Зарегистрировано — 123 823Зрителей: 66 882
Авторов: 56 941
On-line — 20 314Зрителей: 3976
Авторов: 16338
Загружено работ — 2 131 039
«Неизвестный Гений»
Новости
Чем прославились знаменитые лошади Древнего мира: Благородные скакуны, вошедшие в историю
Рассказы о знаменитых лошадях древнего мира так же увлекательны и любопытны, как и люди, которые на них ездили. Александр Македонский, Юлий Цезарь, Калигула и Адриан не только боготворили своих прекрасных скакунов, а и полностью полагались на них в бою.
Самые знаменитые лошади принадлежали членам королевской семьи и знати. Лошади, которых ценили за их скорость, великолепие и дух, были неразрывно связаны с личностью и престижем их владельца. Достижения знаменитых людей зачастую были невозможны без столь знаменитого скакуна. В военное время лошади несли генералов в бой, помогая добиться победы. В мирное время быстрые и красивые скакуны выступали на больших аренах, укрепляя престиж своих владельцев. Их также можно было использовать для политической выгоды или для критики поведения правителя. И совсем неудивительно, что некоторые лошади добились колоссальной славы при жизни.
Буцефал
Пожалуй, самой известной лошадью древнего мира и истории в целом является Буцефал (Букефал) — любимый конь, принадлежавший никому иному, как Александру Македонскому. Великолепный фессалийский жеребец с массивной головой сопровождал Александра во всех его крупных сражениях. Таким образом, судьба Буцефала была тесно связана с судьбой его хозяина, величайшего завоевателя древности. На самом деле Буцефал был, по сути, зеркальным отражением Александра. Согласно историку первого века Плутарху, человек и лошадь родились в один и тот же день, и момент, когда они встретились, изменил ход истории.
Это был акт сыновнего неповиновения, который свёл их вместе. После того, как неоднократные попытки успокоить недавно купленное животное не увенчались успехом, правитель Македонии Филипп II приказал забрать молодую лошадь. Однако его сын Александр, поражённый красотой животного, вмешался, заключив пари, что он сможет оседлать свирепого зверя. Как известно, Александр понял, что лошадь испугалась собственной тени, и он смог подчинить Буцефала. С тех пор они стали неразлучны, и когда Александр отправился в свой легендарный поход против Персии, он выбрал Буцефала в качестве боевого коня. Буцефал сопровождал хозяина во многих битвах и стал известен своим мужеством и стойкостью. И человек, и лошадь получили многочисленные травмы, но сумели добраться до далёкой Индии, где путешествие Буцефала подошло к концу. Около 326 года до н.э., после битвы при Гидаспе, он умер от боевых ран или, возможно, от старости (верному коню Александра было тридцать лет). Великий завоеватель был опустошён, чувствуя, что потерял и боевого товарища, и верного друга. В честь своего коня он построил город на берегах реки Гидасп, назвав его Александрия Буцефала. Всего три года спустя Македонский последовал за своим спутником, умерев в Вавилоне, оставив свою обширную империю и, что более важно, эллинистический мир в качестве своего прочного наследия.
Необычный конь Цезаря
В отличие от Буцефала, имя любимой лошади Юлия Цезаря было утеряно для истории. Однако известно, что у лошади Цезаря было примечательное уродство. По словам Светония, вместо копыт у любимой лошади полководца были «почти человеческие пальцы». При его рождении авгуры предсказали, что тот, кто сядет на спину коня, будет править миром. Неудивительно, что полидактильный конь был свирепым, не позволяя никому садиться на него верхом — никому, кроме Юлия.
Оседлав своего любимого коня, Юлий пересёк Рубикон, чтобы потушить пожар гражданской войны и оставить свой след в римской истории. Как и большинство римских аристократов, он был искусным наездником и человеком, который понимал визуальную силу лошади. Всякий раз, когда шансы на победу в битве казались сомнительными, как при Мунде, Юлий лично вступал в бой верхом на своём знаменитом коне, подавая пример и непосредственно обращаясь к своим войскам, чтобы поднять их боевой дух. Как и Александр, римский император обожал своего полидактильного коня. Когда верный конь умер, Юлий почтил своего спутника статуей перед храмом Венеры Генетрикс, посвящённой матери Энея и мифической прародительнице рода Юлия, собственной семьи Цезаря. Племянник Цезаря и первый римский император Август также владел знаменитой лошадью. Когда он умер, император воздвиг гробницу, на которой его внук Германик начертал стихотворение, ныне утраченное.
Инцитат
Любимый конь императора Калигулы — Инцитат (что означает «быстрый») также является главным героем одной из самых интересных историй об этом противоречивом римском правителе. Согласно Светонию (источнику большинства сплетен о порочности и жестокости Калигулы), молодой император испытывал такую нежность к своему любимому жеребцу, что подарил Инцитату собственный дом с мраморным стойлом и яслями из слоновой кости. Другой историк, Кассий Дион, писал, что слуги кормили животное овсом, смешанным с золотыми хлопьями.
Кому-то такой уровень баловства может показаться чрезмерным. Но, как и в случае с большинством негативных рассказов о Калигуле, это скорее всего был лишь слух. В конце концов, как и любой другой молодой римский аристократ, император любил лошадей и был большим поклонником гонок на колесницах в Большом цирке, величайшем ипподроме в римском мире. Кроме того, Август Германик был императором, поэтому он мог обеспечить своему призовому коню наилучшее обращение.
Самая печально известная история об этой лошади, несомненно, та, в которой правитель сделал Инцитата почётным членом Сената. Оба историка упоминают о намерении Калигулы сделать своего ценного коня консулом. Поскольку два консула были самыми высокопоставленными выборными должностными лицами, это было весьма необычно, не говоря уже о том, что оскорбляло римские традиции.
Тем не менее, нет никаких свидетельств того, что Калигула назначил Инцитата консулом. Нет никаких свидетельств того, что он даже планировал это сделать. Скорее всего эта история была розыгрышем, призванным высмеять и оскорбить сенаторов за то, что они предложили кандидатов, которые были менее достойны этой чести, чем любимый конь Калигулы. Позже, спустя десятилетия после смерти императора от рук преторианцев, рассказ об Инцитате был вырван из контекста и использован авторами, стремившимися очернить имя Калигулы и представить его сумасшедшим.
Борисфен Аланский
Адриан был одним из самых знаменитых правителей Рима, известным как один из Пяти хороших императоров. Он также был странствующим правителем Рима, который провёл большую часть своего правления, посещая провинции и границы своего обширного царства. Конечно, Адриан не смог бы совершать такие дальние путешествия без своего верного скакуна. Как и у других знаменитых лошадей, у императорского скакуна было запоминающееся имя — Борисфен Аланский.
Кличка лошади выдавала её происхождение. Борисфен пришёл из-за пределов Римской империи. Названный в честь речного бога Скифии, расположенного на другом берегу Нижнего Дуная, конь был подарком царя Распарагана Роксоланского, соседа аланов, в обмен на уступки, предоставленные ему императором. Если верить источникам, это был прекрасный подарок. Быстрый и ловкий, он был превосходным конём для охоты, любимого занятия Адриана, изображённого на тондо, позже включённом в арку Константина.
После того, как Борисфен погиб во время охоты, скорбящий Адриан воздвиг роскошную гробницу для своего любимого товарища в Апта-Юлия (недалеко от Нима, Франция). И вряд ли можно было бы придумать лучший способ показать любовь древних греков и римлян к своим любимым животным и надёжным спутникам — благородным скакунам.