16+
Лайт-версия сайта

Новости

Как выглядят самые известные стулья в истории, ставшие иконами дизайна



Среди исследователей в области дизайна гуляет шутка, что у каждого известного дизайнера есть свой «иконический» стул. В каждой шутке есть доля правды: дизайн как вид деятельности направлен на создание удобных, доступных, но при этом эффектных вещей для обычных людей. Именно поэтому стулья для дизайнеров были и остаются интереснейшим объектом проектирования - ведь требуют учитывать особенности человеческого тела, тонкости производства и веяния моды.


Венский стул братьев Тонет



Венский стул.

 

Венский стул.

 

Thonet № 14 был создан Михаэлем Тонетом в 1850 году и по сей день считается одним из самых эргономичных и удачных с точки зрения производства дизайнерских решений - стул состоял всего из шести деталей, собиравшихся с помощью винтов, без использования клея, а сами эти детали изготавливались из обработанной паром древесины. Говорят, что эти стулья преспокойно переживали падение с Эйфелевой башни – такими качественными они были. Венские стулья стали настоящей революцией в мебельном производстве. Они поставлялись в разобранном виде, что вкупе с их легкостью и прочностью делало доставку дешевле. Кроме того, фирма выпускала каталоги, позволяющие потребителям создать собственный вариант стула, сочетая предложенные формы спинок, ножек и сидений.

Hill House Чарльза Ренни Макинтоша



Стул Макинтоша.

 

Стул Макинтоша.



Яркий представитель шотландского модерна, ключевая фигура «четверки Глазго», Макинтош в своем творчестве сочетал новаторскую азиатскую эстетику с отсылками к предметному миру средневековья. Свои легендарные стулья с необычно высокой спинкой он спроектировал для дома издателя Уолтера Блэки в Хеленсбурге. Сама постройка и остальные детали интерьера (в соавторстве с супругой, Маргарет Макдональд) тоже придуманы Макинтошем. Подобный подход – когда один и тот же автор или коллектив создает все, от планировки здания до вилок и дверных ручек – был в то время инновационным и заложил основы для дальнейшего развития средового и предметного дизайна.

Красно-синий стул Геррита Ритвельда



Красно-синий стул.

 

Красно-синий стул.



Геррит Ритвельд – архитектор и промышленный дизайнер, чья биография тесно связана с деятельностью группы «De Stijl» - первых ласточек дизайна модернизма. В 1918 году он сконструировал знаменитый красно-синий стул – правда, красно-синим его творение стало только спустя пять лет, под влиянием идей Пита Мондриана. Основатель группы «De Stijl» считал, что упорядочить мир после хаоса и кошмара Первой мировой войны возможно, подарив людям принципиально новую предметную среду – перекрасить все в пять основных цветов и сделать строго прямоугольным. Этот подход к проектированию получил название «неопластицизм», однако ярче выражен скорее в живописи самого Мондриана, нежели в проектах и постройках других членов группы, адаптировавших его радикальные идеи для реального мира. Ритвельд мечтал, что стул будет запущен в массовое производство, однако его работа (как и многие произведения ранних модернистов) считалась чем-то вроде скульптуры или выраженного в материале манифеста. Возможно, здесь сыграло роль и принципиальное «неудобство» стула – Ритвельд считал, что мебель должна держать человека в тонусе, не позволять расслабиться.

Zig-zag Геррита Ритвельда



Зигзагообразный стул.

 

Зигзагообразный стул.



Еще одно творение Ритвельда – это зигзагообразный стул, пожалуй, самое необычное из модернистских произведений мебельного дизайна. Одним из первых Ритвельд задумался о создании стула без задних ножек. Благодаря своей необычной форме «зиг-заг» часто становился главным героем художественных фотосъемок – например, попал в объектив к Карлу Лагерфельду. Несмотря на кажущуюся невесомость и нерациональность, стул устойчив и прочен – все благодаря идеально выверенной конструкции.

«Василий» Марселя Бройера



Василий.

 

Василий.



«Василий» - культовый объект, связанный с историей школы Баухаус, где – впервые в истории – готовили профессиональных промышленных дизайнеров. Как и все дизайн-иконы, этот стул, основу которого составляют стальные трубки, быстро оброс домыслами и легендами. Есть мнение, что Бройер придумал его, глядя на форму велосипеда – как и многие его коллеги, он ездил на работу на велосипеде. Изначально «Василий» так не назывался и получил имя только при перевыпуске в шестидесятые годы в честь художника Василия Кандинского, также преподававшего в Баухаусе.

 

Самые копируемые стулья в мире - Eames DSW Чарльза и Рэй Имз и Ant Chair Арне Якобсена



Стул Имзов.

 

Стул Имзов.



Стул Арне Якобсена.

 

Стул Арне Якобсена.



Стул Eames DSW по дизайну супругов Чарльза и Рэй Имз – первый пластиковый стул, изготовленный промышленным способом. Он был представлен на суд публики в 1948 году и с тех пор не теряет своей актуальности, его многократно перевыпускали, копировали, цитировали… Сам по себе он вдохновлен силуэтом Эйфелевой башни. «Муравей» Якобсена, в свою очередь – эталон скандинавского модернизма, поскольку сочетает в себе лаконизм, биоморфизм, тепло формованной фанеры и блеск стали, то есть – все то, за что мы любим скандинавскую школу. Оба этих шедевра послевоенных лет безупречно удобны и не требуют больших производственных затрат.

Пластмассовый мир победил: Tulip Chair Ээро Сааринена, стул Panton Вернера Пантона и Louis Ghost Филиппа Старка



Tulip Chair Ээро Сааринена.

 

Tulip Chair Ээро Сааринена.



«Тюльпан» Сааринена – конструкция, призванная, по словам критиков, «грациозно соединять сидящего человека с полом». Действительно, форма этого пластикового стула невероятно изящна – однако напоминает скорее бокал для вина, нежели цветок.

Стул Вернера Пантона.

 

Стул Вернера Пантона.



Работа с пластиком заинтересовала дизайнеров после Второй мировой войны, и хотя самые интенсивные эксперименты пришлись скорее на семидесятые, еще в пятидесятых годах Вернер Пантон увлекся идеей создания монолитного пластикового стула, обладающего эффектной, будто бы текучей формой, но не в ущерб прочности и устойчивости. Однако больше сорока лет получалось в основном «в ущерб». Первые модели он представил в 1960 году, долго искал фирму, готовую запустить этот стул в промышленное производство, но когда первые экземпляры добрались до потребителей, в ответ посыпались жалобы – жесткая полиуретановая пена оказалась слишком хрупкой. Лишь в конце девяностых мечта дизайнера сбылась, и теперь стул Panton выполняется из пропилена в различных цветах.

 

 

Louis Ghost Филиппа Старка.

 

Louis Ghost Филиппа Старка.



Еще один пластиковый шедевр – это Louis Ghost главного дизайнера французского постмодернизма Филиппа Старка. Во многих своих проектах он обращается к исторической памяти и размышлениях о том, как образы прошлого врастают в массовую культуру. Поэтому он использует историческую форму мебели (классическое кресло в стиле Людовика XVI) и самый «попсовый», дешевый материал – прозрачный пластик, как бы намекая на призрачность всего того, что связано с былыми временами. Несмотря на кажущуюся эфемерность, «призрак» очень прочный – дизайнер утверждает, что эти стулья сломать невозможно.


Текст: Софья Егорова.

Источник: https://kulturologia.ru/blogs/180523/56240/




Комментарии:

Нет комментариев
Оставлять сообщения могут только зарегистрированные пользователи

Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта





Наш рупор

 
Он пройдет по земле как взрывная волна
За собой оставляя кресты
Будет красная кровь литься словно вода
С острия его ржавой косы.


Присоединяйтесь 







© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft