Зарегистрировано — 123 819Зрителей: 66 879
Авторов: 56 940
On-line — 11 084Зрителей: 2163
Авторов: 8921
Загружено работ — 2 130 926
«Неизвестный Гений»
Новости
За что критиковали узника концлагеря Симона Визенталя, который всю жизнь охотился за нацистами
Он был уверен, что прошлое нужно ворошить. Бывший узник концлагеря Симон Визенталь посвятил свою жизнь справедливости. Он выводил на чистую воду нацистских преступников, которым удалось избежать наказания. Благодаря его принципу «Не забыть и не простить» были осуждены тысячи эсэсовцев. Он понимал, что несмотря на победу плоды фашизма не искоренены и пока они есть, всегда есть риск появления новых ростков расистской идеологии.
Еврей по происхождению он родился в Восточной Галиции в городке Бучач. Местечко это было отдаленное от крупных магистралей, жизнь текла тихо и размеренно. Несмотря на многонациональный состав не было никаких антисемитских настроений. Глава семейства воевал в Первой мировой войне. Когда в 1915 году русская армия прорвала фронт недалеко от их города, семья, вместе с другим еврейским населением, бежала в центр Австро-Венгрии.
Семья Визенталя осела в Вене, там же их настигла печальная весть о гибели отца. После окончания войны семья вернулась в родные места, а мать вышла замуж повторно. После того как Симон окончил школу, и мама, и отчим решили поддержать способного юношу и настаивали на его дальнейшем обучении.
К этому времени Восточная Галиция отошла к Польше, в которой процветали антисемитские настроения. Для того чтобы получить высшее образование он едет в Чехословакию, где поступает в архитектурный университет. Успел окончить университет, завести семью, но наслаждаться семейным счастьем оставалось недолго…
Тучи новой войны
Когда в Европе разгоралась новая война, отчим Симона был арестован и умер в тюрьме, расстрелян был сводный брат. Проблемы непременно были бы и у остальных членов семьи, но Визенталь успел подсуетиться. Благодаря взятке, семью оставили в покое, но за ними закрепился статус родственников «врагов народа», а значит, несмотря на образование, он не мог занимать ключевые должности и работал простым механиком.
В 1941 году, когда Германия уже вошла на территорию Советского Союза, во Львове были уничтожены многие представители польской интеллигенции, еврейских ученых. Начались гонения, аресты и преследования. Понимая, что исход один, Вензель вновь сумел договориться, найдя нужного человека и откупившись. Это сохранило семье жизнь, но не свободу. Симон и его супруга Циля были сосланы в концлагерь.
Уже в самом начале 1942 года нацистские лидеры приняли решение окончательно покончить с еврейским вопросом. Это означало тотальную зачистку на завоёванных территориях. Заработала огромная машина геноцида, газовые камеры работали на уничтожение представителей нации во всех концлагерях, расстрельные команды уничтожали еврейское население на Украине и Прибалтике. В это время погибло едва ли не все родные Визенталя, в том числе и его мать.
В этом же году Симон сумел достать для своей белокурой (тогда это было важным моментом для спасения) супруги поддельные документы, которые изготовили ему антифашисты и организовать ее побег. К счастью, она смогла скрыться до конца войны. Сам же Визенталь пробовал бежать через год, но вскоре его вновь задержали и доставили уже в другой концлагерь. Казалось, что на этом его судьба предрешена. Но наступление красноармейцев в Прикарпатье этому помешало.
Охранники Яновского концлагеря, в котором содержался Симон, в нарушение приказа оставили в живых последних узников и, присоединив к ним несколько жителей соседних деревень, этапировали их в другой лагерь. Делалось это для того чтобы избежать отправки на Восточный фронт. Им предстояло пройти длинный путь: лагеря были перенаселены и их попросту не принимали. Симон оказался одним из немногих выживших, кому удалось добраться до окончательной точки – в лагерь Маутхаузен.
Из некогда здорового молодого человека он превратился в живой труп, в нем было меньше 50 кг. Его полуживого бросили в барак, где хранились в том числе и трупы. Именно в таком состоянии его нашли американские солдаты, освобождавшие лагерь.
Спасибо, что живой
То, что Симон Визенталь остался в живых – весьма знаково. Столько раз он находился на волоске от смерти и каждый раз от нее уходил. Вероятно, судьба уготовила для него действительно важную роль – восстанавливать справедливость и наказать виновных в преступлениях против человечества. Он долго восстанавливался, и благодаря молодому организму, жажде жизни и стараниям врачей полностью выздоровел. Однако впереди его еще ждали испытания, ведь мало было залечить раны на теле – кровоточили душевные. Он потерял все: родных, дом, друзей, а главное – любимую супругу.
Раз за разом, прокручивая в голове те страшные события он понимал, что тысячи преступников на свободе и не получили должного наказания за свои злодеяния. И все больше укреплялся в желании добиться справедливости. Он был свидетелем того, как создавались новые документы, менялись имена и фамилии, менялись страны в попытке скрыть свое темное прошлое.
Возвращаться в родные края не было смысла, там нет ни родных, ничего, чтобы его держало. Он стал работать на американскую армию, собирая данные о нацистах. Параллельно возглавлял еврейский комитет в помощь жертвам войны. К тому же, в 1945 году ему удалось разыскать свою супругу, оказалось, что ей удалось выжить. Больше они не расставались.
Сразу после окончания войны Визенталь и около трех десятков его коллег создали Центр, который занимался поиском информации и документов о нацистских преступлениях. Дело осложнялось тем, что ухудшившиеся отношения между США и СССР не давали простора для деятельности. Особенно сложно стало после Нюрнбергского процесса. Вскоре деятельность Центра была приостановлена, а все разработки сданы в музей. У Визенталя осталась только одна папка с разработками на Адольфа Эйхмана – именно этот человек, занимавший высокий пост, сыграл решающую роль в еврейском вопросе.
Эйхману накануне окончания войны удалось скрыться. Его поиски были делом всей жизни Визенталя, его способ наказать виновных за смерть его семьи и близких.
Главное дело
Свидетельские показания, материалы от агентов, даже газетные вырезки – Визенталь собирал по этому делу все. Вскоре он сделал вывод, что Эйхмана нужно искать в Аргентине. Об этом он сообщил израильским спецслужбам. Была установлена слежка за супругой Эйхмана, он называла себя вдовой, но переписывалась с неким Рикардо Клементом, который писал ей как раз из Аргентины.
Разработка показала, что это и есть Эйхман. Его задержали и доставили в Израиль, опасный преступник был казнен в 1961 году. Визенталь говорил, что главная его заслуга не в том, что он первым напал на аргентинский след, а в том, что не дал забыть о нем, не соглашаясь с информацией о его гибели.
После этого громкого случая авторитет Визенталя крайне возрос и было решено возобновить работу Центра. С ним стали активно сотрудничать спецслужбы разных стран. Благодаря общей работе им удалось задержать более 1000 нацистских преступников. Среди них и Франц Стангаль, занимавший должность коменданта лагерей Треблинка и Собибор. Доказано, что в них было загублено более 750 тысяч человек. Его Визенталь обнаружил в Бразилии. После ареста он был приговорен к пожизненному заключению.
Хермина Браунштайнер – фашистская надзирательница так же была обнаружена в Америке благодаря разработкам Визенталя. Карл Зильбербауэр, известный тем, что арестовал Анну Франк и ее семью.
Во имя справедливости, а не ради мести
Несмотря на то, что на официальном уровне деятельность Визенталя поддерживалась с советской стороны, на неформальном уровне отношение к нему было, мягко говоря, двоякое. Дело в том, что ему удалось разузнать, что многие нацисты теперь входят в секретную службу «Штази». По мнению Визенталя, именно поэтому она стала столь успешной – в ней работали профессионалы. ГДР знало о таком положении дел, а советская разведка нередко использовала эту секретную службу для своих интересов. Всех все устраивало. И только Визенталь раздражал всех своим стремлением «искать там, где не надо».
На него нередко обрушивались с критикой, обвиняя в несговорчивости и самопиаре. Мол, Визенталь давно забыл о справедливости и им руководит только желание мести. Однако разве человек, прошедший несколько концлагерей, еле выживший в этом геноциде и потерявших почти восемьдесят близких людей не вправе проявлять особое рвение к поимке нацистских преступников?!
Визенталь, которого не стало в 2005 году, утверждал, что главный смысл его деятельности был не только в фактической поимке нацистских преступников. Важно было и то, что те, кто совершал преступления против человечества, жили с ощущением «холодного дыхания на загривке». Увы, но в современном мире крайне избирательно подходят к вопросу о возмездии. Как бы то ни было, Визенталь со своей стороны старался, чтобы число тех, кто избежал заслуженного наказания неуклонно уменьшалось. Охота за нацистами в послевоенные годы велась широкомасштабная, благодаря этому удалось наказать многих нацистов, в том числе и исполнителей
Комментарии:
02 августа ’2024 20:38
Достойный человек, Великую работу проделал!
|