Зарегистрировано — 120 810Зрителей: 64 112
Авторов: 56 698
On-line — 4 615Зрителей: 903
Авторов: 3712
Загружено работ — 2 083 297
«Неизвестный Гений»
Новости
«Мягкотелость», «мурло» и «сердцелюдый» – какие слова придумали русские поэты и писатели, и Почему одни вошли в обиход, а другие - нет
Кому как не мастерам словесности заниматься обогащением языка, придумывая новые слова, официально именуемые неологизмами. Ежедневно используя в своей речи те или иные обороты, многие из нас и не задумываются, что у многих из них есть свой автор. Иные из них берутся в оборот носителями языка и становятся весьма востребованными, другие так и остаются лишь в книжных строчках.
Михаил Ломоносов
Ломоносова называют одним из основателей русского языка, огромным количеством слов мы обязаны именно ему. Поэтому позволим ему возглавить список творцов слова. Михаил Васильевич скорее был ученым-энциклопедистом, а не только литератором. Он является основателем множества наук в нашей стране, немудрено, что ему приходилось выдумывать новые слова – фактически это было нарекание именем своего детища – действий, инструментов и вещей, которых ранее в природе не существовало или они не были обозначены.
Именно поэтому ломоносовскими словами мы называем различные предметы, которые нам подарила наука. Например, «градусник», «вещество», «квадрат» и «минус» появились именно благодаря ученому. Оттуда же берут начало «равновесие», «преломление», «горизонт» и «диаметр». Чувствуя и отлично зная язык, Ломоносов не просто переводил иноязычные термины, но даже основываясь на них делал слова более удобными. Хотя сам ученый весьма скептически относился к своим новым словам, считая их странными, но надеялся, что рано или поздно они станут более привычными. Так и случилось, теперь сложно удивить выражением «гашеная известь», «предложный падеж» и «преломление лучей».
Федор Достоевский
Фото: https://russkiymir.ru
Считается, что Федор Михайлович является автором как минимум 50 новых слов, которые он употреблял в своих произведениях. Правда в живой язык вошло лишь несколько из них. Пожалуй, самое известное это «стушеваться». Если современники используют это слово для того чтобы обозначить робость, смущение, то сам писатель использовал его в другом значении: незаметно уйти.
У этого слова есть даже дата рождения – 1 января 1846 года, заметку об этом сделал сам автор. О том, как это слово возникло он своем «Дневнике писателя». На тот момент он учился в главном инженерном училище, где ему приходилось чертить планы различного рода тушью, да еще и с растушевкой. Этим занятием однокурсники были настолько увлечены, что, когда один из них куда-то запропастился, Достоевский пошутил, мол, да он стушевался.
Другое достоевское слово, которое понятно современникам – «лимонничать», которое означает любезничать, жеманничать. Именно в таком контексте оно употребляется в повести «Село Степанчиково и его обитатели».
Многие слова, значение которых становится понятным, стоит только услышать, как они произносятся, увы, в русском языке не прижились. Например, сразу понятно кто «срамец» или «шлепохвостница».
Михаил Салтыков-Щедрин
Михаилу Ефграфовичу приписывают авторство как минимум двух часто употребляемых слов: «халатность» и «мягкотелость». Ему же приписывают «злопыхательство», пусть и изредка, но используемое в обычной речи современников. При этом Салтыков-Щедрин сыпал неологизмами как из рога изобилия, но далеко не все слова и выражения пошли в народ. Оно и не удивительно, все они довольно труднопроизносимы, несмотря на то, что весьма понятны и без сносок.
«Праздношатайка», «головотяпство», «благоглупость» так и не вошли в обиход. А вот его «Не вытанцовывается!» из «Заколдованного места» оказывается весьма кстати в различных жизненных ситуациях.
Велимир Хлебников
Его до сих пор называют самым неистовым словотворцем, по крайней мере Серебряного века. Кажется, что он писал для того чтобы изобретать новые слова, получая от этого удовольствие. Если «смехачи» и «смеюнчики» еще на слуху у тех, кто застал Хлебникова в обязательной школьной программе, то «чингисханят», «моцартить» и «лебедиво» уже совсем не знакомы. Зато вот «изнеможденный» знаком всем, впрочем, есть другие более значимые слова, которые Хлебников оставил нам в наследство.
Несмотря на то, что есть разные мнения, исследователи все же сходятся на том, что слово «летчик» придумано именно Хлебниковым. Хотя Александр Блок в «Авиаторе» писал о погибшем капитане, называя его летуном. Но именно Хлебников употребил слово «летчик» в привычном теперь уже для нас контексте. Схожая история возникла с атомной бомбой, которую до этого времени называли «атомической». Авторство словосочетания делят между Хлебниковым и Андреем Белым.
Забавно, что именно такое словоблудие приводило Хлебникова к открытиям раньше самих физиков. Он обозначил «взрывы на солнце», «волны электродов». Тогда казалось, что поэт просто играет словами, но правды в них оказалось гораздо больше.
Владимир Маяковский
Словотворец Владимир Маяковский вошел в культурное наследие как поэт-новатор. Он привнес много нового как в содержание, так и в форму стиха. Неологизмы, которые он использовал, усиливали его экспрессию, добавляя красноречия. Чего стоит только «краснокожая паспортина», ставшая символом его творчества. Не говоря уже про «молоткастый» и «серпастый».
Перу поэта принадлежит слово «голоштанный», именно таким он называет народ, которому нужно было выбирать между Советами и буржуем. Фаворитку Николая II, между прочим, балерину, поэт обвиняет в получении дорогих подарков за «дрыгоножество». «Сердцелюдым» он называет нечто, похожее на человека на Красной планете. «Мурло мещанина» сократилось до просто «мурло» став оскорблением.
А чего стоят только маяковские «прозаседавшиеся», со временем превратившиеся в описание явления, с оценочным суждением одновременно? «Планов громадье», «ясь», «вечер декабрый», «испешеходили» поэту удавалось вместить в одно слово огромное значение. Возможно в этом и заключается талант?
Если эти фразы и слова понятны даже потомкам, то в творчестве Маяковского было полно слов, понятных лишь его современникам. Например, в стихотворении «Красавицы» он пишет: «Крашеные губки розой убиганятся». Последнее слово производное от названия французской фирмы «Убиган», столь популярной у модниц того времени.
Николай Карамзин
Считается, что именно Карамзин помимо своих заслуг в истории и литературы, ввел в обиход букву «ё», хотя есть мнение, что здесь велик вклад княгини Екатерины Дашковой. Тем не менее, именно у Карамзина в «Аониды» активно используется новая буква в различных словах.
Именно Карамзиным «промысел» был преобразован в «промышленность» (полученный каким-либо промыслом). Ему же мы обязаны словами «трогательный» (только вдумайтесь, насколько емкое и понятное слово одновременно), «впечатление», «катастрофа», «занимательный».
Язык, как живое существо всегда видоизменяется, дополняется новыми словами и оборотами. Кому как не мастерам слова помогать ему в этом, настолько гениально четко выражая собственные мысли одним словом, которое потом подхватывается. Иногда слова и фразы настолько входят в оборот, что их первоисточник теряется во времени.