16+
Лайт-версия сайта

Новости

Кто из современных художников увлекался оккультизмома, и Как это отразилось на их картинах



Медиумизм, восточная философия и древние ритуалы исцеления — это практики, которые оставили свой след во многих современных произведениях искусства. Влияние оккультизма и спиритизма не прошло бесследно и для художников, черпавших вдохновение в потусторонних мирах, снах, теориях, учениях и практиках. Неудивительно, что их многогранные и не до конца понятные работы всё ещё привлекают внимание, мало кого оставляя равнодушным.



Василий Кандинский


Умиротворенные напряженности, Василий Кандинский, 1937 год.  Фото: bing.com.

 

Умиротворенные напряженности, Василий Кандинский, 1937 год. Фото: bing.com.

 

Несмотря на то, что при упоминании об абстрактном искусстве в голове всплывает Кандинский, он не был первым художником-абстракционистом, зато был одним из ведущих теоретиков абстрактного искусства и духовности. Его самая широко известная книга «О духовном в искусстве» представляла собой подробное исследование связей между линией, цветом, эмоциями и духовным состоянием художника. Василий ещё больше отделил искусство от осязаемой реальности, поместив его в свою собственную сферу. Художник изучал русские народные традиции и верования, а также восточную философию и религиозные практики. Другим аспектом, который способствовал его исследованиям духовного, была его синестезия — неврологический феномен, вызывающий смешанное восприятие различных органов чувств. Это означало, что Кандинский был способен буквально слышать цвета, линии и текстуры.

Пит Мондриан


Эволюция, Пит Мондриан, 1911 год.  Фото: uploads7.wikiart.org.

 

Эволюция, Пит Мондриан, 1911 год. Фото: uploads7.wikiart.org.



Мондриан наиболее известен своими геометрическими абстракциями. Тем не менее знаменитый современный художник также работал над фигуративным искусством, которое было сильно вдохновлено оккультными идеями, циркулирующими в Европе. Духовность была важна для Пита на всех этапах его жизни. Он вырос в протестантской семье, но во время учёбы в Амстердамской академии искусств заинтересовался теософией, йогой и медитацией. Одной из ключевых концепций для теософов была эволюция. Однако они применили её не только к физическому, но и к духовному развитию человеческой расы. Картина Модриана 1911 года под названием «Эволюция» проиллюстрировала эту концепцию. Она олицетворяет человечество, выходящее за пределы физического тела, расы и пола.

Хильма аф Клинт


Слева направо: Группа IX/UW, Голубь № 9, Хильма аф Клинт, 1915 год Портретная фотография Хилмы аф Клинт, сделанная неизвестным фотографом.

 

Слева направо: Группа IX/UW, Голубь № 9, Хильма аф Клинт, 1915 год Портретная фотография Хилмы аф Клинт, сделанная неизвестным фотографом.



Хильма аф Клинт была забыта на долгие годы, пока её искусство наконец не дошло до зрителей. Она создавала свои удивительные картины в гордом одиночестве, под руководством Высших мастеров по имени Гамалиил и Ананда. По словам Хильмы, эти существа связались с ней во время спиритического сеанса, сказав, что у неё есть миссия донести священные знания до людей её мира. Её картины были частью зашифрованных посланий, и она объясняла их значение в своих многочисленных записных книжках. Работы Хильмы должны были служить диаграммами неосязаемых и потусторонних процессов.

Самый известный проект Клинт назывался «Картины для храма». Почти двести картин должны были висеть в здании со спиральной структурой, которое она спроектировала. Однако ей так и не удалось его закончить. В конце концов, её желание в некотором роде сбылось, когда в 2018 году работы были выставлены в знаменитом спиралевидном здании, похожем на храм, Музея Гуггенхайма в Нью-Йорке.

 

Франтишек Купка


Слева направо: Исследование языка вертикали, Франтишек Купка, 1911 год.  Франтишек Купка.

 

Слева направо: Исследование языка вертикали, Франтишек Купка, 1911 год. Франтишек Купка.



Чешский художник Франтишек Купка был ещё одной важной фигурой в зарождении абстрактного искусства. Его спиритический путь начался намного раньше, чем его артистическая карьера. В раннем подростковом возрасте Франтишек работал подмастерьем у изготовителя сёдел. Пожилой мужчина был убеждённым спиритуалистом и произвёл впечатление на юного Купку рассказами о космосе и сакральной геометрии. Начав свою карьеру в качестве художника-фигуративиста, Франтишек постепенно перешёл к тотальной абстракции. Он называл свои картины цветовыми симфониями и исследовал способы выражения своего внутреннего состояния и турбулентности с помощью гармонии линий и цветов. Как и многие другие в этом списке, Купка экспериментировал с медиумизмом и трансом, стремясь к контакту с высшими мирами.

Жанна Жакмен


Слева направо: Жанна Жакмен.  Мучительная и славная корона, Жанна Жакмен, 1892 год.

 

Слева направо: Жанна Жакмен. Мучительная и славная корона, Жанна Жакмен, 1892 год.



Информации об этой загадочной французской художнице немного, но сохранившиеся свидетельства о её жизни, творчестве и признании поистине интригуют. Фигуры на её пастельных рисунках можно рассматривать как автопортреты, но они также представляют собой довольно андрогинные тела. Андрогинность была концепцией, популярной среди художников-символистов, представляющей следующий уровень развития человеческой души, позволяющий ей преодолеть биологические и социальные ограничения пола. Жанна даже зашла так далеко, что воплотила свои черты в рисунке головы Иисуса Христа, который многие расценили как возмутительный поступок.

Несмотря на то, что интерес Жакмен к различным формам оккультизма, таким как оккультное христианство и розенкрейцерство, частично способствовал её художественному прогрессу и успеху, это могло также навредить ей. Некоторые искусствоведы полагают, что творчество Жанны было намеренно замалчиваемо из-за её сомнительных оккультных связей. Во многих источниках современники описывали её как сатаниста, который некоторое время жил в сатанинской коммуне.

Иоганнес Иттен


Слева направо: Цветовая сфера в 7 значениях освещенности и 12 тонах, Иоганнес Иттен, 1921 год.  Иоганнес Иттен.

 

Слева направо: Цветовая сфера в 7 значениях освещенности и 12 тонах, Иоганнес Иттен, 1921 год. Иоганнес Иттен.



Иоганнес Иттен был одной из главных фигур движения Баухауз. Он был автором многих идей по теории цвета, которые до сих пор преподаются в художественных школах. Однако Иоганнес считал, что мистицизм и исследование духовного так же важны для художника, как надлежащее образование и постоянная практика. Он был членом Маздазнана, основанного на зороастризме культа огня. Во время учёбы в Баухаузе Иттен внедрил в своё преподавание дыхательные упражнения Маздазнана, гимнастику и даже специальную диету. Однако у этого была и более темная сторона. Будучи совершенно новым учением, зародившимся в Америке, несмотря на то, что оно маскировалось под древний азиатский культ, Маздазнан в значительной степени опирался на расизм и прямо провозглашал духовное превосходство белых людей. Эта идея пришлась не по вкусу многим преподавателям и студентам Баухауза, которые глубоко интересовались африканским и азиатским искусством.

 

Николай Рерих


Змей мудрости, Николай Рерих, 1924 год.  Фото: i.pinimg.com.

 

Змей мудрости, Николай Рерих, 1924 год. Фото: i.pinimg.com.



Родившийся в Санкт-Петербурге в семье состоятельного отца-немца и русской матери, Николай Рерих с ранних лет заинтересовался археологией, русской историей и народными сказками. Позже его интерес к религии и истории увёл его из России в Соединённые Штаты, а затем в Индию. Уже будучи опытным художником, Николай стал широко известен после своих путешествий в Индию и изучения восточных философий и религий. Он пошёл достаточно далеко, чтобы основать своё собственное весьма противоречивое духовное учение Агни Йога, которое сочетало индуистскую философию с западной оккультной традицией. На его самых известных картинах изображены буддийские и индуистские святыни, а также сцены из индуистской мифологии. Помимо духовных исследований, Рериха также помнят, как человека, стоявшего за так называемым Пактом Рериха, договором о защите культурного наследия во время военных конфликтов.

Эмма Кунц


№393, Эмма Кунц.  Фото: imagenes.elpais.com.

 

№393, Эмма Кунц. Фото: imagenes.elpais.com.



Эмма Кунц считала себя целительницей и практикующим врачом. Предполагалось, что её работы будут рассматриваться не как произведения искусства сами по себе, а как медицинские инструменты и схемы духовного знания. У неё не было никакого образования, если не считать того, что она училась в сельской школе. Она наотрез отказалась читать какие-либо другие книги, кроме книги по траволечению, однако у неё был разумный подход к своим духовным исследованиям. Эмма сделала большинство своих рисунков, используя два маятника, нефритовый и серебряный, которые отмечали траектории и точки пересечения на рисунках. Затем она соединила отмеченные области, создав яркие геометрические узоры. В то время как Кунц была открыта для объяснения значений своих рисунков другим, она никогда никому не позволяла записывать эти объяснения.

Поль Рансон


Ведьмы у костра, Поль Рансон, 1891 год.  Фото: staticflickr.com.

 

Ведьмы у костра, Поль Рансон, 1891 год. Фото: staticflickr.com.



Французский художник Поль Рансон был образованным скептиком, и именно по этой причине он попал в этот список. Он был открыто антиклерикален, радикально выступал против любых религиозных авторитетов, в то же время изучал религиозные тексты и держал библиотеку, состоящую из эзотерической литературы. Хотя маловероятно, что он когда-либо был по-настоящему верующим, на разных этапах своей жизни он черпал вдохновение из различных духовных и оккультных источников. Поль интересовался колдовством, христианством, теософией и сатанизмом. Его картины были полны древнеегипетских символов, персонажей из индийской мифологии и обнажённых ведьм. Они часто носили декоративный характер. Художник использовал оккультные визуальные эффекты в качестве ярких театральных декораций для захватывающих историй. На самом деле, он также делал театральных кукол.

Джорджиана Хоутон


Слева направо: Цветок Сэмюэля Уоррана, Джорджиана Хоутон, 1862 год.  Портрет Господа Иисуса Христа, Джорджиана Хоутон.

 

Слева направо: Цветок Сэмюэля Уоррана, Джорджиана Хоутон, 1862 год. Портрет Господа Иисуса Христа, Джорджиана Хоутон.



Джорджиана Хоутон точно так же, как и Хильма создавала автоматические рисунки, утверждая, что её вёл дух по имени Ленни вместе с семьюдесятью Архангелами. В результате она создавала абстрактные композиции из переплетённых огней за десятилетия до того, как слово «абстракция» стало применяться к искусству. Репутация Джорджианы была подпорчена её связью с печально известным фотографом Фредериком Хадсоном. Вместе с Джорджианой Фредерик сделал так называемые фотографии духов умерших людей, прячущихся за спинами своих живых родственников. И Хадсон, и Хоутон вскоре были разоблачены как мошенники. Стало известно, что они использовали двойную экспозицию или даже сами появлялись на фотографиях, чтобы создать впечатление другой фигуры, нависающей над плечами их клиентов.

Источник: https://kulturologia.ru/blogs/010723/56602/




Комментарии:

Нет комментариев
Оставлять сообщения могут только зарегистрированные пользователи

Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта





Наш рупор







© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft