16+
Лайт-версия сайта

Новости

Какие архитектурные жемчужины построил для русского царя француз Шарлемань: Готический Петергоф



Cвоим уникальным архитектурным обликом Москва, Санкт-Петербург и другие российские города обязаны не только русским архитекторам. Но если такие имена, как, например, Федор Шехтель или Бартоломео Растрелли у всех на слуху, то целый ряд других талантливых зодчих остаются немного в тени. И ведь незаслуженно остаются! Взять хотя бы Иосифа Шарлеманя, который построил в России немало зданий и храмов и, между прочим, участвовал в создании великолепного облика Петергофа. Предлагаем посмотреть на его работы, получившие общее название «петергофская готика».



Придворный архитектор

Иосиф Шарлемань родился в северной столице. Отцом его был французский художник, специально приглашённый из-за границы ко двору Екатерины II.

 

Иосиф окончил петербургскую Академию художеств, работал при академии, проектировал казенные здания в российских городах, затем работал придворным архитектором, выполняя поручения императорской семьи.

Иосиф Шарлемань был разноплановым архитектором.

 

Иосиф Шарлемань был разноплановым архитектором.



А ещё он писал неплохие картины в стиле ведута (детальное изображение повседневного городского пейзажа и известных памятников архитектуры).

. И. Шарлемань. Памятник Николаю I.

 

. И. Шарлемань. Памятник Николаю I.


И. Шарлемань. Дворцовый мост.

 

И. Шарлемань. Дворцовый мост.



При создании Петергофа придворного архитектора, конечно, привлекли к работе. Он был автором и соавтором проекта павильонов, которые и по сей день удивляют и восхищают своим необычным европейским обликом, и воплотил в жизнь идею «готического» православного храма...

Дом Губернатора в Нижнем Новгороде и Кофишенский дом в Петергофе.

 

Дом Губернатора в Нижнем Новгороде и Кофишенский дом в Петергофе.



Готический храм

Готическая капелла, служившая домовой церковью для императорской семьи, – уникальный православный храм, который по своему виду больше похож на средневековый католический собор. Он построен в стиле английской готики, отчего и получил такое название. Официально же он называется «Церковь святого Александра Невского». Император с семейством приходили сюда молиться летом, когда находились в Петергофе. Богослужения тут проводили, как правило, только в это время года.

Шедевр архитектуры построили в парке Александрия в начале 1830-х годов на участке с эффектным перепадом высот. Проект создан по заказу императора берлинским архитектором Карлом Шинкелем. А вот воплотить в жизнь его идею уже непосредственно на месте, в Петергофе, выпало Адаму Менеласу,а затем Иосифу Шарлеманю.

Готический собор.

 

Готический собор.



По форме церковь, напоминающая средневековый готический собор, представляет собой замкнутый куб с плоским перекрытием и башнями, каждая из которых имеет восемь граней. Оформление северного, западного и южного фасадов идентично.

Великолепны декоративные элементы. Кстати, детали фасада – например, фигурки ангелов, апостолов и Богородицы – были изготовлены на императорском чугунолитейном заводе в Санкт-Петербурге, а чугунные башенки, консоли, колонны и так далее – по образцам знаменитого мастера-лепщика Соколова.



Интересна центральная часть со стрельчатыми порталами, над которыми располагаются круглые окна с витражами.

Внутреннее оформление храма также выполнено в готическом стиле.

Снаружи и внутри этот храм напоминает маленький средневековый костйёл.

 

Снаружи и внутри этот храм напоминает маленький средневековый костйёл.



Увы, после революции богослужения в храме запретили, церковь закрыли и в ней некоторое время был музей, а потом – просто выставка. В годы ВОВ здание серьёзно пострадало. Капитально отреставрировали его уже в этом веке, в нулевых годах.

Готический колодец

Шарлемань – создатель ещё одного объекта, который расположен прямо напротив капеллы – знаменитой беседки «Готический колодец». Императорская семья любила тут отдыхать и любоваться прудом и прекрасной капеллой.

Готический колодец.

 

Готический колодец.



Беседка, построенная из чугуна, была отлита по рисункам Шарлеманя на заводе Берда. У неё всё тот же готический облик и множество затейливых декоративных элементов.

Караулка

Не менее интересное сооружение работы Шарлеманя в Александрийском парке – «Готическая караулка». Изначально её построили по проекту его коллеги, Менеласа. Шарлеманю впоследствии было поручено её реконструировать: он её видоизменил и надстроил второй этаж.

Львы появились уже позже.

 

Львы появились уже позже.



Известно, что изначально шлагбаум и караулка также стояли в другом месте, однако потом их перенесли, и поскольку они не вписывались в облик парадного въезда в Петергоф, Николай I поручил Шарлеманю их переделать. Проект заставы предполагал наличие двух караульных домов в готическом стиле, построенных из камня, которые соединяет металлическая решетка.

Проект Шарлеманя.

 

Проект Шарлеманя.


По ходу строительства император собственноручно вносил в проект изменения. Кстати, завершал эту объемную работу архитектор Штакеншнейдер.



Караулка по проекту Шарлеманя была перестроена в кавалерский дом. До революции в нем обычно проживали придворные лейб-медики – в летнее время, когда тут находилась царская семья. Строение, которое можно увидеть в наши дни, единственный оставшийся караульный домик.

В наше время эту караулку называют «Дом Маркуса» (в нем останавливался лейб-медик по фамилии Маркус) или «Дом со львами». Однако к Шарлеманю чугунные хищники отношения не имеют – их перенесли к зданию уже намного позже, до этого они стояли в другой части Петергофа.

Готические дома

В числе работ Шарлеманя – и «готические дома», предназначенные для императорской свиты и гостей. Строения изобилуют лепным орнаментом и другим декором в готическом стиле.

Готический Петергоф.

 

Готический Петергоф.



В числе этих павильонов можно выделить здание с башенками, в котором до революции размещали высоких гостей императорской семьи и иностранных принцев. В советские годы его превратили в санаторий.

Готические дома предназначались для важных особ.

 

Готические дома предназначались для важных особ.



Напоследок стоит упомянуть, у архитектора Иосифа Шарлеманя был родной брат, который выбрал такую же профессию и тоже в ней преуспел. Людвиг Шарлемань был младше Иосифа, поэтому современники его называли Шарлеманем II, а старшего брата - Шарлеманем I.

Источник: https://kulturologia.ru/blogs/160423/55980/




Комментарии:

08 сентября ’2023   14:05
молодец КарлВеликов


Оставлять сообщения могут только зарегистрированные пользователи

Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта

Krestikinoliki На удовольствие!

Присоединяйтесь 




Наш рупор

 
Он пройдет разбивая ногой
Зеркала пузырящихся луж
По пути забирая с собой
Сотни тысяч потерянных душ.

Рупор будет свободен через:
17 мин. 31 сек.









© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft