Зарегистрировано — 123 848Зрителей: 66 906
Авторов: 56 942
On-line — 26 053Зрителей: 5167
Авторов: 20886
Загружено работ — 2 131 400
«Неизвестный Гений»
Новости
Суровый арктический дрейф, или Почему два с половиной года не могли спасти «Георгия Седова»
Арктический дрейф парохода ледокольного типа «Георгий Седов» продолжался 812 суток. Путь, составивший в общей сложности более 3300 миль, проходил по петляющей неровной траектории. Интересно, что накануне экстремальной зимовки «Георгий Седов» пребывал в рядовом плавании. Но внезапно оказавшись в ледовом плену, экипаж принял решение переквалифицироваться в научную экспедицию. Не взирая на отсутствие на борту профессиональных ученых и специального оборудования, были решены важные исследовательские задачи всесоюзного уровня.
Спасательная экспедиция и внезапный плен
«Георгий Седов», изначально именовавшийся в Ньюфаундленде «Беотиком», приобретен российским министерством торговли и промышленности в 1916 году. 3 года пароход использовали для зимних грузовых перевозок по Белому морю. В начале 1917-го судно оснастили 76-мм орудием и пополнили флотилию Северного Ледовитого океана.
До 1919 года, в Гражданскую войну, судно ходило под флагом интервентов. В 1928-м «Георгий Седов» выполнял ответственную миссию по поиску потерпевших неудачу участников итальянской экспедиции Умберто Нобиле. В дальнейшем пароход-ледокол продолжал доставлять грузы на полярные станции и участвовать в исследовательских работах. Когда на пути следования к Северной Земле обнаружились новые острова, на судне работали представители Арктического института.
Попытки спасения
На исходе 1937-го пароход плавал у Новосибирских островов. В том году сложные погодные условия усложняли арктическую навигацию. В середине осени «Георгий Седов» отправился в море Лаптевых, где во льдах застряли два парохода - «Садко» и «Малыгин». Ледокольный пароход, вызволяя коллег, повредил собственный руль. В результате в ледовом плену оказались уже три судна. С материка поступил приказ оставаться на зимовку. Долгий дрейф «Георгия Седова» стартовал 23 октября 1937-го. Стоянка была активной. За пару месяцев дрейфующие лодки обошли Новосибирские острова и круто развернулись на запад. На трех пароходах все это время находились 217 человек. Власти решили проводить спасательную операцию, эвакуировав большинство людей. На судах должны были остаться по 11 моряков для обслуживания и научных наблюдений. Эвакуацию возложили на полярную авиацию, и в апреле 1938-го тяжелые самолеты перевезли на Большую землю 184 арктических пленника. Оставшимся пополнили запасы продовольствия, зимней одежды и топлива.
Накануне, в марте, капитаном «Георгия Седова» назначили перешедшего с «Садко» Константина Бадигина. Опытный 29-летний моряк зарекомендовал себя как волевой и хладнокровный специалист. Эти капитанские качества оказались крайне важными в последующие сложные периоды дрейфа, когда напряжение экипажа достигло предела.
К концу лета «Садко» и «Малыгина» спас пробившийся через льды «Ермак». При попытке буксировки третьего ледокола треснул его гребной вал, уйдя с винтом на дно. «Георгий Седов» с серьезными повреждениями рулевого устройства и 15-ю добровольцами на борту был вынужден оставаться на вторую зимовку.
Годы дрейфа и стойкий экипаж
У экипажа «Г.Седова» теперь были две задачи: противостоять ледовым стихиям, чтобы сохранить в целости судно, и использовать дрейф для реализации научных исследований. Обе задачи в сложившихся обстоятельствах оказались чрезвычайно трудными. Но моряки держались стойко и решительно, и уже в первый год дрейфа опровергли гипотезу о существовании Земли Санникова. Последние сто лет этот вопрос занимал умы ученых и путешественников. Проводившиеся экипажем «Седова» промеры глубин уточнили северные границы моря Лаптевых, значительно обогатив тогдашние знания об Арктике. Параллельно велись работы по корпусу судна: согнутый руль вскоре привел к тяжелым последствиям.
Опыт первой зимовки показал, что нужно усилить борьбу с напором льдов. Для этого корпус изнутри усилили подпорками из брусьев. Подрывая аммоналом острые льдины, моряки создавали вокруг парохода своеобразную подушку из обломков. Это и позволило выдержать свыше полтораста сжатий льдов. Часть эпизодов были настолько опасными, что экипаж готовился к эвакуации с судна на ближайшие льдины. К лету 1939-го моряки восстановили и рулевое управление, реализовав оригинальную инженерную мысль. После высвобождения «Седов» швартовался в Мурманске самостоятельно.
К очередной зиме дрейф отнес пароход далеко на запад - в Гренландское море. Но на помощь героическому судну из Мурманска уже выходил новенький мощный ледокол «Иосиф Сталин».
«Сталин» и высокие награды
Путь не был простым, и Гренландское море встретило ледокол тяжелыми льдами свыше двух метров толщиной. До «Седова» - 84 мили. Пришлось дождаться, пока сильный ветер разгонял сплоченные ледовые поля. И вот, к полудню 13 января 1940-го корабли наконец соединились, и в арктических просторах прогремело «ура». К слову, накануне ледокол «Иосиф Сталин» дважды совершил сквозное плавание из Мурманска в Анадырский залив Берингова моря и назад. Так был полноценно освоен Северный морской путь. Впоследствии, в Великую Отечественную по нему успешно переходили военные корабли с дальневосточного направления в Баренцево море. В послевоенные годы по этому маршруту совершались массовые перевозки хозяйственных грузов.
Научные результаты экипажа дрейфующего «Георгия Седова» пополнили научную копилку ценнейшими данными, что в будущем помогло исследовать северные пути. Весь Союз следил за отважным дрейфом и железной волей советских моряков, а те, в свою очередь, признавались, что выстояли по одной причине. Они были твердо уверены, если придет беда, Родина их спасет. За героическое выполнение сложнейшей научно-исследовательской программы в суровых арктических условиях, за проявленные мужество и стойкость 15 членов экипажа парохода «Георгий Седов» получили звания Героя Советского Союза.