16+
Лайт-версия сайта

Новости

Называл Академию художеств «потерянным временем», а новое искусство вызывало негодование: гениальный художник Александр Бенуа


Александр Бенуа — известный русский художник, искусствовед, основатель творческого объединения «Мир искусства». Он не мог терпеть современное искусство: оно вызывало у него лишь негодование, хотя художник искренне пытался понять современный арт. Бенуа был настоящим трудоголиком и дорожил каждой минутой, поэтому, решив, что Академия художеств — это «потерянное время», он ушел оттуда, проучившись там всего 4 месяца. За сутки ему удавалось поработать над своими полотнами, создать эскизы декораций и костюмов для театра, написать статью об искусстве — и такая загруженность была у него ежедневно. Более подробно о творчестве гениального художника — далее в материале.



Творческая семья в нескольких поколениях

 

Александр Бенуа появился на свет в семье архитектора Николая Бенуа и музыкантки Камиллы Кавос. По материнской линии у Александра были итальянские корни, а по отцовской — французские. После французской революции семья отца переехала в Петербург, где и появился на свет в 1870 году гениальный художник Александр Бена. Несколько поколений его рода тем или иным образом были связаны с искусством, так что большая часть деятелей культуры Серебряного века приходились ему родственниками. Бенуа с малых лет пребывал в творческой атмосфере.

Александр Бенуа в юные годы

 

Александр Бенуа в юные годы



Его прадед Катерино Кавос был композитором, дед Альберт Кавос — архитектором, построившим множество московских и петербургских зданий, в том числе и спроектировавшим здание Мариинки. Старшие братья Александра, Альберт и Леонтий, также прославились как художники и архитекторы. Помимо этого, среди его родственников было много известных творческих личностей в кино, живописи и других сферах.

Разочаровался в Академии искусств



В своих мемуарах Бенуа вспоминал, что на формирование его взглядов и стремлений повлияли 2 фактора. Первым стали невероятные впечатления от театра. С малых лет и до конца своих дней у Александра Николаевича был настоящий культ театра, так как он считал, что только на сцене можно достичь высшей цели искусства — совмещение искусств. Второй фактор — эстетическое наслаждение от загородных резиденций, петербургских дворцов и поместий. Необходимо отметить, что художественный вкус и взгляды юного Бенуа формировались в противовес его членам семьи, которые придерживались консервативных убеждений.

«От разнообразных петергофских впечатлений, вероятно, и произошел весь мой дальнейший культ Петергофа, Царского Села, Версаля», - Александр Бенуа

 

«От разнообразных петергофских впечатлений, вероятно, и произошел весь мой дальнейший культ Петергофа, Царского Села, Версаля», - Александр Бенуа


Александр начал рисовать еще в возрасте 3 лет, и, немного повзрослев, юноша решил, что хочет стать художником. В 15-летнем возрасте Александр начал обучение в петербургской частной гимназии, где познакомился со многими творческими людьми, включая Сергея Дягилева, с которым со временем создал общество «Мир искусства».В 1887 году, еще обучаясь в гимназии, юный художник начал посещать вечерние занятия в Академии художеств. Правда ничего, кроме огорчения, ему это не принесло. Тогда Александр решил, что лучше получит юридическое образование, а вот художественному мастерству он будет обучаться сам, по своей программе. Также ему помог познать базовые художественные навыки его старший брат Альберт, прославившийся как прекрасный акварелист.

Бенуа написал «Азбуку в картинках» и создал иллюстрации к «Медному всаднику» и «Пиковой даме» Александра Пушкина, которые вошли в историю книжной графики

 

Бенуа написал «Азбуку в картинках» и создал иллюстрации к «Медному всаднику» и «Пиковой даме» Александра Пушкина, которые вошли в историю книжной графики



Проучившись 4 месяца в Академии художеств, Александр понял, что совершенства в этой стезе можно достичь лишь с помощью самообразования. Самостоятельные занятия живописью не были напрасны, и уже в 1893 году работы Бенуа были впервые представлены на выставке «Русского общества акварелистов». Впрочем, учиться он никогда не переставал, постоянно узнавая что-то новое для себя. К слову, это помогло ему стать прекрасным историком искусства. Впервые художник дебютировал в качестве искусствоведа в 1894 году.

Тогда он написал очерк о русском искусстве на немецком языке в книге Рихарда Мутера «История живописи в XIX веке». В тот же год на родине художника были опубликованы русские переводы его очерка, и о нем заговорили как о потрясающем искусствоведе, который сумел перевернуть сложившиеся понимания о становлении русского искусства. Таким образом Бенуа начал активно развиваться как в практике, так и в теории искусства, причем его энергии и сил хватало на сохранении этого двуединства на многие годы.

Александр Бенуа, «Герман в доме графини», иллюстрация к «Пиковой даме», 1905

 

Александр Бенуа, «Герман в доме графини», иллюстрация к «Пиковой даме», 1905



Формирование стиля



Александру Бенуа был свойственен «пассеизм» — пристрастие к прошлому и равнодушие к настоящему и будущему. Он признавался, что еще с юных лет у него было более нежное отношение к прошлому, чем к настоящему. На формирование его авторского стиля как художника повлияли путешествия за границу, изучение искусства Западной Европы и, конечно же, петербургская культура.Кто знаком с творчеством Бенуа, однозначно заметили особую любовь художника к написанию царского Петербурга с его невероятной красотой дворцов и парков.

Также его творчеству свойственны изображения сцен из жизни исторически значимых личностей, пейзажи романтичной Франции и виды Версаля. Любовь к Франции у него появилась после того, как он впервые посетил эту страну (1896 —1898). Эта поездка дала Бенуа хороший толчок в плане художественного развития. По его словам, «сокровища Парижа» помогли развить заложенный в нем дар «восприятия красоты».

 

 

Александр Бенуа, «Эскиз декорации к комической опере Ш. Гуно «Лекарь поневоле», 1924

 

Александр Бенуа, «Эскиз декорации к комической опере Ш. Гуно «Лекарь поневоле», 1924



Серия акварелей «Последние прогулки Людовика XIV», которую он создал впечатлившись от поездок во Францию, стала первой серьезной работой Бенуа и показала его как талантливого художника со своим собственным стилем и видением. Данная серия надолго закрепила за художником звание «певца Версаля и Людовиков». Также особое место в его жизни и творчестве занимал театр. Он создавал невероятные эскизы костюмов и декорации к постановкам, а также помогал в подготовке Русских сезонов Дягилева в Париже.

Сотрудничество с Максимом Горьким



Бенуа был настоящим борцом за сохранение культурного наследия, поэтому после переворота он начал сотрудничать с Горьким в Комиссии по сохранению архитектурных памятников Петербурга и памятников искусства, включая его окрестности. Он пытался донести до людей, что это все по праву народное имущество и им должен владеть народ. Александр Николаевич говорил, что идея народности искусства должна была ожить с особой силой.

Александр Бенуа, Петр I на прогулке в Летнем саду, 1910

 

Александр Бенуа, Петр I на прогулке в Летнем саду, 1910



Художник одним из первых посетил Зимний дворец после его атаки, описав увиденное в своих мемуарах. Он помогал возобновить деятельность Русского музея, а также создать новую экспозицию искусства. Со временем Бенуа уже заведовал картинной галереей в Эрмитаже.«Мир искусства»По мнению Бенуа, творческое объединение «Мир искусства», впрочем, как и его одноименный журнал, стал «практической необходимостью». Он объяснял это тем, что в обществе передвижников назревал кризис, поэтому художникам, особенно молодым, нужно было задать новый вектор развития.

Этот журнал знакомил аудиторию не только с отечественной живописью и архитектурой, но и с классикой и модерном западного мира.Главной целью творчества «Мир искусства» считал красоту, на что и делал упор. Впрочем, субъективность красоты давала творцам абсолютную свободу не только при выборе темы, но и средств ее достижения. Именно «Мир искусства» подготовил торжественный «выход в свет» русского авангарда, так как именно это творческое объединение перенастроило оптику восприятия искусства.

Их интересовало только искусство, а не жизнь, поэтому неудивительно, что они так рьяно боролись против бытовухи и протокольной документалистики передвижничества. Можно сказать, что мирискусстники первыми сформулировали девиз будущего авангарда — «Искусство ради искусства». Бенуа считал, что искусство не должно быть похожим на жизнь, так как жизнь монотонна и не радует глаз. К слову, это еще раз доказывает уход Бенуа от жизни в какие-то отвлеченные миры прошлого.

Александр Бенуа, картина «Купальня маркизы»,1906

 

Александр Бенуа, картина «Купальня маркизы»,1906



Впрочем, прошлое интересовало художника и его сподвижников не в качестве исторического факта, а как нечто, способное порождать новое искусство, а также острое переживание былого и сама атмосфера ушедшего времени.Разочаровавшись в новой власти и идеологии, в 1926 году Александр Бенуа эмигрировал в любимую Францию. Больше всего его расстроила распродажа правительством СССР полотен эрмитажной коллекции ради получения средств для индустриализации страны — с этим он уже смириться не смог.

Эмигрировав во Францию, Бенуа продолжил любимое дело: писал картины, создавал театральные декорации и прочее. Скончался художник на 89 году жизни, оставив после себя большое творческое наследие в виде картин, книг, публикаций и мемуаров. Так что в своих многочисленных работах он останется жить навечно.

Источник: https://kulturologia.ru/blogs/030623/56310/




Комментарии:

Нет комментариев
Оставлять сообщения могут только зарегистрированные пользователи

Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта

Лягушачьи лапки

Присоединяйтесь 




Наш рупор

 
Он пройдет разбивая ногой
Зеркала пузырящихся луж
По пути забирая с собой
Сотни тысяч потерянных душ.


Присоединяйтесь 







© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft