Зарегистрировано — 123 798Зрителей: 66 857
Авторов: 56 941
On-line — 9 257Зрителей: 1799
Авторов: 7458
Загружено работ — 2 130 675
«Неизвестный Гений»
Новости
Шатровое зодчество, как высшая ступень развития древнерусской архитектуры
Шатровое зодчество по праву считается уникальнейшим явлением в мировой архитектуре, одной из высших ступеней развития древнерусского каменного и деревянного зодчества, нашедшего масштабное отражение в храмовом строительстве. Такая себе русская готика, переплетенная с древними традициями, позволившая создавать культовые структуры, устремленные ввысь, аналогов которым нет нигде в мире.
1. Истоки шатрового зодчества
Издревле строительство храмов являлось авангардным направлением в архитектуре. Несмотря на неукоснительное следование канонам, как правило, позаимствованным в Византии, на территории Древней Руси стали появляются особые внедрения, продиктованные спецификой строительства в регионах. Учитывая, что на большей территории княжеств преобладали леса, главным строительным материалом вплоть до середины XVIII века являлось дерево, позволяющее быстро возводить любые сооружения, включая культовые объекты. В большинстве случаев храмовые структуры хоть и напоминали византийские шедевры, но изготовить из древесностружечного материала обтекаемые купола было архисложной задачей, затягивающей весь процесс строительства.
Самые ранние свидетельства строительства церквей с шатровыми завершениями датируются XVI веком, хотя ученые не исключают, что подобного рода конструкции появились еще во времена Киевской Руси, а затем развивались и усовершенствовались уже в разрозненных княжествах, приобретая местный колорит. Считается, что именно технические трудности изготовления луковичных куполов стали причиной внедрения отличной от любых других конструкций шатров, представляющих собой довольно простую конструкцию, позволяющую эффектно завершить архитектурный объект, максимально устремленный ввысь. Для этого достаточно было установить каркас из бревен, которые сходятся в верхней точке (по принципу шалаша) и обшить досками или лемехом. Образовывавшиеся пирамидальные грани, на вершине которых устанавливалась небольшая главка с крестом, позволяли сразу определить, что это культовый объект, поскольку подобного рода конструкции устанавливали и на сторожевых башнях, и на усадьбах или общегородских объектах.
Учитывая количество бревен и то, что они устанавливались на четырехгранный объем самого здания церкви, в народе закрепилось определение подобного рода конструкции здания – «восьмерик на четверике». Хотя имеются примеры храмов, у которых нет четверика (основной структуры), они, начиная с уровня земли, строились в виде восьмигранного шатра, сужающегося лишь в верхней части здания. Впрочем, и шатровые крыши не всегда имели 8 граней, да и строить могли сразу по нескольку штук. В последнем случае шатровые структуры носили декоративный характер и чаще всего устанавливались на притворах, примыкающих к основному срубу.
Стоит отметить, что главной особенностью конструкция шатровой крыши стало наличие потолочного перекрытия, что отличало внутреннее пространство русских церквей от византийских, в которых открытая подкупольная часть позволяла получить дополнительный объем. Это было вызвано тем, что вентилируемые грани шатра во время осадков или в зимнюю пору могли повредить интерьер церкви, да и снижение температуры внутри культового сооружения не приветствовалось ни священнослужителями, ни прихожанами.
Примечательно: Исследования показали, что столпообразность шатровых структур основана на более ранних технологиях и встречалась в храмах, тип которых называется «под колоколы». Такие сооружения не имели отдельно стоящей башни, используемой в качестве колокольни. Поскольку они были невысокими и не большими, отдельных опор внутри сооружения не ставили (отсюда название бесстолпные), при этом могли иметь несколько ярусов.
2. Шатровые храмы, как символ доблести русских войск и возвеличивания царской власти
Бум строительства шатровых храмов как деревянных, так и каменных припал на середину XVI века, когда монархи и представители высшего класса не жалели средств на строительство величественных церквей, приурочивая к основным победам русских войск (в последнем случае, к рождению ребенка или особо значимого события). Особенно монументальными и захватывающими объектами получались храмы, построенные по приказу монархов, таким образом и воспевалась роль царя в становлении государства, и наглядным образом возвеличивалась монаршая власть, поскольку, согласно ветхозаветной традиции, цари считались помазанниками божьими и наряду с первосвященниками и пророками являлись главным связующим звеном между Всевышним и народом.
Несмотря на то, что шатровые храмы получались более чем впечатляющими и имели собственный стиль, возведение сполпообразных структур прекратили по указу
патриарха Никона (1652 г.) – большого приверженца византийских канонов храмового строительства. Он наложил запрет на шатровые крыши церквей, повелев строить только круглые главы. Однако эти ограничения не коснулись других храмовых структур, так что колокольни продолжали венчаться шатровыми конструкциями.
3. Примеры шатрового зодчества, получившего название «русская готика»
Многовековые исследования феномена шатрового зодчества позволили определить как предпосылки его появления, так и то, что многие элементы основывались на древнерусской структуре храмовых и крепостных сооружений, поскольку на протяжении многих веков строительство велось по устоявшимся технологиям. Особенно скрупулезно придерживались правил, если речь шла о культовых сооружениях, которые старались воссоздать в оригинальном виде, когда возникала необходимость обновить святыню. В храмовой архитектуре в почете был консерватизм и строгое следование общепринятым канонам, поэтому эксперименты в храмовой архитектуре проводились очень осторожно и внедрялись постепенно.
Многие ученые склоняются к мысли, что позднеготические проекты, которыми славилась Европа в период расцвета шатрового зодчества на Руси, также оказало немалое влияние на появление величественных православных храмов в разных уголках государства.
Чтобы воочию убедиться в оригинальности шатровых структур, авторы Novate.ru подобрали самые яркие примеры шатрового зодчества, являющиеся особо ценными архитектурными шедеврами, которые по сей день вызывают неподдельный восторг и уважение к недюжинному таланту зодчих.
• Храм Василия Блаженного на Красной Площади
Ярким и самым известным примером шатрового зодчества является Храм Василия Блаженного (Собор Покрова Пресвятой Богородицы на рву), что на Красной площади. Точнее сказать, центральный придел собора – церковь Покрова Пресвятой Богородицы, возведенная в честь победы над Казанским ханством. Центральная часть храмового комплекса, являющаяся самой высокой структурой (высота 47 метров) украшена высоким восьмигранным шатром, который венчает маленький купол. Отличительной чертой этого проекта стало наличие множества оконцев, под которыми расположен иконостас и отсутствие потолка, что делает внутренний объем церкви более впечатляющим.
• Церковь Вознесения в Коломенском
Церковь Вознесения Господня, построенная в Коломенском по приказу великого князя Московского Василия III в честь рождения долгожданного наследника — будущего царя Ивана IV Грозного, считается одной из первых каменных шатровых храмов такого масштаба, появившихся на территории Московского царства. Она стала памятником его правлению и настоящей архитектурной жемчужиной на долгие века. Стоит отметить, что величественный вид домовой церкви, предназначенной только для членов монаршей семьи, неожиданным образом контрастирует с ее более чем скромным интерьером, где не увидишь ни яркости, ни росписей на стенах. Этот факт объясняется тем, что первоначальное убранство было утеряно в связи частыми реконструкциями. Хотя исследования показали, что изначально предусматривались и белоснежные стены, и такой же пол, который не сохранил первоначальную белизну, поскольку истертые белые плиты перевернули, а противоположная их сторона не была облита белым ангобом (раствор извести).
• Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьяково
Буквально через заросший лесом овраг, разделяющий царскую резиденцию в Коломенском, приблизительно в одно и то же время (1530-е года) началось строительство удивительной церкви, в очертаниях которой угадывается сразу несколько стилей и шатровый тип конструкции не стал исключением. Несмотря на то, что Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьяково считается многостолпным строением, он совсем не похож на образцы шатрового зодчества, присущие большинству православных храмов. Одни специалисты сходятся к мысли, что всему виной синтез нескольких стилей и традиций разных архитектурных школ, включая европейские. А вот другие – считают, что авторы проекта (предположительно Иван Барма и Постник Яковлев, хотя имеется мнение, что это одно и то же лицо) активно экспериментировали и этот поиск привел к появлению особенных шатровых храмов, ставших шедеврами русского узорочья и примером другого стиля – московского барокко.
• Храм Преображения Господня в селе Остров (Московская область)
Храм Преображения Господня в селе Остров, которое считалось резиденцией московских князей – впечатляющий образец русского шатрового зодчества конца XVI века. Когда и кто инициировал строительство 40-метрового культового объекта доподлинно неизвестно. Мнения исследователей настолько разняться, что остается лишь привязываться к ориентировочному периоду последней стадии строительства. По одной из версий строительство каменного храма началось по приказу Иоанна Грозного, по другой – его инициатором был Борис Годунов, но как бы там ни было структура и оформления храма оказалась настолько уникальной, что даже на просторах России подобного шедевра найти не удалось.
Источник: https://novate.ru/blogs/130823/67163/