Зарегистрировано — 123 827Зрителей: 66 886
Авторов: 56 941
On-line — 26 181Зрителей: 5182
Авторов: 20999
Загружено работ — 2 131 129
«Неизвестный Гений»
Новости
В чём секрет очарования наивных картин в стиле арт-брют: Необработанная красота аутсайдерского искусства
Очень часто в именитых галереях или на дорогих аукционах можно встретить картины, которые кажутся уж слишком простыми. В этот момент многих посещает мысль о том, что это мог написать и ребёнок. Иногда такие «шедевры» бывают нарочито грубыми и сырыми, что это вызывает даже некоторое отторжение. Всё это стиль Art Brut. В чём же главный секрет этого необычного стиля, который многие считают наивным и примитивным, а цены на картины известных художников данного направления просто зашкаливают?
Что такое арт-брют?
В переводе с французского данное выражение означает «сырое искусство». Это полностью характеризует несколько грубый, наивный и примитивный стиль, созданный художниками вне академической традиции изобразительного искусства. Также арт-брют именуют искусством аутсайдеров.
Термин изобрёл в 1940-х годах Жан Дюбюффе. Он заметил, что именно дети и душевнобольные создают образы, не связанные ограничениями академической традиции. Искусство, по его словам, обретало в таких работах безусловную свободу, отражая эмоции и видения, не упираясь в скучные правила и завышенные ожидания публики. Со временем это стало популярным и довольно успешным. О нём пишут в журналах и проводят различные мероприятия, такие как Ярмарка аутсайдерского искусства, которая проходит в Нью-Йорке каждый год с 1993 года.
Работы Art Brut также можно найти на постоянной выставке Музея современного искусства Лилля, которая насчитывает более 5500 шедевров. Art Brut по-прежнему влияет на многих художников сегодня, и это движение больше не живёт на обочине общества, а становится частью традиционной культуры, сохраняя при этом свой спонтанный, грубый стиль.
То, что называли искусством душевнобольных, детей и крестьян
Подобные картины интересовали многих деятелей ещё до Жана Дюбюффе. Например, коллектив, получивший название Der Blaue Reiter («Синий всадник»), учреждённый художниками Василием Кандинским, Францем Марком, Августом Маке и другими, был чрезвычайно вдохновлён выразительностью в искусстве подобных картин из-за их «примитивности» и отсутствия всяческой подготовки. Такие художники часто отображали весьма причудливые и необычные идеи, экстремальные состояния ума и сложные воображаемые миры, но могли содержать довольно грубые, жестокие образы.
Такие произведения первоначально вдохновили Жана Дюбюффе на создание движения Art Brut. Так с этого стиля было снято клеймо принадлежности людям с психическими отклонениями. Художник обнаружил, что академическое образование затмевает изобразительное искусство и ограничивает его свободное распространение. Отказавшись от традиций и общественных ценностей, Art Brut стремился создавать произведения, не соответствующие предшествующим движениям.
Дюбюффе бесконечно восхищали работы художников, которые были вне академической художественной традиции. Это нашло своё отражение в его личных работах, где он хотел подражать свободному выражению социальных ограничений. Конечно, сам он не был художником-аутсайдером в истинном смысле этого слова, из-за своего статуса и положения в индустрии искусства.
Однако создание им художественного движения помогло привлечь внимание к группе художников и их работам, которые не стремились к самопрославлению. Дюбюффе создал множество произведений искусства в стиле арт-брют, которые хранятся в коллекциях, таких как музей La Collection de l'Art Brut в Лозанне, Швейцария, и коллекция произведений искусства аутсайдеров Масгрейва Кинли, которая сейчас находится в Дублине.
Помимо Жана Дюбюффе, есть и другие художники, которые внесли важный вклад в искусство аутсайдеров арт-брют.
Анри Руссо
Анри Руссо - французский художник-самоучка. Полноценным художником он стал в 49 лет. Его работы отличались любопытными композициями и дилетантским методом, вызывавшим восхищение таких художников, как Василий Кандинский и Пабло Пикассо, но вызывавшим презрение и насмешки современных критиков. Коллеги видели в его творчестве неповторимую красоту простоты. В его стиле не было правильных пропорций, а скорее плоская двухмерная перспектива и использование необычных цветов.
Альфред Уоллис
Альфред Уоллис был британским художником-самоучкой, который выразительно рисовал морские пейзажи и корабли, используя разные перспективы. Рыбак и моряк, Уоллис начал рисовать только в 70 лет. Он оказал огромное влияние на многих прогрессивных художников, но большого коммерческого успеха не имел.
Бабушка Мозес
Анна Мэри Робертсон Мозес, известная как американская художница Бабушка Мозес, начала рисовать в 70 лет и работала до 100 лет. С детства она сопротивлялась патриархальному стереотипу о девочке или женщине, посвящающих себя исключительно дому. Это нашло отражение в её картинах. Романтичные и игривые люди доминируют в её работах. Полотна художницы-аутсайдера вместо тревожных и мрачных чувств, привычных для Art Brut, всегда были наполнены радостью и ностальгией, чрезвычайно близкими к народному стилю.
Нико Пиросмани
Нико Пиросмани был художником-самоучкой из Грузии и своим искусством задокументировал образ жизни, культуру, традиции, окружающую среду и обычаи, характерные для этой чудесной страны. Прославился он тем, что использовал по большей части нейтральную цветовую палитру и дешёвые материалы. Пиросмани был очень беден, много денег за свои картины не получал, а знаменитым на весь мир стал лишь после своей смерти. Совершенно простой, уникальный стиль художника, с динамичным привкусом народного искусства, невероятно впечатляет.
Art Brut оказал большое влияние на мир искусства, привлекая внимание к замечательным работам, которые ранее были бы проигнорированы или подвергнуты критике академиками изобразительного искусства.
Часто искусство кажется слегка странным. Например, итальянскому дизайнеру удалось покорить мир своими уникальными работами, которые некоторые считают китчем, а другие невероятно оригинальными и роскошными.