16+
Лайт-версия сайта

Новости

Как великий танцовщик Нижинский рассердил любовника женитьбой и Почему в итоге сошел с ума



Вацлав Нижинский блистал на театральной сцене 10 лет, успев стать легендой мирового балета. «Царь воздуха», как называли его поклонники, умел во время прыжка зависать в воздухе и совершать более десятка вращений, что тогда считалось абсолютным рекордом. Несмотря на божественный талант, Нижинский весь активный карьерный период полагался на влиятельных покровителей и не имел твердой жизненной позиции. После изгнания из Мариинского театра неожиданно для всех женился, чем разгневал учителя и любовника Дягилева. А все случившееся дальше в итоге довело танцора до безумия, из-за чего остаток жизни он скитался по психлечебницам.



Прыгучий чертенок

Последний неожиданный прыжок уже глубоко больного Вацлава. /Фото: izbrannoe.com

 

Последний неожиданный прыжок уже глубоко больного Вацлава. /Фото: izbrannoe.com

 

Вацлав Нижинский жил танцами с раннего детства: его родители-артисты держали балетную труппу, гастролируя семьей по городам. В какой-то момент отец ушел, и мама отдала Вацлава и младшую дочь Брониславу в балетное училище. Нижинский ни к каким дисциплинам, кроме танца, интереса не проявлял. От природы Вацлав был выносливым и крепким, безошибочно повторяя за преподавателями самые сложные движения. Вскоре все знали его, как автора фирменных высоких прыжков с зависанием в верхней точке.

Нижинский высоко прыгал и умел зависать в воздухе. /Фото: gwarlingo.com

 

Нижинский высоко прыгал и умел зависать в воздухе. /Фото: gwarlingo.com



Свидетели шептались, что Нижинский прыгает выше своего роста. На сцене легендарного Мариинского театра Вацлав дебютировал в 15-летнем возрасте в балете «Ацис и Галатея». Это был первый новаторский спектакль, поставленный балетмейстером Михаилом Фокиным. Артисты размещались на нескольких уровнях: кто-то сидел, кто-то лежал, что лишало танец привычного симметричного рисунка. И консервативные российские зрители действительно были потрясены. Вот только не оригинальностью постановки, а юным Нижинским. В финале «Браво!» долго не отпускало «прыгучего чертенка» за кулисы.

 

Богатые покровители и наивный гений

Нижинский с Дягилевым. /Фото: biographe.ru

 

Нижинский с Дягилевым. /Фото: biographe.ru



Сергей Дягилев, сыгравший в судьбе Нижинского главную роль, был не первым покровителем юного таланта. Недобрые друзья давно называли Вацлава «гениальным идиотом». Ваца же природно был наивным, как дитя. Не сторонился женщин, равно как и мужчин. Ему покровительствовал могущественный и экстравагантный князь Львов, и вся богема знала, чей подарок в виде перстня с огромным бриллиантом не снимал с руки «бог танца». Вацлав всю жизнь вел дневники, где можно было найти мельчайшие и самые откровенные детали его интимной жизни. Так, он признавался себе, что пошел на связь с князем, чтоб добывать средства к существованию после ухода из семьи отца. А после искренне привязался к авторитетному и властному Львову. Вот только ветреный любовник очень быстро наигрался юношей, став открыто предлагать его друзьям своего же круга.

В тот период Нижинского и заметил на сцене Мариинки велики «продюсер» Дягилев. Он хоть и не кичился, подобно Львову, своей сексуальной ориентацией, но и не скрывал ее. Высшее общество было в курсе скандальной истории о его связи со своим же двоюродным братом. Увлекшись молодым танцором, влиятельный в творческих кругах Дягилев бросил все силы и средства на развитие Нижинского. Он быстро поместил Вацлава в золотую клетку, контролируя его, как ребенка. Тогда Дягилев продюсировал знаменитые на весь мир «Русские сезоны» в Европе, куда и силился перетащить нового ученика. Вацлав, хоть был и лишен традиционной мужской воли, но свой родной театр бросать не хотел, до тех пор, пока его не выгнали с позором. Тогда шептались, что случившееся – дело рук интригана-Дягилева.

Как бы там ни было, одна из постановок «Жизели» стала для молодого танцора последней. По задумке режиссера Александра Бенуа Нижинский вышел на сцену в излишне откровенном костюме без традиционной для мужчины-артиста повязки на бедрах. В тот день на представлении присутствовала вдовствующая императрица Мария Федоровна, известная своими консервативными взглядами. Балет в какой-то момент даже попытались остановить, но по-детски упрямый Нижинский отказался переодеться и доиграл свою партию, в чем был. Вскоре руководителю Мариинки пришел приказ об увольнении Вацлава Нижинского.

Тайная женитьба и разъяренный маэстро

Ромола не оставила больного Вацлава до конца его дней.

 

Ромола не оставила больного Вацлава до конца его дней.



После того скандала Сергей Дягилев, пользуясь ситуацией, сразу же пригласил Нижинского выступить в Русских сезонах. В 1911-м Нижинский и вышел впервые на парижскую сцену с балетом «Призрак розы», моментально прославившим гениального танцора. Публика смотрела на русского кумира с вожделением, а Дягилев стал полноправным хозяином красивой куклы. Нижинскому отныне запрещались встречи с женщинами, что в России он себе периодически позволял. Эти тягостные отношения продолжались 5 лет, пока, пребывая на заграничных гастролях, Вацлав не удивил всех и даже себя. Он неожиданно сделал предложение влюбленной в него балерине Ромоле Пульске, а та, конечно, согласилась.

Эта новость привела Сергея Дягилева в бешенство, и в первом порыве он даже лишил Нижинского всех заработанных за гастроли денег. И, надо сказать, денег больших. Это был сокрушительный удар по репутации маэстро, а Вацлаву оставалось искать работу, чтоб кормить новую семью. При этом Дягилев умело вставлял палки в колеса. Сотрудничать с другими театрами не получалось, а деловая хватка для создания собственного коллектива отсутствовала. Нижинский стал жить за счет молодой супруги. Через несколько лет, после рождения у пары дочери, Дягилев позволил бедствующему воспитаннику явиться к себе на поклон. И в 1916-м Вацлав снова вышел на сцену. Тогда-то у потерянной и униженной звезды и стала развиваться душевная болезнь.

Поначалу Нижинского стала одолевать бессонница, следом подключились мания преследования и галлюцинации. Сконцентрировавшись уже больным мозгом на религии, он возомнил себя чуть ли не богом. В 1919-м ему поставили официальный диагноз – шизофрения. Гениальный танцор Нижинский погрузился в безумную тьму, в которой и прожил следующие 30 лет. Случались редкие моменты просветлений, но потом все усугублялось еще больше. Ромола родила вторую дочь, просила бывших коллег устраивать для Вацлава представления, надеясь хоть как-то расшевелить безнадежно больного супруга. Умер Нижинский в 1950-м в Лондоне, пережив своего личного дьявола Дягилева на 21 год.

Источник: https://kulturologia.ru/blogs/140323/55718/




Комментарии:

Нет комментариев
Оставлять сообщения могут только зарегистрированные пользователи

Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта

Красный зонт

Присоединяйтесь 




Наш рупор







© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft