Зарегистрировано — 123 815Зрителей: 66 875
Авторов: 56 940
On-line — 25 236Зрителей: 5009
Авторов: 20227
Загружено работ — 2 130 837
«Неизвестный Гений»
Новости
Как 40 лет создавал идеальный стул «волшебник пластика» Вернер Пантон
Скандинавский дизайн – это белый и бежевый, натуральное дерево, сдержанность и минимализм… А вот и нет – были в истории скандинавского дизайна те, кто мечтал научить соотечественников «использовать воображение», любить цвет и «сидеть на стуле так, будто это игра». Вернер Пантон – создатель монолитного пластикового стула, ждавшего своего звездного часа сорок лет, сюрреалистических комнат и ламп-глобусов – стал иконой дизайна шестидесятых, но и в наши дни его смелые идеи не перестают быть актуальными.
Как 40 лет создавал идеальный стул «волшебник пластика» Вернер Пантон
Неправильный датчанин
Вернер Пантон родился в Дании в 1926 году. С детства он мечтал быть художником, но… не задалось. Не то чтобы он не был талантлив – но явно не настолько, чтобы стать знаменитым. Первым его опытом в качестве дизайнера стало оформление интерьеров гостиницы, приобретенной его отцом.
Интересный факт: во время немецкой оккупации Дании в годы Второй мировой войны Вернер Пантон был активным участником движения сопротивления. Ему даже пришлось скрываться несколько лет, потому что в его комнате был обнаружен тайник с оружием, что вылилось в преследования. После войны Пантон получил образование инженера-строителя. Датский дизайн – как, собственно, и вся скандинавская школа дизайна – кажется нам полным светлых оттенков, натуральных материалов, гуманистического минимализма. Но Вернер Пантон с его яркими всполохами цвета и безумными формами мебели выбивается из общего ряда, хотя учился он у патриархов «северного» дизайна – Пола Хеннингсена и Арне Якобсена, дружил и сотрудничал с другими представителями школы. Собственно, на дочери Хеннингсена он был непродолжительное время женат. И даже сам поначалу работал в схожем ключе, создавая сдержанную мебель для серо-бежевых интерьеров, но уже в пятидесятые захотел чего-то другого.
Его привлекали необычные материалы – пластик, стальные трубки, синтетический текстиль. Начал он с экспериментов с формой стульев, поскольку считал, что «сидеть на стуле должно быть интересно». Правда, без ущерба для удобства. Первой известной работой стал конический стул, для того времени – попросту шокирующий. И стул в форме сердца, благодаря которому Пантон вошел в число представителей поп-арта – правда, не в изобразительном искусстве, а в дизайне. Странные подвешенные «стулья» (он называл их стульями, но это своего рода качели-лежанки – и они так и не вошли в производство из-за несовершенства технологии), кресла-качалки, извилистые модульные диваны и кресла, мебель, составленная из мягких кружочков… Пантон играл с формой и цветом, как ребенок с набором кубиков, при этом ни на секунду не забывая о том, что задача дизайна – не предлагать потребителю эффектные штуковины, с которыми невозможно взаимодействовать, а улучшать его жизнь.
Непростой путь Panton chair
Говорят, каждого культового дизайнера двадцатого века есть свой – не менее культовый – стул. Вот и у Вернера Пантона он есть – легендарный Panton chair, пластиковый, текучий, ярких оттенков. Он стал символом дизайна шестидесятых, знаком новой жизни, мира, оправившегося после войны и готового к переменам – самым смелым, самым неожиданным. К черту правила, отныне – только праздник форм и цвета! Работы Вернера Пантона, как единичные объекты, так и целостные интерьеры, всегда были направлены в светлое будущее, полное радости – и Panton chair не исключение.
Пантон задумал этот проект еще в пятидесятые. Прототип впервые был представлен на Европейском Конкурсе Мебельного Дизайна в 1956 году и привлек всеобщее внимание. Особенно громко звучали обвинения… в плагиате – многим казалось, что работа Пантона напоминает кое-чьи еще. То Ритвельда, то Якобсена - их стулья тоже вошли в историю дизайна. Но проблема была не в этом. Промышленный дизайн потому и промышленный, что проекты рассчитаны на массовое производство. И в те годы ни одна фабрика не могла произвести Panton chair таким, каким его задумал Пантон. В конце концов, он нашел в Швейцарии фабрику Vitra, владельцы которой заинтересовались созданием монолитного пластикового стула. Пантон переехал в Швейцарию, чтобы работать с инженерами и технологами фабрики как можно более плотно. В семидесятые удалось запустить его в массовое производство, но, к сожалению, эти модели были слишком хрупкими. И только двадцать лет спустя Vitra нашли ту самую технологию и тот самый материал, которые позволили сделать «стул Пантона» беспрецедентно прочным, экологичным и красивым. Пантон ставил свой автограф на ножку выпущенных стульев, чтобы подтвердить их подлинность, Panton chair «снимался» в кино и клипах, появлялся в фотосессиях с самыми популярными моделями и украшал обложки глянцевых журналов.
Сюрреалистические интерьеры
Вернер Пантон создавал не только единичные предметы мебели и аксессуары, но и целостные интерьеры. Им, безусловно, не откажешь в удобстве и функциональности. Главное – атмосфера, создаваемые формой объектов, их цветом, фактурой поверхности, отражениями. В 1969 году он работал над дизайном интерьера штаб-квартиры немецкого журнала Spiegel, в 1973 году оформил офис издательского Gruner + Jahr в Гамбурге. Были среди его проектов интерьеры отелей и ресторанов. Но подлинным шедевром стал дизайн комнаты «Визион-2». Это даже не жилое пространство, это фантастическая декорация, полная невероятных форм, сложных цветовых переходов, неожиданных конструктивных решений. «Визион-2» - с одной стороны, символ футуристических фантазий дизайнеров прошлых лет, несбыточная мечта, оптимистический взгляд в будущее, предложенный современникам. А с другой – эталон дизайна шестидесятых годов.
Человек, увлеченный игрой цвета и света, Пантон – что неудивительно – создал более двадцати пяти проектов светильников. Он любил синтетические материалы, но делал и лампы из фрагментов морских раковин – похожие на невесомые облака.
Вернер Пантон умер в 1998 году, перед открытием крупной выставки промышленного дизайна. И он – отдав созданию Panton chair сорок лет жизни – не увидел его окончательной, лучшей из возможных, реализации.
Текст: Софья Егорова.