Зарегистрировано — 123 793Зрителей: 66 851
Авторов: 56 942
On-line — 26 181Зрителей: 5178
Авторов: 21003
Загружено работ — 2 130 606
«Неизвестный Гений»
Новости
Как появилась юрта, и чем сооружение из дерева и шерсти привлекает людей в наши дни: От кочевников до глэмперов
Юрта — это древняя палатка, которая была изобретена кочевыми народами, традиционно скотоводами и охотниками. У юрты тысячелетняя история. Она существовала с тех пор, когда ещё даже не появилась письменность. Такая форма жилища до сих пор в ходу у многих народов. Моду на юрты ввели хиппи в 60-70-х годах прошлого века. С того времени она трансформировалась в популярное ныне хобби, называемое глэмпингом. Что же такого особенного в этом сооружении из дерева и шерсти, которое по сей день очаровывает так много людей?
Откуда взялось само название - юрта?
Проследить точное происхождение слова юрта довольно сложно, поскольку эта палатка была изобретена задолго до появления первых письменных источников. На Запад слово пришло из русского языка. В Россию же оно попало от тюркских народов Евразии. Слово «юрт» есть в более чем трёх десятках языков и означает «люди» или «человеческая территория». По-монгольски юрта называется гэр, что означает дом.
Конструкция, дизайн юрты и материалы — вековые традиции
Дизайн и конструкция юрты оставались неизменными на протяжении столетий её существования. Задолго до возникновения Монгольской империи (126-1368 гг. н.э.) юрту традиционно покрывали несколькими слоями шкур животных или войлока. Войлок делали из овечьей шерсти, которую сбивали таким образом, что микроскопические зазубрины в шерстяных волокнах сцеплялись намертво, образуя очень прочную ткань. Так делали потому что шерсть монгольских овец нельзя было ткать. Такой войлок использовали и для производства одежды. Для того, чтобы сделать войлочное покрытие юрты водонепроницаемым, войлок пропитывали жиром. Это также делало его прекрасным изолятором, благодаря чему юрты оставались тёплыми в холодные ночи. В современных юртах сейчас в основном используются альтернативные материалы.
Конструкция юрт у всех народов примерно одинакова. Сначала создаётся деревянная решётчатая рама, увенчанная кольцом. Потом на неё натягивают войлок, шкуры или современные заменители этих материалов. В центре всегда оставляется открытое отверстие, чтобы, с одной стороны, дать доступ свету, а с другой, чтобы выходил дым от очага, который размещали внутри жилища. Наружные стены иногда украшали традиционной орнаментной вышивкой или изображениями растений и животных. Дверь палатки всегда выходила на юг. Общий размер юрты мог быть самым разным. В одной юрте могло жить до нескольких семей. Сегодня в основном принято проживать в них одной семьёй.
Какими бывают юрты
Опытная семья может поставить юрту примерно за час и собрать примерно за такое же количество времени. Затем всё это грузят на лошадь, верблюда или телегу и отправляются в путь без особых хлопот. В средние века монголы изобрели ещё более удобную форму юрты под названием хибитха. Знакомое слово, правда? Хибитха, или гэр терген, представляла собой тип юрты, постоянно установленной на телеге. Такие телеги тянула обычно упряжка волов. Иногда несколько упряжек — в зависимости от размера походного жилища.
Такие удобства были далеко не общедоступной роскошью. В основном, ими владели вожди. У элиты обычно было несколько кибиток. Одна для детей, другая для жён, третья для слуг и так далее. Получался целый посёлок, стойбище, который называли орда. Когда дело касалось верховного правителя, то имело важное значение даже расположение юрт. Например, у старшей жены всегда была палатка ближе к западу, а у младшей – к востоку. Юрты, в которых жили наложницы, дети и слуги, находились где-то посередине.
Обычные кочевники использовали другой, более практичный подход к разбивке лагеря. Они устанавливали юрты по периметру, а в его пределах, в целях безопасности, размещали транспортные средства и домашний скот. Если в лагере был хан, то кибитки размещали по внешнему периметру, а в центре ставилась юрта вождя.
Эволюция юрт
Традиционно жизнь семьи вращалась вокруг юрты. У монголов с древних времён существовала традиция, согласно которой младший сын наследовал юрту отца и всё его личное имущество. Юрта всегда была ценным товаром, со временем она ещё стала символом статуса. Их стали богато украшать золотом, драгоценными камнями, жемчугом и роскошными коврами. Воплощением такой пышности, например, была юрта монгольского наместника середины 13 века в Самаркджанде Масуд-бека. Его юрта была целиком соткана из шёлка и золота. Примерно в то же время правитель Хорасана скрепил свою палатку более чем тысячей гвоздей, вылитых из чистого золота.
Со временем правители Монгольской империи стали строить для себя дворцы. Юрты использовались лишь в военных походах и развлекательных целях. Несмотря на это, эти жилища являлись связью народа с его предками. Археологические данные свидетельствуют о том, что после того, как монголы завоёвывали какой-то город, они устанавливали внутри свои юрты, а не переселялись в городские здания. Они также продолжали использовать свои палатки для застолий, официальных аудиенций и расселения гостей.
Юрта была и есть важной частью монгольской идентичности, и от неё даже сейчас полностью не отказались. Хотя сегодня есть множество альтернатив. Кроме того, в таких местах, как пустыня Гоби, до сих пор используют юрту. Сегодня её дополняют, обустраивая более современными устройствами, такими как алюминиевые дымоходы, солнечные батареи и спутниковое телевидение.
Юрты сегодня — это модно и удобно
В последние годы юрта переместилась гораздо западнее и стала популярной для отдыха. Вдохновителем этой моды стал Уильям Копертуэйт. В 1962 году он прочёл статью о том, как судья Верховного суда Уильям Дуглас отправился в Монголию и остановился там в традиционной юрте. Копертуэйт так впечатлился, что создал самодельную юрту и стал в ней жить. Потом он настолько увлёкся, что стал производить эти восточные палатки. Он постоянно усовершенствовал их дизайн. Постепенно вокруг него сформировалась целая община последователей. Это сообщество позже стало известно как Юртовый фонд, некоммерческая организация, которая занимается исследованиями и образованием в области кочевой жизни, а также бесконечными улучшениями и модернизацией конструкции юрты.
Сегодня есть компании, которые специализируются на выпуске юрт. Пик популярности этого кочевого дома на Западе пришёлся на эпоху хиппи 60-х и 70-х годов 20 века. Юрта символизировала отказ от стрессов современной жизни и единение с природой. Это был символ свободы. Когда движение хиппи начало угасать, то стал угасать интерес и к этим палаткам.
В последние годы появилось такое движение как «глэмпинг». Это понятие сочетает в себе значение слов «гламурный» и «кемпинг». Теперь это символ роскошного курорта. Юрты там оснащены всеми возможными современными удобствами. Там комфортабельная мебель, как в номере любого отеля высокого класса.
В сегодняшнем мире, где люди всё больше отрываются от природы и своих предков, человечество как никогда отчаянно нуждается в связи с чем-то более первобытным. Для современного глэмпера юрта предлагает именно это - все удобства и комфорт гостиничного номера или мобильного дома, но при этом полное единение с природой. Для современных монголов юрта предлагает нечто иное - прямую связь с прошлым. Сейчас она там тоже выглядит более современно, но её основы остались в целом неизменными.