Зарегистрировано — 123 848Зрителей: 66 906
Авторов: 56 942
On-line — 25 990Зрителей: 5158
Авторов: 20832
Загружено работ — 2 131 400
«Неизвестный Гений»
Новости
Луис Кан – величайший архитектор, сумевший превратить бетон в поэзию
Луис Кан по праву является одним из великих творцов в мире архитектуры. Несмотря на то, что всемирная слава культового зодчего настигла лишь к 50 годам, его работы составляют основу всего модернистского течения. Баланс между идеальным сочетанием модернизма с глубиной и изяществом древних традиций, сделало Кана «мудрецом» в мире архитектуры, ведь большинство его проектов были колоссальными и чрезвычайно авангардными, намного опережавшие время (с точки зрения дизайна и стиля).
1. Начало творческого пути
Луис Айседор Кан (настоящее имя Итце-Лейб Шмуиловский, 1901-1974 гг.) – один из величайших архитекторов современности был выходцем из бедной еврейской семьи из Эстонии, которой пришлось покинуть родину, когда ему исполнилось 5 лет. Семья поселилась в Филадельфии, поэтому именно здесь спустя много лет реализуется большая часть его культовых работ, но это будет потом, а пока малыш увлекался средневековыми замками, крепостями, которые мастерски рисовал. Поскольку семья была настолько бедной, что не могла позволить купить карандаши ребенку, приходилось обжигать ветки и рисовать угольками. Ходят слухи, что именно во время такого обжига на ребенке загорелась одежда и он сильно обжег лицо. Эти жуткие шрамы остались на его лице на всю оставшуюся жизнь.
А делало импровизированные карандаши семейство эмигрантов не зря. Оказывается, талант Луис проявился в раннем детстве и довольно оригинальные рисунки мальчишки хорошо продавались. Чуть позже одаренный ребенок смог научиться играть на пианино и совсем в юном возрасте выступал во время сеансов немого кино, что также приносило доход в семью. К 1914 году он, как истинный творец, решил взять псевдоним, поэтому с 13 лет (!) его знали под именем Луис Айседор Кан. В этот период он учился еще в школе, и если в точных науках он звезд не хватал, то во многих дисциплинах, где требовался творческий подход непременно занимал первые места, а затем участвовал и в конкурсах на другом уровне, что привело его в Школу изящных искусств Пенсильванского университета (на учебу он долгое время зарабатывал сам). Там его наставником был Поль Филипп Кре, а в последующие годы Луис Кан будет и сам преподавать, как во многих других известных учебных заведениях.
2. Карьера Луис Кана
После окончания университета в 1924 году Луис Кан устроился на работу в студию Джона Молитора, где он очень быстро дослужился до ведущего дизайнера, но упадок в сфере архитектуры вынудил обратиться к опыту известных европейских авангардистов Ле Корбюзье и Мис ван дер Роэ. Чтобы поближе познакомиться с новыми тенденциями, неугомонный Луис отправляется в Европу (1928—1929 гг.), где изучает новаторский прием структурно-рационалистического подчеркивания конструкции, вникает в тонкости работы с бетоном, который в тот период был еще новым материалом, там же увлекается идеями функционалистов. Когда Луис вернулся в Америку, он был приглашен в Пенсильванию на место его наставника Поля Филиппа Кре, где проработал несколько лет, пока не понял, что развитие снова остановилось. А вызвано это было масштабным кризисом, более известным как Great Depression (Великая депрессия). Но уход ничего не изменил, в годы экономической депрессии ему не удалось найти достойное применение своим знаниям и неограниченным возможностям.
Поднимался по ступеням известности он очень медленно, работая помощником у второразрядных архитекторов и лишь изредка выполнял небольшие самостоятельные проекты в характере «интернационального стиля». Внимание к Луису усилилось лишь тогда, когда он начал работать с более успешными архитекторами, которым удалось создать Архитектурную исследовательскую группу. Будучи в составе этого коллектива в 1932 г. Луис Кан представил местным властям идеи, которые подняли строительство государственного жилья на новый уровень. Последующие годы он вместе с Джорджем Хоу потратили на то, чтобы усовершенствовать сборные системы и конструкции бетонных сооружений в массовом жилищном строительстве.
Кардинальный перелом в карьере Кана произошел лишь в 1948 году, когда он присоединился к Йельскому университету в качестве лектора. А спустя еще два года его пригласили в Американскую академию в Риме в качестве архитектора-резидента, где у него появилась уникальная возможность посещения и изучения древних реликвий Италии, Греции и Египта. Здесь его стиль приобрел особенный оттенок, он вернулся к основам, интерпретировав их на современный лад. Это и стало той самой отправной точкой, приведшей к мировой известности.
Работы Луис Кана наполнили международный стиль личным вкусом, легкой поэзией, отражая его глубокую личную вовлеченность в разработку каждого проекта. Известнейший американский скульптор и дизайнер японского происхождения Исаму Ногучи назвал его «философом среди архитекторов» не зря. Немногочисленные работы Кана (большинство его разработок так и не были реализованы) известны своей способностью создавать монументальную архитектуру, которая отвечала человеческому масштабу и служила во благо людям, а не была лишь данью моде или экономической выгоде.
Чтобы отойти от серости и обыденности в своих проектах, Кан предусматривал использование особенной палитры материалов. Он тяготел к сильно текстурированному кирпичу и голому бетону, текстуры часто усиливались контрастом между гладкими поверхностями, такими как травертиновый мрамор и непокрытый бетон или фактурная поверхность кирпича, камня, дерева. При этом особое внимание уделял свету и тени, которые являются главными создании комфортного микроклимата внутри помещений, при этом могут кардинально изменять восприятие пространства. Работая с проектами, предназначенными для районов с интенсивным солнечным светом, он создавал двойные стены, внедрял перфорацию, даже если это были железобетонные конструкции и делал это не только для того, чтобы защитить своих обитателей от солнца, скорее, чтобы сохранить святость тени. Кану удавалось контролировать и направлять свет в интерьер с помощью окон и дверей сквозь двойные стены так, чтобы получались особые образы, не прибегая к дополнительному использованию декоративных элементов и даже отделки голых поверхностей бетона.
3. Культовые здания, спроектированные архитектором-модернистом Луис И. Каном
Луис Кан, без сомнения, занимает важное место в эволюции современной архитектуры. Его работы обладают определяющими качествами, которые можно идентифицировать как культовый образец во всех отношениях. За многолетнюю творческую деятельность, даже на первых порах, когда она не приносила известности, он выработал собственный стиль, в котором филигранно переплетаются разные стили, начиная с античности и классики, и заканчивая современными тенденциями, адаптированными под конкретные цели и климатические зоны. Став популярным и известным архитектором, на него равнялись другие творцы. Одни – бесхитростно копировали проекты, а другие – вдохновлялись на собственные поиски, в результате чего появлялись уникальнейшие шедевры. Среди современников он снискал славу «поэта бетона» и «кирпичного шептуна», из-за пристрастия к, казалось бы, обыденным материалам, в которые он вдыхал яркую жизнь даже несмотря на то, что список его завершенных проектов изобилует институциональными комплексами огромных размеров.
• Художественная галерея Йельского университета в Нью-Хейвене (штат Коннектикут, США)
Луис Кан, зачисленный в штат преподавателей Йельского университета архитектуры в 1947 году, был вовлечен в проектирование нового корпуса. Когда в 1950 году пришло время объединить факультеты искусства, архитектуры и истории искусств университета, ему потребовалось новое здание и именно Кан со своим модернистскими пристрастиями, оказал большое влияние на конечный результат.
Здание было построено из камня, бетона, стекла и стали. Кан старался создать пространство, где люди чувствовали бы вдохновение, поэтому организации открытых площадей, которые можно было бы легко превратить из галерей в классные комнаты уделил особое внимание. Внутри же открытых пространств, объединенных центральным ядром, он мастерски играл с идеей использования пространственных рамок и рационального зонирования. Это сооружение было завершено в 1953 году и, что самое главное, оно стало первым значительным заказом, который привел к прорыву в карьере Кана.
• Институт биологических исследований Солка в Сан-Диего (штат Калифорния, США)
Институт биологии (Salk Institute for Biological Studie), основанный Джонасом Солком в 1960 году, создателем первой эффективной, безопасной, испытанной вакцины против полиомиелита, должен был представлять собой памятник, который выдержал бы испытание временем, но при этом хорошо адаптировался к постоянно меняющемуся миру науки. Перед Каном были поставлены задачи спроектировать просторные, лаборатории, в которые можно было беспрепятственно заглянуть, что позволило ему поэкспериментировать с зеркальными поверхностями и организовать внутренний двор, куда можно попасть из всех 29 структур.
Благодаря своему видению и изобретательному использованию пространства, нацеленного на грамотное использование солнечного света, лаборатории наполнены им максимально длительное время, при этом сотрудники не изнывают от невыносимой жары. Также стоит отметить, что несмотря на монументальность экстерьера, действительно напоминающего мемориал славы, обстановка учреждения получилась вполне гостеприимная и вдохновляющая, ориентированная на стимуляцию интереса к исследованиям в области науки.
Поскольку в городе имелись ограничения высотности зданий, Кан предусмотрел два этажа под землей. И это обстоятельство не помешало ему найти способ обеспечить максимальным дневным освещением кабинеты, находящиеся даже на самом нижнем уровне. При этом существовало ограничение в средствах, поэтому пришлось искать варианты в выборе материалов, которые могли бы прослужить десятилетия при низких эксплуатационных расходах (сталь, тик, бетон, свинец и стекло). После тщательных исследований и экспериментов, он понял, что бетон с пуццолановыми добавками становится водонепроницаемым. Это открытие позволило не применять отделочные материалы, съедающие львиную долю бюджета, поэтому после затвердевание железобетонной оболочки ничего делать ни пришлось, ни заполнять, ни шлифовать, ни тем более красить. Также он запретил обрабатывать тик, которым обшиты окна западного фасада, чтобы сохранить натуральность материала, его первозданный вид.
Авторы Novate.ru хотели бы обратить внимание на то, что после ввода в эксплуатацию комплекса не все с восторгом приняли монументальный и в некоторой степени провокационный объект. Достойную оценку своему творению при жизни он так и не дождался, только лишь в 1992 году проект Института Солка получил главную награду от Американского института архитекторов (AIA), приуроченную к его 25-летию.
• Комплекс правительственных зданий в Дакке (Бангладеш)
Стремление Кана к монументальным структурам поспособствовало поступление одного из самых значительных заказов в его карьере. Ему предложили спроектировать Правительственный центр Дакки в столице Бангладеш – The National Parliament House in Dhaka (комплекс Национальной Ассамблеи в Дакке, 1962—1976 гг.). Поскольку власть автор проекта воспринимал как одну из фундаментальных основ социального порядка, конструкция здания и его формы должны были в полной мере отражать значение этой самой институции власти. Отсюда и цилиндрическая форма Зала заседаний, вокруг которого образованы остальные помещения Национальной ассамблеи, и неожиданные переходы с масштабными открытыми пространствами, чтобы впустить прохладу от окружающей воды и потоки ветра.
Круг Каном был выбран неспроста, для многих народов круг символизирует социальное взаимодействие, стремление к общности. А вот окружающие центральную часть торжественно упорядоченные объемы (строго прямоугольные и круглые в плане блоки) являются данью уважения традициям империи Великих Моголов, правда, замысловатую деталировку в виде стрельчатых арок, обилия мрамора и декоративной резьбы он заменил брутальными бетонными стенами на мощном кирпичном основании, украшением которых стали лишь огромные прорезные проемы разной величины и формы.
Стоит отметить, что в структуре здания угадываются и канонические элементы бессмертной классики, и наработки западных стилей, которые очень гармонично переплетаются, поэтому дисгармонии от эклектического подхода к проектированию удалось избежать. В общем же, простые и даже суровые очертания масштабного комплекса подчинены сложной иерархии ценностей и символов, в которых приоритетными являются стабильность и традиционность, при этом не отбрасываются современные идеалы, направленные общечеловеческие приоритеты.
• Дом Эшерика в Филадельфии
Дом, спроектированный Луисом Каном в Филадельфии в 1961 году для Магарета Эшерика, стал культовым объектом строительства частного домовладения. Чуть позже он спроектировал студию для бюро Эшерика Margaret'suncle, которая теперь является частью Национального исторического памятника. Сам же The Esherick House (Дом Эшерика) демонстрирует любовь Кана к идеальному сочетанию геометрии и света, и его умение расположить здание под идеальным углом на участке земли. Планы же этажей подчеркивают страсть Кана к симметрии, которые способствуют большей открытости и ясности. Как и все другие его проекты, The Esherick House включает в себя стиль, в котором переплетаются история архитектуры и современность, причем уникальнейшим образом.
• Художественный музей Кимбелла в Форт-Уэрте (штат Техас)
Специалисты утверждают, что Художественный музей Кимбелла является обязательным центром для тех, кто увлечен современностью в архитектуре. Кан всегда брал за основу рациональное использование естественного света, который сам по себе является украшением любого объекта. Согласно этому пристрастию он спроектировал музей таким образом, чтобы свет усиливал магию произведений искусства, на которое он падает, при этом не повреждая творения. В структуре же ансамбля можно заметить намеки на римскую архитектуру, которые выражены в грандиозных арках и сводах, хоть и были сделаны из бетона, его украшают лишь травертин и белый дуб.
Хитрости освещения: Уникальная форма сферических цилиндрических сводов Музея Кимбелла окаймлена тонкими световыми люками из плексигласа, что обеспечивает пространство второго этажа естественным светом. Чтобы рассеять его поток, внизу размещены перфорированные алюминиевые отражатели в форме крыльев, которые перенаправляют его на гладкие поверхности бетонного свода, обеспечивая элегантный и очаровательный свет для освещения произведений искусства в безопасном режиме. Помимо верхнего света предусмотрено и боковое освещение со стороны внутренних дворов, что заодно увеличивает воздушный поток между внутренними и внешними пространствами.
• Первая унитарная церковь в Рочестере (штат Нью-Йорк)
Во время реконструкции Рочестера здание Первой унитарной церкви (First Unitarian Church of Rochester), спроектированной Ричардом Апджоном, основателем Architects of America (AIA), была снесена, что вынудило власти начать новое строительство. После реализации проекта Института Солка в 1967 году о Кане заговорили, как об уникальном мастере, поэтому неудивительно, что обратились именно к нему. Теперь Первая унитарная церковь представляет собой сочетание эстетики современного дизайна с традиционными канонами и ценностями, которые способствуют чувству общности и объединяют всех прихожан в центре здания, где и находится главный зал для молитв.
Идеей автора проекта прониклись и священнослужители, духовный лидер, после просмотра эскизов, сказал, что «в таком здании не будет ограничений для свободной воли и мысли, а также появляются надежды на сосуществование науки и религии». Идеальное использование Каном простых материалов, которые не требуют дополнительной детализации после их строительства, а также внедрение хитрых световых люков, освещающих внутренние залы даже центральной части сооружения, добавили культовой атмосферности пространствам.
• Библиотека Академии Филлипса в Эксетере
В 1965 году Академия Филлипса в Эксетере (Philip Exeter Academy) попросила Луиса Кана спроектировать библиотеку для их школы. Академия планировала строительство новой библиотеки в течение 15 лет, но всегда сталкивалась с разочарованием, когда дело доходило до проектов, представленных нанятыми архитекторами. Руководство Академии выдвигало довольно специфические требования к новому зданию, которое должно было перекликаться с кирпичными фасадами зданий школы, с ее интерьерами, в которых была создана благоприятная среда для обучения. По этой причине Луис Кан подходил лучше всего. Идеальное использование Каном кирпича и его любовь к естественному свету превзошли ожидания, которые Академия возлагала на библиотеку. В качестве основного материала Кан использовал эксетерский кирпич, изготавливаемый на местном заводе, что имело большое значение для Академии. А вот в оформлении интерьера Кан использовал камень и сланец, некоторые элементы из натурального дерева делались на заказ.
В итоге получилось удивительное здание соответствующее и пожеланиям заказчика, и пристрастиям разработчика, и требованиям времени, поскольку современная библиотека больше не является просто хранилищем книг и журналов, она становится лабораторией для исследований и экспериментов, тихим убежищем для учебы, чтения и размышлений, интеллектуальным центром сообщества. Удовлетворяя потребности школы, которая, как и ожидалось, насчитывает тысячу учеников, здание библиотеки совсем непритязательно, хотя и выполнено в привлекательном современном стиле.
• Парк четырех свобод на острове Рузвельта (Нью-Йорк)
Парк четырех свобод – это последний проект великого мастера, который удалось реализовать только спустя 40 лет после смерти Луис Кана. Многие называют его посмертным подарком от талантливого архитектора президенту Франклину Д. Рузвельту и его политике, которой Кан восхищался и всецело уважал. Автор проекта говорил, что именно президент Рузвельт позволил ему содержать свою семью в первые годы его архитектурной карьеры с помощью проектов жилищного строительства и общественного планирования, которые были частью программ президента Рузвельта «Новый курс», нацеленной на улучшение жизни американцев.
«У меня была мысль, что мемориал должен быть комнатой и садом. Сад — это какая-то личная природа, личный вид контроля над природой, собрание природы. А помещение должно было олицетворят зарождение архитектуры. Видите ли, у меня было такое чувство, будто комната была не просто архитектурной структурой, а продолжением меня самого», — говорил Кан, умерший от обширного инфаркта в туалете железнодорожного вокзала. В портфеле, который обнаружили при нем, находились те самые чертежи и проекты мемориала Франклина Д. Рузвельта на острове Рузвельта в Нью-Йорке. Почти 40 лет спустя его видение мемориала воплотилось в жизнь, только теперь проект известен как Парк четырех свобод (Four Freedoms Park).
Источник: https://novate.ru/blogs/010823/67063/