Зарегистрировано — 123 853Зрителей: 66 910
Авторов: 56 943
On-line — 11 160Зрителей: 2173
Авторов: 8987
Загружено работ — 2 131 460
«Неизвестный Гений»
Новости
Как выглядит древний христианский храм в Саудовской Аравии, который скрывают от местных жителей и туристов
Кто бы мог подумать, что в мусульманской стране Саудовской Аравии когда-то было широко распространено христианство! В этой стране даже сохранился древний христианский храм – Эль-Джубайль. Однако правительство его тщательно скрывает от посторонних глаз. Во-первых – чтобы церковь не разрушили вандалы, а во-вторых – чтобы не привлекать лишнее внимание к христианской религии, которая в этой стране не приветствуется. Так что туристу попасть сюда нельзя. Мы приоткроем завесу тайны и познакомим вас с этой уникальной церковью.
Поехал гонять на джипе и нашел храм
Церковь Эль-Джубайль, а точнее, то, что от не осталось, располагается в восточной провинции недалеко от Персидского залива в Саудовской Аравии. Ученые выяснили, что религиозное здание было построено в IV веке и принадлежало Церкви Востока – ветви восточного христианства, существовавшей в те времена на Ближнем Востоке. Ее приверженцами были этнические ассирийцы.
По одним данным, церковь обнаружил в 1983 году некий Дэниел Т. Поттс. По другим – местный молодой человек. Гражданин Саудовской Аравии выехал своем новом полноприводном авто в дюны, чтобы проверить технические возможности машины в деле, и застрял в песках. Откапывая машину он увидел, что она стоит на вершине стены.
О находке сообщили в полицию, затем – Департамент древностей Саудовской Аравии, где установили, что постройка относится к средиземноморскому эллинистическому периоду.
После обнаружения развалин их обнесли забором, чтобы потенциальные туристы не могли их увидеть. Дело в том, что в Саудовской Аравии церкви официально запрещены, и тем немногочисленным христианам, которые находятся на территории страны (например, европейцам) разрешено молиться и совершать религиозные обряды не открыто, а только так, чтобы это не было видно местным жителям. Например, дома. Говорят, что по этой причине к находке не пускают даже археологов: мол, не стоит уделять христианской церкви лишнее внимание.
Однако обнесение церкви забором не помешало местным жителям: они неоднократно пробирались на территорию.
Один американский ученый, чудом оказавшийся здесь в те годы и побывавший у развалин церкви и немного рассмотревший ее как снаружи, так и внутри (в том числе с помощью бинокля), рассказывал, что посетители не наносили зданию сильного ущерба – разве что «разукрасили» стены парочкой граффити. Тем не менее, во избежание актов вандализма Департамент древностей обнес руины церкви внушительной оградой из цепей. Еще две расположенные рядом территории, побольше, в 1987 году также закрыли забором – еще более высоким.
Но даже если бы сюда пустили археологов, им предстояла бы долгая работа по откапыванию здания. Во время сезона ветров во двор принесло огромное количество песка, который заполнил территорию, достигнув уровня 60 см от земли. Территория вокруг церкви покрыта песчаными дюнами, высота которых достигает нескольких метров, и есть основания предполагать, что церковь была частью целого комплекса зданий, затем «утонувшего» в песках. Возможно, тут располагалась деревня или даже город.
Что же было внутри
По рассказам очевидцев и по сделанным ими фотографиям можно составить план церкви Эль-Джубайль. Она представляет собой открытый двор, огороженный каменной стеной, с восточной стороны которого можно попасть в три комнаты площадью 4-5 кв. метров. В главной комнате располагалось святилище, в задней стене которого были устроены ниши для лампад.
В помещении стояли колонны, увенчанные софитами, а также фигурные колонны, расположенные по углам. На одном из софитов можно увидеть небольшое углубление прямоугольной формы. Возможно, туда ставили лампу. Также две лампы стояли на внутренней стороне западной стены, по краям от дверного проема, выходящего во двор.
Стены всей постройки, включая стены двора, были покрыты гипсовой штукатуркой как снаружи, так и внутри. По обе стороны от дверных проемов размещались вдавленные в штукатурку кресты – на стенах остались их отпечатки. У всех крестов были одинаковые размер и форма. Высота их составляла примерно 28-30 см. Лучи крестов расширяются по краям, при этом вертикальные лучи длиннее, чем горизонтальные.
Интересны круги с орнаментом, расположенные у нижнего софита. Они совсем маленькие (примерно 10 см в диаметре) и в них написаны христианские мотивы.
Также исследователи обнаружили ниши на южной и северной стенах, в которых есть следы от средних полок. Там, видимо, хранились верительные грамоты.
В церкви проводили ремонт?
Если говорить о том, какой вид имело здание церкви, то у него были просторные арки и, судя по всему, сводчатый или куполообразный потолок.
Также интересно, что на руинах церкви заметны признаки повторного нанесения штукатурки. Это означает, что здание либо ремонтировалось, либо существовало еще до прихода христиан и, захватив его, те переделали его в церковь.
Между тем план этого здания учёные называют очень типичным для восточно-сирийских церквей. В центре восточной части – святилище, слева в северной части – место для литургий и помещение, в котором выпекали евхаристический хлеб, справа – диаконикон (помещение, где хранились церковные книги и облачения).
Также в восточной части обнаружены остатки небольших помещений – судя по всему, это были монашеские кельи. А северо-западнее можно увидеть следы некоей постройки и остатки пещер: они тянутся вереницей на протяжении 500 метров в направлении с севера на юг по дуге. Также недалеко от церкви были обнаружены три больших плоских камня с выгравированными на них крестами.
Есть еще один интересный факт. Судя по расположению данной церкви и особенностям этой местности, скорее всего, в те далекие христианские времена здесь было живописное побережье. Возможно даже, что тут располагался порт. По крайней мере, повсюду в песке можно найти множество обтесанных водой мелких черепков и раковин моллюсков. Дело в том, что за последние несколько тысяч лет здесь наблюдались сильные колебания уровня моря, так что в IV веке он было явно ближе.
Христианство в Аравии
Записей о доисламской Аравии сохранилось очень мало, но из других источников (например, византийских) ученым все же кое-что известно.
Развитие арабского христианства (конец IV – начало V вв.) началось в период правления бедуинской царицы Мивийи (Мавии), усилиями которой Византийская империя предоставила ее народу христианского святого, чудотворца Моисея Синайского, в качестве епископа для христиан-арабов. До этого в этих краях уже были епископы, но именно св. Моисей воспринимался современниками как первый сарацинский (арабский) епископ. Довольно много племенных групп, располагавшихся на территории современных Саудовской Аравии, Иордании, Сирии и Ирака в те века, действительно, приняли христианство. Известно, что оно было широко распространено в Вавилонии и Персидском заливе.
Постепенно, на протяжении последующих веков, христианство из этих мест было вытеснено исламом. Но, по предположению ученых, церковь Джубайла (Эль-Джубайль) функционировала еще очень долго и не прекратила свое существование ни после мусульманского договора, ни после военного завоевания восточной Аравии. Здесь продолжали идти богослужения, ведь христиане (пусть в меньшем количестве) еще оставались.
Установить, по какой причине храм Эль-Джубайль, в конце концов, перестал существовать – в результате полного исчезновения христиан в данной местности или же просто потому, что древнее поселение с годами просто оказалось заброшено, – ученым пока не представляется возможным.
Комментарии:
Нет комментариевЗа собой оставляя кресты
Будет красная кровь литься словно вода
С острия его ржавой косы.
Присоединяйтесь