Зарегистрировано — 123 793Зрителей: 66 851
Авторов: 56 942
On-line — 26 177Зрителей: 5178
Авторов: 20999
Загружено работ — 2 130 607
«Неизвестный Гений»
Новости
Что известно про «Философский пароход», на котором Ленин выпроводил из страны «чуждую интеллигенцию», и чего боялся вождь революции
В начале 1920-х годов советские власти провели показательную акцию. Посадили инакомыслящих философов, ученых, профессоров университетов и прочую «чуждую интеллигенцию» на пароходы и поезда и отправили из СССР в Европу. Без права вернуться на Родину под угрозой расстрела. Эта масштабная кампания получила в среде историков собирательное и символичное название «философский пароход». В последние пару лет в России появляется все больше желающих пересмотреть к ней свое отношение.
Ленин высказался: маховик запустился
Все началось с того, что в мае 1922 года Ленин обрушился в одной из своих статей на церковь, интеллигенцию и буржуазию, в том числе на редакцию журнала «Экономист», в лице которой осудил инакомыслящую научную и культурную элиту в целом. В конце статьи Ильич подытожил, что таких людей следовало бы «вежливенько» препроводить в страны буржуазной «демократии» (это слово Ленин взял в кавычки).
Поняв непрозрачный намек вождя, подчиненные на всех ступеньках пролетарской власти внимательнее, с презрительным ленинским прищуром присмотрелись к интеллигенции. А ВЦИК по личной просьбе Ленина быстренько добавил в новый Уголовный кодекс РСФСР параграф о возможности высылки из страны контрреволюционеров. В вышедшем совсем скоро УК появилась статья «пропаганда и агитация», наказанием за которую были тюремное заключение либо высылка за пределы страны. При этом за самовольное возвращение на родину осужденного, согласно УК, надлежало расстрелять.
Вслед за Лениным тему депортации инакомыслящих поднял в прессе Лев Троцкий на примере литературоведа Юлия Айхенвальда. В статье «Диктатура, где твой хлыст?» Троцкий называл Айхенвальда «дрянью» и «блюдолизом» и призывал «этим хлыстом» заставить литературоведа убраться «лагерь содержанства» – иными словами, на Запад.
Через несколько дней после появления нового УК была сформирована комиссия, которой надлежало срочно составить списки высылаемых из страны интеллигентов, проживающих в Москве, Петрограде, Казани... В комиссию входило три человека – руководитель ВЧК Иосиф Уншлихт, народный комиссар юстиции Дмитрий Курский и зампредседателя СНК Лев Каменев.
Когда список был составлен, «наверху» сочли его слишком маленьким и приказали расширить. В итоге в него вошли больше ста «контрреволюционеров». По какому принципу выбирали кандидатов на высылку, непонятно, потому что в список попали как видные ученые с мировым именем, так и рядовые профессора, которые просто вели лекции для студентов на кафедрах. Также там оказались деятели искусств и очень большое число философов.
Некоторых попавших в списки деятелей литературы и искусств удалось «отбить» их влиятельным друзьям, которые ходатайствовали за них наверху. Есть даже случаи, когда людей убирали из списка и они этому очень радовались, но вскоре сами начинали проситься на выезд из страны. Так, например, «отмазанный» и оставшийся в СССР известный писатель Евгений Замятин вскоре передумал и захотел уехать, но все его попытки теперь уже оказывались безуспешными. Он смог эмигрировать во Францию только спустя десять лет – после письма Сталину.
Почему попавшие в списки люди, хотя в большинстве не разделяли идеи большевиков, так хотели, чтобы их оттуда убрали? Во-первых, многие из них любили Россию и не планировали ее покидать. Они работали в университетах и институтах, преподавали, занимались научной деятельностью и верили, что большевики у власти ненадолго и что скоро все вернется на круги своя.
Во-вторых, в Москве и Петрограде ходили упорные слухи, что списки эти – на самом деле не депортационные, а расстрельные. Так что когда всех вошедших в них представителей интеллигенции реально посадили на пароходы и поезда и увезли из России, они даже обрадовались: хорошо, что не сослали в лагеря и не расстреляли.
Как проходила депортация
«Врагов режима» депортировали вместе с семьями. С собой им разрешили взять минимум вещей – по две пары зимнего и летнего белья, по две рубашки, по одному осеннему и зимнему пальто и так далее. Никаких личных архивов и документов вывозить из страны не разрешалось, драгоценности тоже надлежало оставить на Родине и даже нательные кресты им было велено снять.
Интеллигенцию отправили в Европу поездами из Москвы, а также морскими судами из Петрограда, Севастополя, Одессы. Интересно, что при этом многих из членов списков выдворили из страны первым классом – то есть, поселив в купе и каюты повышенной комфортности.
Список пестрел уважаемыми и известными фамилиями. В числе пассажиров были философы Николай Бердяев, Сергей Булгаков, Иван Ильин, Сергей Трубецкой, журналист Михаил Осоргин, инженер-технолог, конструктор паровых турбин Всеволод Ясинский и так далее, и так далее.
Общее число депортированных интеллигентов, по одним данным, составило чуть больше ста человек, а по другим – около трехсот.
На кампанию по выдворению из СССР инакомыслящих в голодные для страны 1920-е годы были потрачены десятки миллиардов советских рублей (в пересчете на доллары – 25 млн.). Но вождь революции считал, что высылка из страны «вредных элементов» потом себя окупит.
Взгляд сто лет спустя и два мнения
Понятие «Философский пароход» впервые ввел в начале 1990-х философ Сергей Хоружий. Саму же эту кампанию многие историки называли и называют явлением символичным и драматическим. Россия – страна, которая в период Серебряного века произвела на свет множество великих ученых, писателей, поэтов, мыслителей, в итоге сама же и извергла их, посчитав ненужными и даже опасными в новой, советской системе координат. И с исторической точки зрения это пошло на пользу Европе, где все эти люди применили свои знания и таланты, хотя для каждого из них расставание с Родиной и было личной трагедией.
В наши дни некоторые историки уже по-иному смотрят на знаменитый и трагический факт с высылкой из страны представителей науки и интеллигенции. Есть мнение, что в подобном решении Ленина «не было никакой трагедии» и плачевные последствия этой депортации для страны преувеличены. Те, кто придерживается такой позиции, уверяют, что среди высланных из СССР специалистов лишь единицы (такие, например, как Бердяев) представляли «реальную ценность» для науки и культуры. Избавившись от остальных «интеллигентов», страна, мол, нечего не потеряла, зато «очистилась» от тех, кто мог зародить в народе зерно сомнения в верности ленинского курса.
Тот же факт, что среди пассажиров немалую часть составляли философы (отсюда и название – «философский пароход»), с точки зрения этих историков лишь подтверждает «безобидность» такой высылки. Мол, философия – не особо ценная наука – тем более, если учесть те «вредные», антибольшевистские идеи которые многие философы транслировали в первые годы становления молодой советской республики.
Такую депортацию защитники этого решения вождя называют даже правильной. Мол, взвесив потенциальные вред и пользу, советские власти посчитали, что вреда от этих людей режиму будет больше. Ну а Троцкий про эту масштабную «операцию» по изгнанию из страны видных представителей интеллигенции говорил так: мол, для их расстрела не было повода, но в то же время и терпеть их было невозможно.
Продолжили работать на чужбине
Судьбы пассажиров «философского парохода сложились по-разному, но большая часть из них продолжила на чужбине свою научную и преподавательскую работу. Так, например, Николай Бердяев основал в Берлине Академию философии и религии, которая затем была переведена в Париж. Во Франции он читал лекции, писал, обменивался идеями с коллегами из других стран и участвовал в международных конференциях. Сергей Трубецкой был профессором Русского юридического факультета и Русского народного университета в Праге. А Всеволод Ясинский стал первым руководителем Русского научного института в Берлине.
Уже после распада СССР российские режиссёры Демуров и Эпштейн сняли пятисерийный фильм о судьбах высланной интеллигенции, который называется «Не будем проклинать изгнание».
В первые годы революции с массовым отъездом из советской страны белых офицеров, ученых, писателей, предпринимателей и деятелей культуры по всему миру сразу образовались центры эмиграции, где было сконцентрировано больше всего россиян. Одним из таких центров был китайский город Харбин.