Зарегистрировано — 123 797Зрителей: 66 856
Авторов: 56 941
On-line — 6 944Зрителей: 1349
Авторов: 5595
Загружено работ — 2 130 651
«Неизвестный Гений»
Новости
Как любимый ювелир королевы Елизаветы II поставил под сомнение главенство бриллиантов: Модный переворот Эндрю Грима
Эндрю Грима – фигура в ювелирном дизайне легендарная. Он возглавил движение британских ювелиров-новаторов шестидесятых годов, будучи при этом в полном смысле представителем модернистского дизайна – лаконичные формы, стремление к эксперименту, смелые решения. Среди его клиентов были члены британской королевской семьи и звезды кино, а сам он говорил, что, пусть его украшения и получают статус музейных ценностей, главное – не забывать, что кольца и подвески вовсе не должны лежать за бронированным стеклом…
Когда не знаешь, кем быть – стань ювелиром
Эндрю Грима никогда не планировал быть ювелиром. Его история – не из тех, где главный герой едва ли не с рождения проявляет исключительный художественный талант, а уже в младших классах создает кольца и колье для всех своих родственниц. Заняться ювелирным делом его вынудила… необходимость работать – и это стало его судьбой. Он родился в Риме в 1921 году, отец его был уроженцем Мальты, мать – итальянкой. Когда ему было пять лет, семья переехала в Великобританию. После окончания университета Грима пять лет прослужил в Бирме, в составе пятой индийской дивизии, а затем вернулся в Англию, совершенно не представляя, чем хочет заниматься. Его тесть держал небольшую ювелирную мастерскую, которая экспортировала украшения в Латинскую Америку и страны Африки.
Бизнес шел плохо – высокие налоги, немалые транспортные расходы, ограничения на импорт… К тому же в Великобритании было множество итальянских ювелирных компаний, с которыми было сложно конкурировать. Чтобы выйти из кризиса, компания начала заниматься тем, что сейчас называется апсайклингом – переделывать старые украшения вместо закупки новых. Тесть Эндрю скончался в 1951 году, и с этого момента он вместе с Майклом Готтшалком (который впоследствии уехал работать во Францию) пытался развивать собственную мастерскую – чтобы создать нечто, способное «перебить» интерес публики к творениям итальянцев.
Когда бриллиант – не главное
В 1961 году Эндрю Грима, большой любитель живописи, посетил выставку современного искусства, которая произвела на него неизгладимое впечатление. Он решился создать такую коллекцию украшений, которая стала бы вызовом общественным предрассудкам относительно ювелирного дизайна. В центр он, разумеется, поставил камень – но это были полудрагоценные камни, купленные еще его тестем. Они не отличались чистотой и безупречностью огранки, зато у них были необычные оттенки и текстура. Со временем он начал использовать необработанные камни – потому что хотел сотрудничать с природой, а не спорить с ней.
Его украшения должны были быть более органичными, более естественными, более… живыми. «Неправильные», лишенные привычного «благородства», полудрагоценные камни сперва появились в его работах по прозаичным причинам экономии, но затем стали главными «героями» творчества. Считается, что именно Грима начал первым применять буквально необработанные камни, кусочки слюды, неровные, шероховатые, очень «естественные» материалы, контрастировавшие с гладкостью золото.
Помимо полудрагоценных камней, Грима активно использовал именно золото – его он предпочитал серебру, хотя и применял время от времени ювелирные сплавы. Из золотых вихрей и водоворотов рождались кристаллы необычных цветов и форм. Впрочем, не отвергал Грима и драгоценные камни – правда, они выступали «в поддержку», не перетягивая внимание на себя. Чаще всего он добавлял в свои ювелирные композиции небольшие изумруды и сапфиры – и маленькие бриллианты в каждом изделии. Бриллианты были призваны, по задумке Грима, «придать украшению свет». С той же целью Грима разработал технику работы с золотой проволокой для создания волнистой поверхности, красиво отражающей свет.
Источники вдохновения
Грима вдохновляли не только природные материалы, но и природные формы – например, лишайники, мхи, кораллы. Все его композиции – не абстрактные (как может показаться), они копируют естественные мотивы, которые, будучи перенесенными в иной контекст, становятся неузнаваемыми. А еще Грима воодушевляли… его современницы – смелые, независимые женщины с чувством собственного достоинства, которые знают, чего хотят, и живут без оглядки на социальные условности и требования «хорошего вкуса».
Свидетельства успеха
Впрочем, его клиентками часто становились именно те, кто, наоборот, условностями скован с ног до головы – представительницы королевской семьи Великобритании. Произошло это так: супруг принцессы Маргарет, лорд Сноудон, опубликовал разгромную статью, где критиковал ювелирную индустрию шестидесятых за скучные решения. Эндрю Грима сумел связаться с ним и пригласил в свою ювелирную мастерскую – точку притяжения лондонской богемы. А лорд… принял предложение – и они быстро подружились. Лорд снова поверил в британский ювелирный дизайн, а Эндрю Грима получил покровительство и новых, весьма обеспеченных, клиентов.
В 1966 году он создал брошь, которую принц Филипп подарил королеве Елизавете – и она до последних дней жизни появлялась с ней на официальных мероприятиях. Пик творчества Грима пришелся на 1960-е и 1970-е годы, он получил двенадцать наград De Beers Diamond International Awards, его украшения стали музейными экспонатами (что его, впрочем, не радовало), а критики включали его в список самых влиятельных ювелиров мира. Среди известных клиенток Грима, помимо британской королевской семьи, были первая леди Жаклин Онассис, актриса Урсула Андресс и скульптор Барбара Хепворт.
Один из самых важных заказов Эндрю Грима получил от часовой компании Omega в 1969 году, когда ему было поручено создать по-настоящему безумную коллекцию часов, куда вошло восемьдесят пять экземпляров, а трудилось на ней более шестидесяти мастеров. Это был самый яркий эпизод его ювелирной карьеры.
Грима скончался в 2007 году в возрасте восьмидесяти шести лет. Человек, который пришел в ювелирную индустрию совершенно случайно, стал одним из тех, кто совершил настоящий переворот в ней – и даже после смерти остается вдохновителем и образцом для множества молодых дарований.