Зарегистрировано — 123 850Зрителей: 66 908
Авторов: 56 942
On-line — 6 870Зрителей: 1339
Авторов: 5531
Загружено работ — 2 131 424
«Неизвестный Гений»
Новости
Экспрессионизм в архитектуре в объединении прошлого, настоящего и будущего
Экспрессионистская архитектура, являющаяся одним из направлений модернистского движения, сосуществуя с минималистской строгостью Баухауза, позволила дизайнерам исследовать новые, можно сказать, даже радикальные перспективы, подарив миру одну из самых динамичных и выразительных архитектур XX века. Экспрессионизм по праву является одним из самых мощных, доминирующих стилей современной архитектуры, о котором говорят «вечно современный». И не зря, ведь работы последователей жанра выражают глубокую приверженность к тому, что актуально, при этом подчеркивают силу наследия, соединяя прошлое, настоящее и будущее.
1. Истоки экспрессионизма, как особого жанра искусства
Экспрессионизм, пришел на смену импрессионизму еще в конце 1800-х годов, когда художники-новаторы из Германии, стоявшие у истоков нового направления в прикладном искусстве, не могли уже больше мириться с его оторванностью от реалий жизни, в которой нашлось место ярким изменениям в социальном климате, революционному прорыву в промышленной сфере и науке, а также сознании людей, повлекшие за собой и смену приоритетов. Основоположниками нового стиля стали известные художники, такие как Ван Гог, Поль Гоген, Эдвард Мунк и Фрэнсис Бэкон, которые первые бросили вызов устоявшимся устоям в искусстве, создавая замечательные произведения искусства, ставшие культовыми образцами и примером для подражания, для тех, кто ранее боялся отойти от общепринятых канонов того или жанры.
Стоит отметить, что новый стиль очень быстро перекочевал в другие страны, и уже к 1920 гг. уже сформировался голландский, австрийский, чешский, датский взгляд на экспрессионизм. А в Советском Союзе и в Соединенных штатах, выработалось свое авангардное направление, основанное экспрессионистских идеях.
Интересный факт от Novate.ru: Из-за ярких цветов, искаженных линий и неожиданных ракурсов, проповедуемых экспрессионистами, в той же Германии, неуклонно придерживающейся угрюмых стандартов, самим последователям стиля было запрещено выставлять и продавать свои работы (!), как и реализовывать большую часть архитектурных проектов. И это несмотря на то, что обширная группа экспрессионистов, достигших значимых высот в разных видах искусства, архитектуре и дизайне проживали именно там. Из-за такого прессинга и невозможности реализовать свое видение многие творцы были подавлены, что в конечном итоге привело к появлению радикальных движений, включая абстрактный экспрессионизм, поп-арт, минимализм, неоэкспрессионизм, которые также нашли свое отражение и в архитектуре. Ну а другие, попросту покинули страну.
2. Экспрессионизм в архитектуре
Казалось бы, как можно исказить формы здания или перевернуть вверх тормашками основные элементы конструкции, чтобы воплотить в жизнь идеи экспрессионистов. Но поскольку множество нестандартных деталей уже были апробированы архитекторами в эпоху романтизма, творцам конца XIX начала XX вв. оставалось лишь адаптировать их под новые веяния, которые привнесли художники-экспрессионисты в искусство. Архитекторы-экспрессионисты имели довольно открытое отношение к прошлому, поэтому пошли немного дальше, они переосмыслили некогда популярные стили. Из Древнего Египта, например, пришли понятия пещерного дизайна, и строительство башен. Готическая архитектура стала вдохновением для социальных и общественных объектов, которые всем своим видом выражали триумф красоты и величия над функцией. Восточная архитектура была важным источником, потому что она изначально имела философский подтекст, мистические доктрины которого позволили более эффектно сочетать архитектурные и скульптурные формы. Не отбрасывали творцы и романтизм, элементы рококо, чтобы создавать свои собственные, неповторимые шедевры.
Наиболее значительным наследием экспрессионизма является то тот факт, что его последователи пытались решить проблемы мира с помощью символической архитектуры. Архитекторы чувствовали, что они должны действовать от имени общества, и считали, что в их силах создавать объекты, приносящие счастье, как им самим, так и окружающим. Поскольку в те годы духовная сфера была очень далека от реальности, неудивительно, что большинство экспрессионистов придерживались утопических идей и проекты явно показывали их мечты сделать все более привлекательным, невзирая на условия жизни и быта. Это был, скорее, поиск новой реальности, нового смысла жизни и новой этики человечества, основанные на стремлении к лучшему, поэтому многие из проектов имеют космический масштаб или абсолютно идиллическое представление об окружающем мире.
Процесс созидания основывался на том, что архитекторы разрабатывали проекты только на их собственном видении жизни, идиллических идей современного общества, которые во многом были далеки от реальности. Дизайнеры позволяли своим рукам набрасывать эскизы автоматически, насколько возможно исключая разум, чтобы их замыслы проистекали из неконтролируемой внутренней духовности. По этой причине экспрессионизм очень близок романтизму. Это стало причиной того, что суть большинства проектов художественная, а не архитектурная, так как они в первую очередь являются выражением мыслей и фантазий авторов и не предназначены для реализации.
3. Ярчайшие примеры экспрессионисткой архитектуры
• Стеклянный павильон Бруно Таута
Стеклянный павильон Бруно Таута является одним из самых ранних примеров экспрессионистской архитектуры. Удивительное во всех отношениях сооружение было возведено в 1914 году в рамках проведения выставки Cologne Deutscher Werkbund, которая проходила в Кёльне. Этот утопический объект с нулевым полезным функционалом, был спроектирован по заказу немецкой Ассоциации стекольной промышленности, чтобы продемонстрировать безграничный потенциал различных видов архитектурного стекла. Причудливое строение, собранное из стекла разных видов (включая стены, ступени и купол), стало главной достопримечательностью выставки.
И это немудрено, ведь в то время ни одно сооружение мира не могло похвастаться сложной конструкцией купола, состоящего из двухслойного стекла с цветными призмами внутри, благодаря которым создавался калейдоскопический эффект. Хотя и семиярусный каскадный водопад, вода которого подсвечивалась изнутри, произвел не меньшее впечатление. Бруно, позиционировавший павильон как «Храм красоты», сделал все, чтобы мозаичные стеклянные стены и необычный купол создавали впечатление огромного кристалла, сияющего просто невероятным многообразием красок, привлекая к себе внимание еще на подступах к территории выставки.
Кстати сказать, фриз выставочного павильона, который как нельзя лучше подчеркивает преимущества архитектурного стекла, как строительного материала, украшали цитаты писателя-экспрессиониста Пауля Шеербарта («Стеклянная архитектура»), ставшие на долгие годы крылатыми среди единомышленников. Вот парочка из них: «Цветное стекло разрушает ненависть», «Без стеклянного дворца жизнь – это приговор».
• Башня Эйнштейна
Башня Эйнштейна — еще один яркий пример архитектуры экспрессионистского стиля. Обсерватория, построенная немецким архитектором Эрихом Мендельсоном в 1919 – 1921 гг., предназначалась для размещения экспериментального солнечного телескопа. Для такого сооружения экспрессионист в качестве разработчика проекта подходил лучше всего. Мало того, что он приятельствовал с самим Эйнштейном, так ему удалось просто фантастическим образом отразить радикальные теории, высказанные эксцентричным физиком-теоретиком и философом науки (в частности, удалось стилизовать его теорию движения).
• Лучшие примеры кирпичного экспрессионизма — особого подстиля, процветающего в Северной и Западной Германии
Начиная с 1920-х годах в Северной и Западной Германии, чуть позже и в Нидерландах появился впечатляющий подстиль, который получил название кирпичный экспрессионизм. Фриц Хёгер и Фриц Шумахер признаны лучшими архитекторами-экспрессионистами Гамбурга, которые и ввели моду на красивейшие здания, что и принесло им мировую известность. Несмотря на то, что в качестве основного строительного материала всегда выбирался стандартный кирпич (зачастую использовали клинкерный кирпич и плитку), эти здания оживили улицы и площади большинства немецких городов. Динамичные фасады, украшены фактурными геометрическими узорами во все времена притягивали к себе внимание.
•Мессбергхоф (Ballinhaus) в Мессберге
Здание Мессбергхоф (Ballinhaus) в Мессберге, спроектированное братьями Гансом и Оскаром Герсонами (1924 г.) в стиле кирпичного импрессионизма для судовладельца Альберта Баллина, является уникальной структурой, в очертаниях которой хоть и нет особого драматизма, но все же оно ярко выделяется на фоне традиционной застройки. Сегодня в нем находится Музей шоколада, да и сам архитектурный шедевр заслуживает внимание современников, даже тех, кто не приемлет отступлений от норм и канонов.
• Копенгагенская лютеранская церковь Грундтвига
Grundtsvig's Church (Копенгагенская лютеранская церковь Грундтвига) – один из самых впечатляющих примеров стиля кирпичного экспрессионизма. На многие годы святыня, построенная на месте более древнего храма, стала главным объектом вдохновения модернистов и представителей других направлений. Это о таких шедеврах говорят: «Forever Modern (Вечно современный)». Стоит отметить, что проект разработал известный архитектор Педер Йенсен-Клинт, чьи идеи закончил воплощать в жизнь его сын – Кааре Клинт (1921-1940 гг.). На многие десятилетия, можно уже с уверенностью сказать, и столетиями, Grundtsvig's Church стала иконой импрессионизма, где филигранно объединились самые впечатляющие элементы барокко, готики, деревенского стиля и других направлений модерна.
4. Галерея экспрессионистских архитектурных шедевров, построенных после расцвета стиля
Источник: https://novate.ru/blogs/250823/67259/