16+
Лайт-версия сайта

Новости

Как видели отдых у моря художники прошлого: Шезлонги, шляпки-канотье и белые оборки




Лето – время отпусков и, конечно же, пляжного отдыха! Стереотипное представление о лете – песок, волны, свежий загар или тень от тента, безудержное веселье или созерцание морских далей… И хоть человечество открыло для себя пляжи совсем недавно, а коврики, купальники и обнаженная кожа, добровольно подставленная лучам солнца – изобретение двадцатого века (хотя историки могут опровергнуть этот факт, сославшись в определенных аспектах на античность), художники писали сцены пляжного отдыха буквально с того момента, как первые смельчаки решились бросить вызов общественным нормам и аристократической бледности.



Джон Констебл, «Брайтон-Бич»

 

 

Брайтон-Бич.

 

Брайтон-Бич.



Ведущий британский пейзажист XIX века, новатор и реформатор живописи, Джон Констебл с особой любовью писал все разнообразие природных состояний. В двадцатые годы его супруга, страдавшая туберкулезом, убедила его отправиться в Брайтон - самый оживленный морской курорт Англии, расположенный на побережье Ла-Манша. Она надеялась, что морской воздух принесет ей облегчение. Впрочем, сам художник свежести морского бриза и красоты пейзажа не оценил. В письмах друзьям он жаловался на упадок нравов и толпу, притащившуюся на пляж «ради моды» - и мешающую любоваться красотами. Однако в его работах нет ни тени этого критичного настроя – лишь спокойствие, безмятежность и надежда.

Чарльз Кондер «Выходные в Ментоне»



Выходные в Ментоне.

 

Выходные в Ментоне.



В конце XIX века импрессионистские тенденции коснулись и Австралии. Местные художники стремились соединить инновационные приемы европейской живописи и особенности австралийского ландшафта. Леса, тихие пригороды, растущие города, пляжи… Чарльз Кондер был важнейшей фигурой в числе молодых австралийских художников, экспериментатором, искателем, вдохновителем. «Выходные в Ментоне» - одна из самых известных его работ, ознаменовавшая новый период в творчестве художника и новую высоту австралийского импрессионизма. В ней есть и безупречная техника, и свет, и сияние – и в то же время какая-то неестественность, отчужденность, близость еще не рожденному сюрреализму.

Клод Моне, «Пляж в Трувиле»



Пляж в Трувиле.

 

Пляж в Трувиле.



Но нельзя обойтись и без пляжных этюдов ключевых представителей импрессионизма. Трувиль – морской курорт в Нормандии – был точкой притяжения многих художников. Клод Моне не избежал его очарования и писал там неоднократно. В его работах – узнаваемая «пляжная» публика. Скучающие молодые девушки под присмотром матерей и компаньонок, флиртующие пары, господа, одетые, как нам сейчас кажется, не по погоде – и бесконечные морские дали.

Джон Слоун, «Отдых на пляже»



Отдых на пляже.

 

Отдых на пляже.



Однако время кринолинов и строгих костюмах на пляжах неизбежно уходит в прошлое – появляются купальные костюмы. Публику, уже такую свободную в манерах и нравах (и костюмах!) запечатлел в своей работе «Отдых на пляже» американский художник-импрессионист Джон Слоун. Он писал исключительно фигуративные картины, отражая повседневную жизнь соотечественников. Начинал он как карикатурист – поэтому его живопись сохраняет несколько ироничный, подчас критический взгляд на персонажей.

Эдвард Генри Поттаст, «На пляже»



На пляже.

 

На пляже.



И еще один американский импрессионист – Эдвард Генри Поттаст. Поттаст писал насыщенные, наполненные воздухом и солнцем сцены отдыха на просторах Центрального парка, пейзажи Новой Англии и пляжные сцены на Лонг-Айленде. Несмотря на то, что Поттаст почти до сорока лет был известен как литограф, именно эти оживленные сценки сделали его по-настоящему знаменитым и вошли в коллекции музеев по всей Америке.

 

Зинаида Серебрякова «Пляж с зонтиками»



Пляж с зонтиками.

 

Пляж с зонтиками.



Серебрякова много лет жила и работала во Франции, однако каждое лето стремилась уехать из Парижа – к морю. Однако для нее самой эти поездки становились не отдыхом, а новым поводом для работы. В Ментоне, курортном городе на Лазурном берегу, она создала множество набросков, этюдов и зарисовок, посвященных оживленной пляжной жизни. Ряд зонтиков, люди в купальниках и полотенцах, шезлонги и морские волны… «Пляж с зонтиками» - быстрая, легкая, почти этюдная работа, отражающая скоротечность времени и эфемерность летнего счастья.

К.А. Прохоров, «Артек»



Артек.

 

Артек.



И ближе к нашему времени. Константин Александрович Прохоров – советский живописец, чьи работы экспонировались по всему миру. Годы его ученичества прервала война, однако он неуклонно стремился вернуться к живописи. Он окончил Симферопольское художественное училище имени Н.С. Самокиша и преподавал там, одновременно учился еще и в Ленинграде. Большой период его творчества посвящен Крыму. «Артек» - полотно, залитое солнцем, и зритель может ощутить и его жар, и свежесть морского воздуха, и ослепительный свет, услышать гомон детских голосов…

 

П.А.Нилус, «На мостике»



На мостике.

 

На мостике.



Петр Нилус родился в в усадьбе Бушены в Подольской губернии в обрусевшей швейцарской семье. Его дед был генералом — участником войны 1812 года. Довольно долго прожил в Одессе, где получил начальное художественное образование – продолжил он его в Санкт-Петербурге, хотя и недолго, поскольку по рекомендации Репина вернулся на родину и принял участие в организации Товарищества Южнорусских художников. Иван Бунин, обычно критически настроенный по отношению к другим творцам, называл Нилуса поэтом живописи, тепло с ним дружил, соседствовал в эмиграции. Нилус испытал влияние импрессионистов и символистов – впрочем, за «декадентские» мотивы его критиковали. Он уехал во Францию в 1923 году. Но прежде, на излете века, он успел написать множество морских пейзажей и жанровых картин, посвященных Одессе. «На мостике» - одна из них.

А.Н. Аверин, «На пляже»



На пляже.

 

На пляже.



А вот пляжные сценки с прекрасными незнакомками в шляпках и оборках, с кружевными зонтиками, очень популярные в последнее время в социальных сетях и у любителей той живописи, что призвана радовать глаз – написаны нашим современником. Александр Аверин родился в 1952 году в Московской области. Сегодня он признанный мастер «винтажных» жанровых сценок.
Однако, пусть его героини – гостьи из прошлого, пейзажи написаны под впечатлением от посещения реальных мест.


Текст: Софья Егорова.

Источник: https://kulturologia.ru/blogs/070623/56422/




Комментарии:

Нет комментариев
Оставлять сообщения могут только зарегистрированные пользователи

Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта

"История о старых уличных музыкантах" для Вас!

Присоединяйтесь 




Наш рупор

 
Оставьте своё объявление, воспользовавшись услугой "Наш рупор"

Присоединяйтесь 







© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft