Зарегистрировано — 123 827Зрителей: 66 886
Авторов: 56 941
On-line — 26 292Зрителей: 5185
Авторов: 21107
Загружено работ — 2 131 109
«Неизвестный Гений»
Новости
Как советские художники сражались с цензурой, искали свой стиль, и чем это было чревато
Творческие люди – личности неординарные, всегда в поиске самовыражения. Многие таланты, даже получая единое классическое высшее художественное образование, не спешат в своих работах однотипно раскрывать красоту окружающего нас мира. В годы советской власти, когда действовала строгая цензура, художникам пришлось особенно тщательно маскировать свое инакомыслие. Дурдом и эмиграция, в лучшем случае, ждали всех, кто не следует указанному партией направлению соц. реализма. Так у кого же учились последователи запретных направлений в искусстве во времена СССР? Кто и где знакомил продвинутую молодежь тех времен с западной культурой письма?
Вот такая она, «оттепель»
После смерти Сталина начался особый период жизни в нашей стране, именуемый в народе оттепелью. Неофициальное творчество, не вписывающиеся в установленный эталон, стало массово проявляться на выставках и показах. Появились даже первые коллекционеры и собиратели нового искусства.
Открылись неофициальные художественные студии, в которых начинающие специалисты знакомились с зарубежными мастерами, различными течениями и участвовали в мастер-классах.
В СССР все направления кроме соц. реализма были под запретом.Поэтому художники Фальк Р.Р., Фаворский В.А. и Фонвизин А.В. создали группу «Формалисты», (их называли еще Три «Ф»), и в индивидуальном порядке на дому стали оказывать педагогические услуги по повышению неформального образования.
Как моряк Ситников академиком стал
Самую известную подпольную школу, именуемую академией Васьки – фонарщика, возглавил Василий Ситников.
Русский художник, живописец и график родился в бедной крестьянской семье. Учился плохо, больше всего любил бродить по базарам и наблюдать за народом, а позже рисовать увиденное. Изначально увлекался изготовлением игрушек из всяких бросовых материалов, позже занялся созданием точных моделей парусников, мастерил байдарки и плавал на них по речке. Созданная им облегченной версии лодка получает признание у спортсменов и Василию вручают на нее патент.
Среди знакомых его называют мастером на все руки. Для студентов МГУ молодое дарование создает экспонат – действующую механическую модель головы рыбы. Василий после школы закончил Московский судомеханический техникум, но морская служба не впечатлила. В юности, прежде чем получить художественное образование, много и физически тяжело работал.
Однако, официальная трудовая биография Василия быстро закончилась в тот момент, когда его забрали в психушку.
Случилось это совсем неожиданно для всех окружающих.Он поднял листовки, сброшенные с немецкого самолета и рисовал на них. Ситникова арестовывали. На допросе били, кричали на него, Василий не выдержал и впал в ступор. Его признали душевно больным и отправили на принудительное лечение. Однажды доктор узнал, что пациент Ситников умеет не плохо рисовать. Больному поручают расписать стены военного госпиталя. Сюжет словно сам выплывает из прошлой жизни. Купола церкви, дорога, деревья.
Спустя три года лечения Ситникова отпускают, привозят домой и сдают с рук на руки матери. Но это уже совершенно другой человек. Он по-прежнему желает рисовать, но его работы наполнены не стандартными фигурами и не традиционными красками. Появляется идея о создании своей тайной школы на квартире.
Тайная школа Васьки - фонарщика
Ситников не имел определенного плана обучения и никогда никого не призывал к порядку и дисциплине.Виртуозно владея всеми техниками рисования Василий просто проводил мастер – классы с последующим обсуждением.
Ученик В.А.Титов описал обычное начало занятий так: Немолодой, с седой бородой мужчина спортивной внешности в солдатских сапогах и майке, на которой дырка заделана булавкой, в заячьей шапке наизнанку и ватной телогрейке нараспашку врывается в помещение бурно, экспрессивно размахивая руками приветствует всех и призывает к работе. Рядом с ним почти всегда семенит в длинной белоснежной шубе юная красавица жена с модельной внешностью. Она не вступает в споры, но всякий раз, когда говорит муж, щурится и словно кивает в согласии с ним головой.
Кстати, Титова чуть позже, чем его учителя, власти вынудят эмигрировать по стандартному сценарию. Позиция Титова осложнена была еще и тем, что его жена работала журналисткой, смело выражала собственное мнение. Многие критики называют Титова мастером, воспевающим помойки. С этим он категорично был не согласен. Правда жизни – вот его слоган.
Ученик Ю.А.Ведерников описал стиль работы Ситникова: Он писал без эскизов, сразу наносил фон сапожной щеткой от одного угла до другого. Широкими мазками сапожной щеткой растирал по листу черную масляную краску, разбавлял местами белой, создавал плавное пространство для фона. И уж потом вырисовывает все фигуры сводя в единую композицию с фоном.
Академии Васьки – фонарщика буквально за год приобретает популярность в широких кругах любителей искусства. В ее стенах побывали многие легендарные личности М. Д. Стерлигова, А. В. Харитонов, В. Г. Вейсберг, Ю. А. Ведерников, М. Д. Яковлев, Дмитрий Плавинский, Анатолий Зверев.
Первая итоговая выставка участников состоялась в студенческом клубе МГУ. Желающих увидеть творчество неформалов было огромное количество. Появились иностранцы, желающие купить работы.
Несвободная свобода.
Однако, внимание властей не ослабло. Официально он -сумасшедший, поэтому частенько Ситникова хватают и везут на профилактический осмотр или процедуры. Такая несвободная свобода выматывает. Поэтому в 1975 Ситников покидает страну, оставляя все-большую коллекцию икон, свои работы, друзей и родных.
Примерно в это же время Россию покидает целое поколение неформальных художников, которых обвинили в тунеядстве, так как они не работают официально. Всех уехавших сразу объявили «классово чуждыми элементами». Их работы были запрещены к показу, а имена сопровождались только эпитетом «предатели».
Находясь в Австралии, а затем и в США художник продолжает создавать свои шедевры, но уже применяя другие эффекты и материалы. Пожалуй, сохраняя верность в одном – не стандартная внешность и неформальное искусство.
Студия эмоционального подъема
Еще одну домашнюю студию «Новая реальность» возглавил Элий Белютин – художник и педагог. В своей работе он руководствовался наследием Павла Чистякова, стремился создать особую школу раскрепощенных и свободных от предрассудков художников. Его система обучения была четко выстроена. Взращивая желание выражать собственное видение мира, он призывал к смелым экспериментам. Например, выражать эмоции через модульную живопись.
Для достижения эмоционального подъема группа вместе с педагогом отправлялась на природу в лес или на дачу, в путешествие по реке.
Часто Белютин выводил ученика из зоны комфорта, мог довести до слез, разозлить или рассмешить. Заставлял писать на любых поверхностях разными предметами. Мог поручить рисунок натурщицы в двух вариантах – любящей матери и коварной убийцы. Все это считал своим главным трудом - «Теорией всеобщей контактности».
Студия быстро приобрела популярность и имела около 200 участников. Свою работу начала с 1946, но официальная выставка состоялась только в 1962 голу.
Белютина не забирали в психушку, его не сажали в тюрьму, но практически не давали работать по специальности, мешали устраивать выставки, запрещали к показу его работы. Ангел хранитель, умение договариваться с чиновниками или быть может дар интуиции все время спасали его от ареста.
Среди слушателей Белютина известные художники Тамара Тер-Геводян, Вера Преображенская, Люциан, Грибков, Владислав Зубарев, который продолжил разработку теории «темпорального искусства», разработав 9 проекций времени и скульптор - Эрнс Неизвестный.
Многие из учеников Белютина так же были вынуждены уехать из страны. У всех эмигрантов сложилась судьба по-разному.