Зарегистрировано — 123 827Зрителей: 66 886
Авторов: 56 941
On-line — 26 029Зрителей: 5162
Авторов: 20867
Загружено работ — 2 131 136
«Неизвестный Гений»
Новости
Техника евлогий: когда появились сувенирные кресты в бутылках, и как их изготавливали
Некоторые ремёсла поражают технологией своего изготовления - простой обыватель и не догадается, как именно они создаются. Ярким примером таких изделий всегда считались корабли в бутылках. Вот только мало кто знает, что у них есть своего рода аналог, только в религиозной сфере. Речь идёт о евлогии - уникальной сувенирной вещице из прошлого, которая представляет собой крест или даже икону, помещённую в сосуд.
Этот необычный тип сувенира получил распространение в XIX столетии. Название у них тоже весьма говорящее: евлогия в переводе с греческого обозначает «благословение». Правда, данный термин использовался не только для наименования сувениров, которые были так популярны среди паломников, также и хлеб, воду и елей, которые предварительно было освящены в церкви. Аналогичным образом называли ёмкость или сосуд, где последние предполагалось хранить.
Впрочем, также известно, что впервые к технологии изготовления евлогий в Российской империи религиозные мастера обратились ещё в середине XVIII столетия, и в те времени их сборкой занимались преимущественно монахи либо послушники при монастырях. Сохранились свидетельства современников, которые раскрывают назначение производства первых евлогий: это мог быть вариант исполнения послушания — то есть работы во благо обители, создания художественных предметов в чисто коммерческих целях, то есть на продажу, либо просто в качестве досуга.
Для самых ранних евлогий и сосуды были необычные: по информации редакции novate.ru, для них брали штофы — бутылки четырехгранной формы большого размера, вплоть до полутора литров. К слову, появились штофы в Российском государства во времена ещё Петра I. Что же касается наполнения этих сосудов, то в XVIII веке они зачастую представляли собой плоские пластины с изображениями евангельских сцен. Интересно, что обратная сторона заполнялась зелёным мохом.
Следуюший, XIX век стал временем расширения ассортимента стеклянных ёмкостей для евлогий. Это же позволило производить из массово, например, в подмосковной Троице-Сергиевой лавре. Скачок масштабов изготовления евлогий произошёл, как ни странно, в результате реформы 1861 года, закрепившей отмену крепостного права - в результате этого количество паломников сильно увеличилось, и большинство из них хотело приобрести сувенир из святого места. Вот как раз самым оптимальным вариантом такой памятной вещи и посчитали бутылки, в которые теперь помещали не картины, а резные деревянные фигурки святых либо кресты.
К слову, именно мастера Троице-Сергиевой лавры фактически создали новый вид евлогий под названием «голгофы». Отличало их от других именно то, что в бутылку помещалось символическое изображение одного из ключевых символов христианской веры — горы Голгофы, места распятия Иисуса Христа, а также крест. Был и другой, также весьма популярный сюжет евлогий - «Посещение Богоматерью преподобного Сергия Радонежского». Со временем мастерство ремесленников-монахов только эволюционировало, и в итоге евлогии можно было смело называть подлинными произведениями искусства.
Самое поразительное, что чёткого понимания относительно того, как именно создавались евлогии, у учёных нет до сих пор. Доподлинно известны при этом, например, критерии выбора сосудов для этих религиозных сувениров: по данным редакции novate.ru, лучшим вариантом считалась ёмкость, у которой было широкое и короткое горлышко. Кроме того, не было особой регламентации, где именно взять такую тару - если некоторые действительно изготовлялись специально для использования при создании сувенира, то многие зачастую просто брали подходящие бутылки заводского производства.
Проблема же определения технологии создания евлогий заключается в том, что мастера, создававшие сосуды с евангельскими мотивами внутри, находились в изолированной монастырской среде, и секретов своих никому не рассказывали - в результате после их смерти техника утрачивалась. Кроме того, многие изготовители создавали собственную технологию, с применением самых разных инструментов: например, одни использовали магниты, а другие — веревочки. Ряд мастеров отдельно делали складные внутренние части, потом в собранном виде вводили в бутылку и распрямляли их уже там. В любом случае, исследователям очевидно одно: точных технологий они, конечно, не знают, они они явно были подобны на те, что используют изготовители тех самых корабликов в сосудах.
Источник: https://novate.ru/blogs/090923/67394/