Зарегистрировано — 123 834Зрителей: 66 893
Авторов: 56 941
On-line — 14 491Зрителей: 2839
Авторов: 11652
Загружено работ — 2 131 268
«Неизвестный Гений»
Новости
Чем знамениты главные произведения средневекового православного искусства: «Троица» Рублёва, монастырь Пантократора и др
Византийское искусство полностью связано с религиозным выражением и теологией. Его формы архитектуры и живописи выросли из этих соображений и долгие годы оставались единообразными, совершенствуясь в рамках жесткой традиции, а не меняясь в соответствии с личной прихотью. Результатом стала утончённость стиля и духовность выражения, редко встречающиеся в западном искусстве. Тем не менее монументальные произведения средневекового православного искусства разбрелись по всему миру, оставив после себя неизгладимый след.
Икона святой Троицы Андрея Рублёва
Подойдя к самому хронологическому рубежу средневековья, в начале пятнадцатого века произошёл подъём русского художественного производства с центром в новой столице Москве. Это означало, в частности, производство религиозного православного искусства и строительство некоторых из старейших церквей в Москве. В этот период также появились работы одного из самых выдающихся мастеров иконописи. Андрей Рублёв был русским художником, связанным с московской художественной школой в пятнадцатом веке, поскольку большинство его работ было сделано либо в Москве, либо в её окрестностях. Его икона Святой Троицы является ярким примером русского средневекового православного искусства. Икона представляет «Ветхозаветную Троицу», версию ветхозаветной сцены гостеприимства Авраама, описанной в Книге Бытия 18. В средневековом православном искусстве эта сцена символизировала новозаветную истину, явленного Бога в Троице. Три ветхозаветных человека, превратившихся в ангелов, почти физически идентичных, воспринимаются Авраамом как один Бог. Прозрение Авраама интерпретируется как пророческое новозаветное откровение о том, что Бог един в трёх.
Церковь Святого Пантелеймона в Нерези
Недалеко от города Скопье в Северной Македонии находится церковь Святого Пантелеймона в Нерези. Она была построена в 1164 году благодаря члену византийской императорской семьи Алексиосу Ангелосу Комнину. С точки зрения архитектуры, это церковь типа креста в квадрате с пятью куполами. Украшенная фресками чуть более века спустя после Великого раскола, она обладает живописным стилем, который следует идеям, уже сложившимся в церкви Святой Софии в Охриде.
В верхней части апсиды изображена Дева Мария, а под ней — Причастие апостолов и портреты архиепископов. Самая важная сцена — это оплакивание Христа на северной стене церкви, изображающее Деву Марию и святого апостола Иоанна, плачущих над мёртвым телом Христа. В средневековом православном искусстве сцены смерти Христа, как правило, намекают на его возможный триумф и воскресение. Орудия его пыток на переднем плане означают его предыдущие страсти или страдания Иисуса с момента его вступления в Иерусалим до его смерти на кресте. Важной частью сцены является вход в пещеру слева, предназначенный для гробницы Христа, который остаётся открытым и пустым. Все сцены в церкви призваны показать зрителю полный путь к спасению, кульминацией которого является победа Христа над смертью.
Монастырь Пантократора в Константинополе
Будучи одним из самых значительных строительных комплексов, построенных династией Комнинов в Константинополе, монастырь Христа Пантократора был основан императором Иоанном II и его женой Ириной. Он состоит из трёх внутренне соединённых церквей, посвящённых Деве Элеусе (Деве Нежности), Архангелу Михаилу и Христу Пантократору (Всеправителю). Большая часть их интерьера менялась на протяжении веков, и почти не осталось оригинального убранства. Некоторые письменные документы описывают интерьер как украшенный золотой мозаикой и мраморными полами.
Церковь, посвящённая Архангелу Михаилу, является погребальной часовней императорской семьи Комнинов. Императорские гробницы располагались под западным куполом этой двухкупольной церкви. В западной стене сохранился один аркосолиум, арочное углубление, используемое в качестве места погребения.
Две западные предназначались для гробниц Иоанна II и его жены Ирины. Их сын Мануил I был похоронен здесь в 1180 году. Описанная как роскошная гробница, его могила включала в себя пол opus sectile (тип мозаичной работы, в которой фигурные узоры состоят из кусков камня), реликвию Камня Помазания (по традиции, каменная плита, на которой тело Иисуса было подготовлено к погребению) и надгробный знак из темного камня, увенчанный семью куполами.
Важность монастыря, особенно для средневекового православного искусства, подтверждается параллелью с сербской церковью Святых Архангелов близ Призрена, Северная Македония. Искусствоведы отметили не только схожую архитектуру этих двух церквей, но и совпадение их функций как мавзолеев.
Церковь Святой Софии в Трапезунде
Церковь Святой Софии в Трапезунде, современный Трабзон, была построена императором Трапезунда Мануилом I Комнином. Она имеет квадратную планировку с тремя большими крыльцами (архитектурный шедевр, не имеющий аналогов в византийской архитектуре). Это не только пример средневекового православного искусства тринадцатого века, но и наглядный пример усилий, которые императоры-ренегаты Трапезунда приложили, чтобы узаконить свои собственные притязания на византийский престол. Трапезундская империя была основана незадолго до разграбления Константинополя крестоносцами в 1204 году племянниками свергнутого императора Комнина Андроника I.
Несмотря на то, что состояние так называемых Великих Комнинов быстро стало политически неактуальным, они продолжали заявлять о своих притязаниях на трон. Своей посвященностью Святой Мудрости (буквальный перевод термина «Айя София») Трапезундский собор Святой Софии демонстрирует связь с собственной великой церковью Константинополя. Поступая таким образом, Мануил I Комнин сформировал идентичность Трапезунда как новой столицы империи. Её первоначальное фресковое убранство в основном разрушено, остались лишь фрагменты. Центральным мотивом церкви является орёл с распростертыми крыльями, символ императорской семьи Комнинов.
Монастырь Влатадон в Салониках
Салоники были вторым по значимости городом Византийской империи. Будучи одновременно политическим и коммерческим центром, он всегда был в центре внимания византийской политической и церковной элиты, о чём свидетельствует количество церквей, построенных в Салониках в поздневизантийский период. С возвращением византийцев в столицу в 1261 году начался палеологический ренессанс, термин, используемый для описания интереса византийских учёных к древним текстам в последние века существования Византии, который распространился на город и далее по остальным Балканам. Здесь воспитывались художники, которые обучались у мастеров в Константинополе и находились под влиянием монашества горы Афон, общины православных монахов в Северной Греции, основанной в восьмом веке.
Монастырь Влатадон, построенный примерно в шестом десятилетии четырнадцатого века, был посвящён Преображению Христову. Его название происходит от фамилии Доротеоса Влатиса, митрополита Салоник между 1351 и 1371 годами. Некоторые искусствоведы отмечают связь монастыря с расцветом исихастского монашества и учений. Исихазм — это тип монашеской жизни в восточном христианстве, в котором практикующие ищут божественного покоя через созерцание Бога. Дорофей дружил с лидером исихазма Григорием Паламой, и одним из ключей к исихастскому богословию был момент Преображения Христа. Ещё одним аргументом в пользу этой связи являются фигуры монахов, нарисованные на стенах церкви под влиянием горы Афон.
Комментарии:
Нет комментариев"эксклюзив" на ваш
Высокий Суд : ))
"ВЧЕРА и ЗАВТРА"
– и др.
Рупор будет свободен через:
2 мин. 19 сек.