16+
Лайт-версия сайта

Новости

Как древние римляне праздновали свои победы: Триумфы, гладиаторские бои, монеты



Римляне известны своей военной доблестью и знаменитыми завоеваниями. Их успешные военные кампании принесли новые территории, огромное богатство и славу армиям, их лидерам и, как следствие, Риму. Неудивительно, что римские завоевания праздновались по-разному. Это могли быть величественные триумфы, пышные зрелища, великолепные памятники и памятная чеканка монет.



Триумфальные шествия


Похищение сабинянок, Николя Пуссен, Рим, 1637-38 годы (Лувр).  Фото: en.wikipedia.org.

 

Похищение сабинянок, Николя Пуссен, Рим, 1637-38 годы (Лувр). Фото: en.wikipedia.org.

 

Триумф был квинтэссенцией празднования римских завоеваний, могущества Римской империи. Триумфальные шествия были величественными зрелищами, грандиозными парадами, проводившимися в Риме (позже в Константинополе) в честь полководцев-победителей, возвращавшихся из успешных военных кампаний. Однако после основания Римской империи Августом честь триумфа стала предоставляться только императорам и членам императорской семьи. С начала и до конца триумф был самой зрелищной церемонией в Риме. Победоносный полководец, одетый в изысканный наряд, проезжал по главной улице города на колеснице в сопровождении своих войск, пленников и военных трофеев, привезённых из похода.

Триумф Помпея, Габриэль де Сент-Обена, 1765 год.

 

Триумф Помпея, Габриэль де Сент-Обена, 1765 год.



Это событие было зрелищем, достойным восхищения, а также демонстрацией могущества и славы Рима. Например, когда в 272 году нашей эры император Аврелиан праздновал свой триумф, он выставил напоказ своих пленников – императрицу Зенобию и галльского императора Тетрика. Интересно, что последний римский триумф был присужден не императору, а полководцу Велисарию.

Триумфальные арки


Арка Константина (южная сторона), 315 год н.э., Рим.

 

Арка Константина (южная сторона), 315 год н.э., Рим.



Несмотря на то, что триумфы были зрелищем, щедрой демонстрацией могущества и славы Рима и его лидера, они были недолговечными. Поэтому вместо этого римляне построили впечатляющие памятники, ставшие постоянными свидетелями великой победы. Самыми известными из этих сооружений были триумфальные арки, расположенные не только в Риме, но и во всех крупных городах Римской империи. Эти величественные здания были украшены замысловатыми рельефами, скульптурами и надписями, прославлявшими полководца-победителя, покорение побеждённых народов и завоевание новых территорий. Самой известной является арка Тита в Риме, построенная в ознаменование победы будущего императора в иудейской войне. Другим примечательным примером является арка Константина, которая празднует победу императора в гражданской войне. Однако она также служит доказательством легитимности его создателя, символического союза между Константином Великим и правителями прошлого, и провозвестником новой христианской религии.

 

Триумфальная колонна


Слева направо: Гравюра колонны Траяна, Джованни Баттиста Пиранези.  Колонна Траяна.

 

Слева направо: Гравюра колонны Траяна, Джованни Баттиста Пиранези. Колонна Траяна.



Вдоль триумфальных арок римляне построили ещё один грандиозный памятник, который также выступал в качестве мощного элемента имперской пропаганды – триумфальную колонну. Самой известной из этих колонн, посвящённых завоеваниям, несомненно, является колонна Траяна. Вытой тридцать восемь метров, она посвящена завоеванию Дакии императором Траяном. Однако колонна Траяна — это нечто большее, чем просто памятник. Это поразительный символ Римской империи на её вершине. Её знаменитый фриз (когда-то ярко раскрашенный) похож на старинный фильм, повествующий о войне, победе и пропаганде. Другие известные триумфальные колонны включают колонну Марка Аврелия в Риме и колонны императоров Аркадия и Юстиниана, возведенные в Константинополе, ныне утраченные.

Публичные зрелища


Поединок ретиария и мурмиллона (реконструкция).

 

Поединок ретиария и мурмиллона (реконструкция).



Публичные зрелища шли рука об руку с триумфами. После религиозной церемонии, во время которой победоносный вождь приносил жертву римским богам, в первую очередь Юпитеру, верховному божеству, Венере Победительнице (или Победе) и Марсу, римскому богу войны, император руководил великолепным зрелищем. Самыми известными из них были гладиаторские игры, проводившиеся в колоссальных амфитеатрах, таких как Колизей в Риме, гонки на колесницах, инсценированные сражения и охота на животных. Эти зрелища предназначались для развлечения населения, но, что более важно, для повышения престижа императоров, которые часто были покровителями игр. Публичные зрелища также служили для демонстрации богатства, могущества и культурного превосходства Рима, и его лидера как римским гражданам, так и покорённым народам.

 

Монеты


Серебряная монета Октавиана с портретом правителя на аверсе и крокодилом, символом Египта, на реверсе, 28-27 годы до н.э.  Фото: media.britishmuseum.org.

 

Серебряная монета Октавиана с портретом правителя на аверсе и крокодилом, символом Египта, на реверсе, 28-27 годы до н.э. Фото: media.britishmuseum.org.



В то время как триумф, публичные зрелища и величественные памятники ясно передавали зрителям мощь и славу Римской империи, это послание могли увидеть только граждане Рима или те, кто посещал крупные города и мог увидеть величественные памятники. Однако именно монеты могли легко попасть во все уголки огромной империи, позволяя подданным императора познакомиться со своим правителем, которого они никогда не увидят лично, и с его победами. Памятные монеты также сыграли свою роль в укреплении лояльности и поддержки римских войск. На самом деле, даже после того, как римляне прекратили свои завоевания, императоры продолжали чеканить монеты, чтобы отпраздновать свои воображаемые победы. В конце концов, мысль о том, что Римская империя и её император не смогут победить своих врагов, была просто немыслима.

Дупондий  отчеканен в Ниме, на аверсе изображен совместный портрет Августа и его друга Агриппы, а на реверсе – крокодил, привязанный к пальмовой ветви (символизирующий завоевание Египта), 9 - 3 годы до н.э.  Фото: bing.com.

 

Дупондий отчеканен в Ниме, на аверсе изображен совместный портрет Августа и его друга Агриппы, а на реверсе – крокодил, привязанный к пальмовой ветви (символизирующий завоевание Египта), 9 - 3 годы до н.э. Фото: bing.com.



Богатый и могущественный, Древний Египет был заманчивой целью для любого завоевателя. Ослабление власти Птолемеев привело Рим к порогу Египта. Буквально. В 48 году до н.э., после убийства своего соперника Помпея Великого, Юлий Цезарь прибыл в Александрию. Там он был втянут в династическую борьбу между Клеопатрой VII и её братом Птолемеем XIII. В последовавшей гражданской войне легионы Цезаря поддержали Клеопатру, обеспечив ей египетский трон. Однако смерть Цезаря привела к последней войне Римской республики между Марком Антонием и Октавианом. После битвы при Акциуме в 31 году до н.э. Антоний и Клеопатра покончили с собой, оставив Октавиана единственным правителем римского мира и императором—Августом.

Падение царства Птолемеев оставило Египет в руках римлян. В отличие от других провинций, Римский Египет стал частным владением императора, житницей Рима. В ознаменование завоевания и аннексии богатого средиземноморского региона в 28-27 годах до н.э. Октавиан выпустил серию золотых и серебряных монет — первых римских монет, явно прославляющих завоевания. Как и остальные древние денежные знаки, на аверсе монеты изображён портрет правителя (Октавиана). Надпись, отчётливо видимая на реверсе, гордо провозглашает — AEGVPTO CAPTA (Египет захвачен). Сопровождающее изображение крокодила подчёркивает важность завоевания. Нильский крокодил был символом Древнего Египта. Кроме того, древние египтяне считали крупную рептилию потомком бога Собека с головой крокодила. Он, в свою очередь, был защитником фараонов и правителей династии Птолемеев.

Серебряная монета императора Траяна с портретом императора на аверсе и сидящим дакийским пленником на реверсе, ок. 108-109 гг. н.э.  Фото: google.com.

 

Серебряная монета императора Траяна с портретом императора на аверсе и сидящим дакийским пленником на реверсе, ок. 108-109 гг. н.э. Фото: google.com.



Нильский крокодил также изображён на другой римской монете, посвящённой завоеванию Египта. В отличие от более раннего примера (выпущенного по этому случаю), знаменитый дупондий из Нима продолжал чеканиться в течение нескольких десятилетий, с 29 года до н.э. по 10 год нашей эры. На аверсе изображён совместный портрет Августа и Марка Агриппы, что подчёркивает важность союза между двумя близкими друзьями и коллегами. Однако на реверсе использован мотив, изображающий крокодила, прикованного цепью к пальме. Дупондий был медной монетой низкого достоинства, широко использовавшейся в повседневных операциях. Таким образом, эта римская монета служила важным средством напоминания общественности о великой победе Октавиана над Клеопатрой, последней из династии Птолемеев, и покорении Египта.

Не все римские завоевания были настоящими военными действиями. В 30 году до нашей эры Октавиан стал единоличным правителем римского мира. Среди бывших территорий Марка Антония, перешедших под контроль Октавиана, была Анатолия, богатый и урбанизированный регион, наполненный городами, которые могли восходить к классическому греческому периоду или даже за его пределами. Это была древняя и гордая земля, на долю которой выпало немало великих правителей и завоевателей. Но, что более важно, этот район был неотъемлемой частью римской территории с тех пор, как Помпей Великий нанёс поражение Митридату VI, царю Понта, в 63 году до нашей эры.

Серебряная монета Октавиана с портретом правителя на аверсе и cista mystica на реверсе, 29-28 годы до н.э.  Фото: pinterest.com.

 

Серебряная монета Октавиана с портретом правителя на аверсе и cista mystica на реверсе, 29-28 годы до н.э. Фото: pinterest.com.



Тем не менее Октавиан решил ознаменовать своё завоевание Малой Азии специальным выпуском маленькой серебряной римской монеты. Надпись на реверсе — ASIA RECEPTA (Восстановленная Азия) предполагает, что римские власти не хотели сеять смуту среди жителей региона. Режим Октавиана не был насильственной оккупацией. Вместо этого это была мирная реинтеграция отступнической территории в единый домен.

Мотивом, выбранным для иллюстрации послания, была cista mystica, окружённая по бокам двумя змеями и увенчанная фигурой Победы. Образ Победы говорит сам за себя. Cista mystica, священный ларец с живой змеей, был ритуальным предметом, использовавшимся в тайных обрядах Диониса. Этот мотив также был принят многими азиатскими городами в качестве дизайна реверса своих серебряных монет. Таким образом, его появление на римской монете гарантировало сохранение прав и обычаев эллинистических городов, а также процветающее и светлое будущее при новом руководстве.

Золотая монета императора Траяна с портретом императора на аверсе, трофей между двумя сидящими парфянами на реверсе, 112-117 годы н.э.  Фото: google.com.

 

Золотая монета императора Траяна с портретом императора на аверсе, трофей между двумя сидящими парфянами на реверсе, 112-117 годы н.э. Фото: google.com.



На протяжении своей долгой истории Рим вёл многочисленные войны со многими своими соперниками и врагами. Но был один противник, которого Рим рассматривал почти как равного — Персия. Богатая и могущественная империя была заманчивой целью для многих римских полководцев и правителей. Величайшая победа и слава могли быть достигнуты на Востоке. Однако Персия оказалась крепким орешком, и вместо успеха большинство потенциальных завоевателей от Красса до императора Юлиана нашли свою гибель. Одним из немногих римских вождей, которые провели успешную кампанию на Востоке, был император Траян. В своей кампании 115-117 годов н.э. он разгромил Парфянскую империю, приведя римские легионы к берегам Персидского залива. В ознаменование этого великолепного достижения Траян решил выпустить специальную золотую монету. Римская монета, отчеканенная в 116 году нашей эры, с гордостью провозглашает PARTHIA CAPTA (Парфия завоёвана). Текст сопровождается обычным изображением связанных пленников, сидящих среди трофейного оружия и доспехов tropaeum. К сожалению, победа Траяна привела к чрезмерному расширению Римской империи. Римляне никогда не оккупировали территории вокруг Персидского залива, вместо этого отступив к Евфрату. Парфия в конечном счёте восстановилась, продолжая беспокоить Рим ещё более столетия, прежде чем её сменила ещё более опасная империя Сасанидов.

Источник: https://kulturologia.ru/blogs/050723/56633/




Комментарии:

Нет комментариев
Оставлять сообщения могут только зарегистрированные пользователи

Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта

Krestikinoliki На удовольствие!

Присоединяйтесь 




Наш рупор

 
ПРОЩАТЬ И ВЕРИТЬ...
**********************

https://www.neizvestniy-geniy.ru/cat/playcasts/otnosheniya/2616397.html?author

Музыка, исполнение -
Александр Тюрин

395

Присоединяйтесь 







© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft