к чудо-рецептам, которые передались из поколения в поколение. Использовали уксус, лимонный сок, спирт и другие вещества. Бывало, что пятно не отходило, тогда применялся другой способ: на испачканное место нашивали декоративный элемент. Вместо некрасивого загрязнения получалось оригинальное украшение.