16+
Лайт-версия сайта

Новости

Как монах-русич одолел бессмертного Челубея: Малоизвестные факты Куликовской битвы с картин художников



8 сентября 1380-го у впадения в Дон Непрядвы произошла легендарная Куликовская битва. Итогом сражения стала победа русских, а предрешил такой результат главный бой двух богатырей. Преподобный Сергий Радонежский благословил на это монаха Пересвета, предсказав московскому князю Дмитрия Ивановичу победу. Вышло все так, как обещал старец. И хотя Пересвет погиб, битва русского монаха с непобедимым до того татарином пошатнула господство Орды на русской земле.



Русский инок против непобедимого татарина

Преподобный Сергий Радонежский благословляет на брань великого московского князя Дмитрия Донского и дает ему Пересвета и Ослябю. /Фото: topwar.ru

 

Преподобный Сергий Радонежский благословляет на брань великого московского князя Дмитрия Донского и дает ему Пересвета и Ослябю. /Фото: topwar.ru

 

Победу русичей в Куликовской битве предрешило сражение Пересвета и Челубея. В том страшном бою погибли оба воина, но победа осталась за Пересветом, который проткнутый копьем доехал на коне до русского полка. Выбитый же из седла татарин пал на поле. По давним воинским правилам поединок сильнейших назначался в противоречивых обстоятельствах. Это напоминало жребий - кому атаковать первым. Известно, что наступающая сторона несет самые большие потери в любом бою. Так что часто поединок один на один накануне группового сражения имел едва ли не решающее значение.

Проигравший участник обрекал войско, которое он представлял, на существенное ослабление. Накануне Куликовской битвы русская и татарская стороны представляли собой примерно равные силы. При одинаковом количестве воинов ни одной из противоборствующих сторон не выгодно было начинать первыми. Потерять в первые же минуты значительную часть войска не хотел никто. Вот и встали полки друг напротив друга в ожидании. Татарам было выгодно затягивать начало боя: они ждали подкрепления в лице литовского князя Ягайло. Русским же по этой же причине важно было скорей развязать битву, потому что объединение татар с литовцами сыграло бы против. Для честного разрешения спорного момента стороны и выставили на поединок великана Челубея против русского монаха Пересвета. Татарский воин, владевший полумагическими приемами борьбы, считался до того дня непобедимым. Он свыше 300 раз выигрывал самые сложные схватки и был известен хитрым приемом. Копье Челубея превышало стандартные на целый метр, что позволяло первым поражать противника.

Зная об этой детали, добровольно вызвавшийся на бой Пересвет снял с себя кольчугу. Защита не спасла бы монаха от поражения копьем противника, при этом лишь сковывала движения. Кроме того, отсутствие брони снизило при смертельном ударе сопротивление, и Пересвету удалось усидеть в седле. Уже после того, как его тело было проткнутым насквозь, Пересвет успел в последние мгновения жизни дотянуться до противника за счет максимально короткой дистанции и убить его на месте. По легенде, монах развернулся и доехал до своего полка, что автоматически сделало его победителем. Татарский предводитель Мамай понял, что атаковать придется ему и сразу бросил в атаку свою конницу. Но татарское войско вскоре было разгромлено, а остатки выживших русичи преследовали еще долго.

 

Благословение Сергия Радонежского

Поединок глазами Васнецова. /Фото: i.pinimg.com

 

Поединок глазами Васнецова. /Фото: i.pinimg.com



Пересвет – вовсе не вымышленный персонаж. Его имя вместе с Ослябей хранят ряд летописей. Имя Пересвета – Александр, и происходил он из брянского боярского рода, представители которого отличались высочайшим воинским мастерством. Ослябю Пересвет звал братом, но их могло и не связывать кровное родство. Такое взаимное обращение, зафиксированное в «Сказании о Мамаевом побоище», может объясняться монашеским или ратным братством.
Все летописные источники рассказывают, что перед отправкой на битву с татарским войском князь московский Дмитрий встретился в Троицком монастыре с преподобным Сергием Радонежским.

Игумен предсказал русичам победу и благословил князя на важное сражение. Дмитрий Иванович просил у Сергия двух лучших воинов-монахов – Пересвета и Ослябю. Тот позвал обоих и благословил их отправляться с князем. Далее, как повествует летопись, игумен «дал им вместо оружия тленного нетленное — крест Христов, нашитый на схимах, и повелел им вместо шлемов золоченых возлагать его на себя». Историки сомневаются в одном: то ли воины уже были пострижены в схиму, то ли таинство совершилось перед их отъездом для наделения особой силой.

В последствии Александр Пересвет был причислен церковью к лику святых. РПЦ посчитала его подвиг достаточным для столь высоких оценок. Монах шел на верную смерть за защиту государства и веры, выбрав погибель взамен порабощения родной земли иноверцами. Православные историки считают то сражение не какой-то рядовой схваткой, каких в истории масса. На кону стояла защита православной Руси.

 

Знаменитое полотно и ошибка Васнецова

Александр Пересвет кисти Павла Рыженко.

 

Александр Пересвет кисти Павла Рыженко.



Образы богатырей Пересвета и Челубея талантливо воссоздал русский художник Авилов. Причем, свою работу он творил в такой же сложный для родины период, каким когда-то было татарское иго. Мастер написал картину «Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле» в переломный для СССР 1943-й. Ветеран Первой мировой войны, он мечтал отправиться на фронт добровольцем, но получил отказ в виду преклонного возраста. Живописцу шел седьмой десяток, и к концу 41-го его вместе с другими ленинградцами эвакуировали в Узбекистан. Через год Авилов перебрался в Москву, где получил помещение под мастерскую. Чувствуя важность своего участия в приближении Победы, художник начал работать над огромным полотном. Эпизод из русской истории пришел в голову сам по себе, а мазки давались удивительно легко. Авилов хотел донести до переживающего тяжелейшие времена народа главную идею: подвиг каждого очень важен для общего дела, а тот, кто уверен в своих силе и правде, обязательно победит.

М. П. Якоби,

 

М. П. Якоби,



Писал похожую картину и Васнецов, но изобразил обоих воинов в доспехах, что, по мнению историков, искажает главный смысл происходившего. Зная, что погибнет, Пересвет вышел на схватку лишь в монашеском облачении и с копьем в руке. Эта жертвенность и позволила иноку убить «бессмертного» Челубея.

Источник: https://kulturologia.ru/blogs/290723/56947/




Комментарии:

Нет комментариев
Оставлять сообщения могут только зарегистрированные пользователи

Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта





Наш рупор







© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft