Зарегистрировано — 123 831Зрителей: 66 890
Авторов: 56 941
On-line — 12 217Зрителей: 2377
Авторов: 9840
Загружено работ — 2 131 254
«Неизвестный Гений»
Новости
Как делали краски для Вермеера, Рембрандта и других великих живописцев прошлого, и при чем тут ветрянная мельница
Принимаясь за очередную картину, даже самые гениальные живописцы прошлого были вынуждены решать вполне практические задачи. Одна из них сводилась к покупке красок для будущего шедевра, производством которых занимались на специальных мельницах, где измельчали разные цветные породы – так же, как измельчают зерно для получения муки. Сейчас осталась лишь одна такая мельница, работающая по стандартам 400-летней давности, и находится она в Нидерландах.
Старинная мельница для производства пигмента
Мельницы вообще были тесно связаны с искусством живописи – они и поставляли в мастерские художников необходимые для палитры краски, и сами появлялись на полотнах в качестве эффектной детали пейзажа. Конечно, главным назначением мельниц было изготовление муки, а еще – масла. Но не только продукты питания обеспечивали голландцам процветание в XVI-XVII веках. Среди тысяч мельниц, чьи гигантские крылья украшали нидерландские земли, были и такие, как De Kat, которая стала последней из себе подобных, а потому – уникальной.
De Kat в переводе – «кошка», эта мельница находится в деревне Зансе Сханс к северу от Амстердама. Сейчас вся деревня – популярный туристический объект, музей под открытым небом, а еще здесь находится единственная в своем роде мельница по производству пигмента. Работа выполняется по технологиям XVII века. Это не дешево и не просто, зато аутентично; и для желающих понять, что стояло за возникновением шедевров того же Вермеера, работа мельницы, конечно, представляет особенный интерес.
Известно, что Ян Вермеер не скупился на дорогие краски во время работы – особенно любил он использовать ультрамарин, который получали из полудрагоценного камня лазурита, измельченного до состояния пыли на подобной мельнице и перемешанного с льняным или другим маслом, чтобы получилась краска. Вопреки традициям, Вермеер не просто использовал много ультрамарина, он еще и смешивал его с другими красками, добиваясь новым цветов и оттенков – например, фиолетового, коричневого. С точки зрения современников, это было более чем расточительно, но зато придавало картинам голландца дополнительную ценность.
Что измельчали на мельнице De Kat
И сейчас владелец мельницы Пит Кемпенаар готов продемонстрировать посетителям процесс дробления и измельчения лазурита ради получения краски «как в XVII веке». Кстати, далеко не каждый яркий камень, пройдя через жернова мельницы, сможет дать цвет: изумруд, бирюза, нефрит превратятся в бело-серый порошок, дорогой, но бесполезный для художников и прошлого, и настоящего. Требовалось знать, какие горные породы каким пигментом в итоге станут: киноварь – теплым красным, малахит – зеленым; а еще – знать, что нужно использовать, чтобы получить охру, умбру, сиену, терре верте и прочие оттенки.
Мельница впервые была сооружена на этом месте в 1646 году, почти четыре столетия назад. На протяжении своего существования она использовалась не только для производства красок, но и для получения масла, и для помола нюхательного табака. В 1782 году она сгорела, но спустя некоторое время была восстановлена, и на протяжении своей долгой истории не раз меняла назначение. Когда-то на мельнице измельчался уголь для чугунолитейного завода. А в 1960 году здесь вновь начали измельчать камни и получать «цветную пыль».
Огромные крылья мельницы, вращаясь благодаря силе ветра, приводят в движение систему деревянных шестеренок, шкивов, канатов, и тяжелые, в 10 тонн, гранитные жернова сначала разбивают и дробят, а потом перетирают в пыль разные породы. Работа занимает несколько часов, в течение которых мельница скрипит и «стонет», так же, как и во времена золотого века нидерландской живописи, когда местные краски обеспечивали функционирование сотен голландских мастерских.
Цена красоты
Оказывается, можно быть практически равнодушным к живописи, но очень сильно интересоваться производством красок для этого творческого процесса. Это про владельца De Kat, который с 1981 года арендует у местной организации мельницу и не устает руководить этим маленьким предприятием, сохраняющим традиции давнего прошлого. Работа мельницы по-прежнему зависит от ветра и его силы, а день мельника начинается с проверки прогноза погоды.
Драгоценный ультрамарин художники XVII века использовали в последнюю очередь, когда картина уже была полностью оплачена заказчиком, причем таким заказчиком, который мог позволить себе этот продукт работы мельниц, похожих на De Kat. Но высокая цена за краски – еще полбеды. Некоторые красители делали из токсичных материалов, вредивших и здоровью художника, и состоянию ценителей его таланта.
Комментарии:
Нет комментариевМюзикл - дуэт! Приглашаем,
Друзья, всех, послушать!
Рупор будет свободен через:
22 мин. 32 сек.