Зарегистрировано — 123 847Зрителей: 66 905
Авторов: 56 942
On-line — 26 319Зрителей: 5207
Авторов: 21112
Загружено работ — 2 131 340
«Неизвестный Гений»
Новости
Эвпалинов туннель-акведук – дерзкий инженерный шедевр древних мастеров
Эвпалинов туннель – один из самых впечатляющих памятников инженерного мастерства и строительства древних жителей острова Самос, высеченный в туфовой породе еще в 550 году до нашей эры. Удивительное сооружение является новаторским проектом одного человека и трудовым подвигом тысяч строителей, которыми нам остается лишь восхищаться. И есть чему, помимо сложностей прокладки подземного объекта, инженеру-новатору Эвпалиносу удалось рассчитать проект с такой точностью, что туннель, который начали копать с двух сторон на расстоянии больше километра друг до друга, сошелся в одной точке без значительных отклонений, что само по себе является чудом.
1. Как тиран Поликратис поспособствовал процветанию острова Самос и новаторским внедрениям
Примерно 2,5 тыс. лет назад, во второй половине VI века до нашей эры, островом Самос правил известный тиран Поликратис (он же Поликрат), который всеми силами старался превратить его в процветающую морскую державу. Во время его правления флот насчитывал более сотни быстроходных кораблей, которые использовались для опустошения и захвата прилегающих территорий, что и способствовало быстрому росту населенных пунктов, которые по велению правителя надежно укреплялись и благоустраивались. Поликратис то и дело издавал указы, способствующие проектированию и строительству уникальных по тем временам объектов. За нелегкий труд правитель хорошо платил как инженерам и зодчим, так и рабочим, за что снискал уважение среди простого народа. При этом тиран был беспощаден к аристократам, не давая им безгранично богатеть, бесчинствовать и высказывать недовольство. За малейшее неповиновение или протест представителей знати если не казнили, то изгоняли из государства, предварительно конфисковав все имущество, перенаправляя все средства на строительство.
Интересный факт: Несмотря на то, что документальных источников пока не обнаружено, благодаря Геродоту, его историческим изысканиям, вылившимся в самый весомый трактат «История», было установлено, что во время недолгого правления Поликратиса (538–522 гг. до нашей эры) удалось простроить множество уникальных сооружений. Среди них особо выделяется Великий храм Геры со 115 колоннами, который в свое время был самым большим храмовым комплексом, а также морская стена порта, длиной 360 метров и фундаментом, уходящим на глубину 40 метров, оборонительная стена главного города острова – Пифагории, а также самосский акведук, более известный как туннель Эвпалиноса.
2. Строительство уникального подземного акведука, увековечившего имя создателя
Поликратис, который понимал, что экономический расцвет острова рано или поздно привлечет завоевателей, поручил прославившемуся своими неординарными способностями инженеру и архитектору Эвпалину изыскать возможность строительства акведука (на случай длительной осады). Сложность проекта заключалась в том, что была поставлена задача проложить подземную гидротехническую систему для доставки воды из глубины острова, чтобы избежать отравление источника завоевателями. Стоит отметить, что Эвпалин был приглашен не просто так, к тому времени он участвовал в строительстве акведука Теагениды в Мегаре, прославившись тем самым на всю Грецию.
Предполагают, что после изучения довольно сложной для реализации проекта местности, Эвпалин приступил к расчетам сложного инженерного сооружения, основываясь на собственном опыте проектирования и строительства акведуков (в Афинах, Коринфе, Мегаре), при этом опираясь на древние достижения в математике. Работу, которую проделал Эвпалин была настолько новаторской для мира в то время, что оставалась непревзойденной на протяжении веков, представляя собой высшее техническое достижение, с которым сравнимы только современные проекты.
Авторы Novate.ru хотели бы особо отметить, о совершенстве его конструкции и надежности технических характеристик свидетельствует тот факт, что акведук функционировал в течение более тысячи лет и при надлежащем обслуживании мог бы функционировать даже по сей день.
Примечательным является тот факт, что рытье туннеля, предусматривающее прохождение горы насквозь, началось одновременно с обеих ее сторон и было завершено с высокой точностью (сбой произошел лишь в центре на 3 метра по вертикали и 10 по горизонтали). Подземный горизонтальный тоннель длиной 1035 метров, призванный доставить воду из источника, известного сегодня как источник Агиатес, имеет очень сложную структуру, ведь помимо транспортировки были предусмотрены резервуары для сбора, отстаивания и хранения воды, а также коридоры для его обслуживания, а также система воздуховодов. Помимо этого, требовалось построить и наземные коммуникации, которые тщательно скрывались в целях безопасности в случае осады.
В итоге получилась довольно сложная сеть, состоящая из 859 м рвов, ведущих от источника до горы, далее – 1 035 м туннеля, прорубленного в горе (расположен на высоте 55,8 м над уровнем моря, чтобы избежать попадания грунтовых вод) и 520 метров канала, доставляющего воду от горы до водохранилища, созданного уже в черте города. Все эти структуры имели нужный градус уклона, чтобы вода самотеком поступала в город. Подсчитано, что производительность такой системы составляла 250 кубометров воды в сутки, чего должно было хватить для обеспечения бытовых нужд населения. Стоит отметить, что вода по рвам, каналам и туннелю транспортировалась не просто так, она поступала по глиняным трубам (26 сантиметров в диаметре), чтобы избежать ее загрязнения и предотвратить различные эпидемии, вызванные антисанитарией, которые наносили еще больший урон нежели военные действия.
На строительство акведука было потрачено 10 лет и функционировал он вплоть до VII века нашей эры, а затем был заброшен. Исследователи полагают, что из-за проблем с обслуживанием сложной гидротехнической системы от нее отказались, взамен построив новый водовод только уже по поверхности земли, просто обойдя гору. Кстати сказать, древнеримский акведук снабжал водой жителей города вплоть до прошлого века.
3. Поиски инженерного чуда, построенного 2,5 тыс. лет назад
Об Эвпалинове туннеле-акведуке забыли вплоть до конца XIX века. Скорее всего, этот факт объясняется тем, что уникальнейшая гидротехническая система находилась полностью под землей и, что никаких письменных свидетельств о ее существовании так и не было найдено, за исключением упоминания Геродота. В своих «Историях», в книге третьей, он пишет: «Рытье туннеля началось одновременно с обеих сторон горы... Под горой, высотой до 150 саженей (227 м), был сооружен туннель с двумя входами. Длина туннеля составляет семь стадионов (7×185= 1,295 м), его высота и ширина 8 футов (2, 44 м), по которым вода из большого источника по трубам доставляется в город. Инженером этого сооружения был Эвпалин из Мегары, сын Нафстрофа...»
Стоит отметить, что в древнем тексте не упоминается местоположение туннеля, но указывалось, что гора находилась к северу от главного города острова, а также было указано, где находился источник, хотя к моменту исследований местные жители уже позабыли и об этом. Как оказалось, над ним давно были построены две небольшие часовни, а сам источник опустился значительно ниже поскольку, созданные резервуары поспособствовали просадке грунта, и вода просто потерялась в ручье Святого Иоанна. При этом древний историк не был осведомлен ни о тонкостях проекта, ни об его уникальных особенностях. Единственное, что знал Геродот, побывавший в туннеле и проследивший весь путь акведука, что он горизонтальный и имеет два входа. Это упоминание и заставило археологов вести раскопки с обеих сторон горы.
На данный момент, это единственное документальное упоминание о поистине великом сооружении, которое обнаружили только после перевода работ Геродота в Европе. В конце XIX века велись активные поиски как профессиональными археологами, так и любителями, пока французский археолог Виктор Герен с помощью вождя Алексиса не обнаружил источник и начало акведука. Произошло это знаковое событие в 1856 году. Изыскания, финансируемые местными жителями и под руководством монахов Теофана Арели и Кирилла, велись вплоть до 1882 года, а первое картографирование было проведено в 1884 году. Именно тогда и было обнаружено, что туннель прямолинейный. Этот факт еще больше подчеркнул гениальность автора проекта, ведь произвести настолько точные математические расчеты внутри горы без специальных знаний и измерительных приборов было практически невозможно, но Эвпалину удалось сделать и это.
Поскольку оригинальных научных текстов VI в. до н.э. не сохранилось, Туннель Эвпалина или Самосский акведук (греч. Ευπαλίνειο όρυγμα) представляет собой особо ценное живое свидетельство, доказывающее гениальность древних инженеров и зодчих. С его помощью современникам удалось воссоздать целостную картину научной жизни давнего и малоизученного периода истории человечества.
Интересный факт: Математический интерес древнего гидротехнического сооружения заключается в исследованиях и измерениях, которые были сделаны Эвпалиносом, а также в геометрических задачах, которые ему удалось решить, чтобы воплотить свои планы в конкретной местности и завершить жизнеспособный проект, в полной мере выполняющий возложенные функции. По мнению ученых, наибольшую сложность составляло решение двух проблем. Во-первых, требовалось построить водовод, исходя из выбранного им наклона (0,6%), в соответствии с рельефом и расположением источника ниже уровня самой системы. Во-вторых, он должен был правильно рассчитать расположение двух концов туннеля на разных склонах горы, чтобы они находились на одной и той же высоте, чтобы вести нужное направление выемки горной породы, по которому будут следовать две команды, пытающиеся пробурить гору.
Относительно устойчивый наклон канала по всей его длине (0,6%), а также поддержание прямолинейного направления ведения туннеля в горизонтальной плоскости, доказывают существование какого-то древнего нивелирного устройства, которое использовалось для наблюдения за работами и ее корректировкой. Учитывая тот факт, что основным строительным инструментом для определения вертикального уровня был отвес, то остается лишь фантазировать на тему того, чем пользовался инженер, чтобы спроектировать столь сложное сооружение.
Ученые приблизительно подсчитали, что двум бригадам, работающим только молотком и зубилом, потребовалось 8-10 лет, чтобы завершить проект. При этом было вырублено и вынесено более 7 тыс. кубометров горной породы (не считая наземных работ) и проложено более 5 тысяч глиняных труб. Кстати сказать, на помощь исследователям пришли записи, обнаруженные на стенах тоннеля, которые местами были укреплены опорными стенами, что позволило сохранить свод до наших дней. Оказывается, во время исследования, на каменных стенах обнаружены слова, буквы и знаки красного и желтого цветов, указывающие на производимые измерения, а также имена рабочих.
4. Эвпалинов туннель – яркая достопримечательность острова Самос
Туннель Эвпалинос, являющийся непревзойденным чудом инженерной мысли и топографии, даже сегодня внушает восхищение как своими расчетами, так и совершенством исполнения работы. Когда в 1970-х годах была завершена реставрация и удалось составить детальный план гидротехнического сооружения, туннель открыли для посещений, правда, исследовать древние инженерные коммуникации смогут не все. Авторы Novate.ru, хотели бы сразу же предупредить, что, отправляясь на экскурсию по туннелю, туристы берут на себя всю ответственность за исход мероприятия. Правительство Греции снимает с себя все обязательства в случае несчастного случая, по чьей бы вине он не произошел.
Сами же устроители экскурсий рекомендуют отказаться от путешествия под горой людям с любыми психическими расстройствами, фобиями и нарушениями, связанными с сердечно-сосудистой и дыхательной системами, опорно-двигательным аппаратом, а также с лишним весом и детям до 14 лет (дети с 14-18 допускаются лишь в сопровождении взрослых и без вышеуказанных ограничений по здоровью). Несмотря на то, что открытый для посещений участок туннеля освещается, желательно прихватить с собой фонарик, при этом следует надеть непромокаемую и нескользящую обувь на низкой подошве, не забыв об удобной одежде, ведь в подземелье температура воздуха не превышает 16 градусов.
Справка: В 1992 году древний акведук включен в Список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО, а в 2015 году Международная ассоциация тоннелестроения (ITA – AITES) объявила Эвпалинов тоннель Самоса – «Международной достопримечательностью».
Любые объекты, построенные под землей, всегда вызывали повышенный интерес, и не только у любителей острых ощущений. Тайны древних и не очень туннелей, катакомб и целых городов привлекают исследователей, которым удается и частично разгадать, а частично и развеять мифы, но не всегда народные сказания далеки от истины.
Источник: https://novate.ru/blogs/211023/67737/