Зарегистрировано — 123 863Зрителей: 66 919
Авторов: 56 944
On-line — 26 498Зрителей: 5245
Авторов: 21253
Загружено работ — 2 131 546
«Неизвестный Гений»
Новости
Как выдающийся советский разведчик основал самбо, и За что его убили чекисты
Василия Ощепкова сегодня называют человеком–легендой, которому чуть ли не каждый год ставят в России новый памятник. Василий Сергеевич был основателем в стране первой школы самбо, на достижениях которой по сей день развивается популярный вид спорта. Ощепков, помимо всего прочего, остался в истории выдающимся разведчиком. Став заложником непростого времени, скончался в 1937-м в 46-й камере Бутырской тюрьмы из-за отсутствия медпомощи. Но успел оставить главное письменное послание в будущее, заявив, что считает себя истинным русским патриотом, отдавшим жизнь во имя служения народу и Родине.
Незаконнорожденный русский воспитанник японской семинарии
Василий Ощепков родился в 1892-м на Сахалине, считавшемся тогда большой каторжной тюрьмой. Его мама отбывала долгий 18-летний срок, а отец имел статус ссыльнопоселенца. 11-летний мальчик остался полным сиротой, из-за чего его детство проходило в жестоких драках. Но судьба распорядилась так, что трудности только закалили дух будущего бойца.
После русско-японской войны 1905-го жизнь Василия круто изменилась. Русская разведка задумала смелый долгосрочный проект воспитания с молочных лет японистов. Несколько мальчиков отправились в японский город Киото обучаться в Духовную семинарию при русской православной миссии. В их рядах оказался и Ощепков. Подросток проявил себя в учебе одним из лучших. В итогах его «Свидетельства об окончании Семинарии» от 1913 года значились лишь отличные оценки. Особенно воспитанник преуспел в предметах «перевод японских газет» и «чтение японских писем», что предрекло ему будущее советского разведчика.
В годы учёбы семинарист учился в школе дзюдо, которой руководил мастер Дзигаро Кано. Это увлечение и стало страстью всей жизни. Большая часть японских студентов видели в русском парнишке не просто сильного противника на татами, но и классического идейного врага. По этим причинам Василия часто выбирали спарринг-партнёром. Но это только повышало спортивное мастерство, и спустя несколько месяцев выступлений желающих с ним сразиться почти не осталось. К концу 1913-го он добился чёрного пояса, став первым мастером дзюдо российского происхождения.
В следующем 1914-м году Василий Ощепков вернулся на Родину. Его определили в Заамурский военный округ Харбина переводчиком при советской контрразведке. Позже спортсмен служил в том же лице в Хабаровске и Владивостоке, создавая параллельно первую российскую школу дзюдо.
Советский разведчик и потеря жены
Вернуться пришлось, потому что вот уже как 6 лет Ощепков работал на русских, живя он под угрозой японских репрессии. С возвращением в родной Александровск первым на острове стал крутить кино на привезенной киноустановке. Естественная по тем временам популярность на таком нетипичном поприще наложилась на мастерскую степень по дзюдо и знакомство с самим Кано. Перед Ощепковым открылись все двери местных командиров и начальников.
Собранные данные о ситуации на японском острове, о состоянии тамошней экономики и настроениях общества послужили толчком к дипломатическим переговорам и поспособствовали мирному возвращению севера острова СССР. Выполнив важную миссию, Василий отдал себя единоборствам, творчески переработав уроки Кано и создав совместно с другими патриотами новый, в будущем олимпийский вид борьбы - самбо. Он стал преподавателем Владивостокского клуба физкультуры.
Работал с Азанчевским, специалистом английского и французского бокса. С 1927-го готовил первых известных в будущем инструкторов. Работая переводчиком 7-ого отделения Штаба округа, Василий организовал для штабистов секцию по самозащите. На службе все шло хорошо, но жизнь приготовила другой удар. Любимая супруга Мария Григорьевна заболела туберкулезом. Врачи и лекарства требовали огромных денег, и официального заработка не хватало. Да и лечение не приносило ожидаемых результатов, а здоровье жены стремительно ухудшалось. Василий стал добиваться перевода в Москву, где мог обеспечить более эффективную лечебную помощь и большие доходы. И в 1929-м его наконец приглашают в Москву в роли специалиста по рукопашному бою. Но на тот момент он уже похоронил супругу на Новосибирском кладбище.
Через несколько лет, работая на благо родины в Москве, Василий Сергеевич встретил овдовевшую Анну Ивановну. Два повидавших виды человека сумели создать благополучную семью. Василий искренне полюбил дочь супруги Дину, которая всегда вспоминала его с теплом. Работа Ощепкова пошла в гору, и он развернул в столице активную спортивную деятельность. На тот момент он владел дзюдо в совершенстве, параллельно постигая бокс, классическую борьбу. Среди его воспитанников – звезды спорта Сидоров, Рубанчик, Галковский, Гладков, Харлампиев, основоположник украинского самбо Школьников. Усилиями Ощепкова в московском институте физкультуры в 1935-м состоялся первый российский чемпионат. А в 1936-м появилась федерация борьбы вольного стиля Дзюу-до Всесоюзного спорткомитета.
Сначала советский спорткомитет приказал развивать борьбу вольного стиля, а позже утвердил комплекс ГТО II ступени, включавший так называемую «новую поясную борьбу». Однако, создатель новой борьбы не дожил до ее триумфа.
Нелепая смерть в Бутырке
В ночь на 2 октября 1937-го за Ощепковым пришли. В тот период начали задерживать «кавэжединцев» и «харбинцев», видя в них японских шпионов. Василий же отметился когда-то и службой у Колчака, и взаимодействием с японцами в Харбине. Он умер в Бутырке через восемь дней. За 5 минут до его смерти в Большом встречали аплодисментами актеров «Дни Турбиных», на который Ощепкин достал билеты для себя и супруги. 44-летний крепкий спортсмен в последнее время страдал стенокардией, не выходя без нитроглицерина из дома. Это его, скорее всего, и убило. В камере ему отказали в медикаментах. До самой реабилитации в 1957-м имя Ощепкова вычеркнули отовсюду. Отцами самбо назвали Харлампиева и Спиридонова.
В 1964-м дзюдо приобрело статус олимпийского вида спорта, и СССР направил своих самбистов на Токийскую олимпиаду. Они легко «вынесли» дзюдоистов, после чего в Японии появилась новая федерация самбо, а советские методички Ощепкова перевели на японский. Так слава мастера вернулась на историческую родину.